чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 234 (14.10.04). д. шумаков

АНОНСЫ
За минувшую неделю на нашем сайте появилось некоторое количество новых материалов — и материалов весьма приятных.

Во-первых, я обработал и разместил, наконец, подробный отчет Марии Октябрьской о дегустации ею краснодарских чаев. Фрагменты этих впечатлений я публиковал уже в рассылке — теперь дошло дело и до впечатлений целиком. И с картинками. Читайте на здоровье.

Во-вторых, Сергей Калинин написал «Осеньчайные» впечатления, а я снабдил их некоторым количеством фотографий — и разместил на сайте. Начиная вот с этого адреса. Вот дней через десять я еще и фоторепортажи подготовлю — и тогда отчет о мероприятии будет совершенно полным. А в сегодняшнем выпуске, суть ниже, я опубликую кусочек этих впечатлений.

И еще. Начиная с сегодняшнего выпуска рассылки и продолжая следующими, я с удовольствием буду включать в текст небольшие заметки Павла Шведова с разными чайными историями, описание разных чайных традиций и прочими приятными «чайностями». Материалы для этих заметок будут тесно связаны с чайной субкультурой, сформировавшейся в московских чайных клубах — и это очень важно, потому что, оказавшись в этих клубах, вы сможете сами попробовать все те чаи и чайные штуки, о которых пишет Павел. Вот смотрите...

ЧАЙНАЯ КРАСНОТА ПО-КИТАЙСКИ
Согласно устоявшимся традициям, красный чай начинает активно питься в московских клубах чайной культуры в начале-середине осени, когда появляется желтизна на деревьях, тепло становится каким-то особенным, уходящим, и из-за этого несколько грустным, как будто красота молодости через быстроту ускоряющегося времени сменяется мудростью старости. Вот именно в такие моменты красный чай предоставляет человеку возможность, ускользающую попытку согреться и охватить всеми порами души испаряющееся «бабье» лето. Кто видел, как играет мягкое осеннее солнце своими лучами в настое красного чая, когда подносишь глиняное ча бэй к губам — тот поймет мои ощущения.

Переходя от лирики к прозе, отмечу замечательную особенность, отличающую категорию китайского красного чая от «аналогов» в других регионах — это наличие слабоферментированных чаев типа Дянь Хун Мао Фэн «Ворсистые пики из Дянь Си», Дянь Хун Цзинь Хао. Название последнего — «Золотые ворсинки из Дянь Си» — полностью оправдывается, ведь цвет самого чайного листа действительно золотистый, поверхность листа насыщена ворсинками, что несомненно смягчает вкус при заваривании. У этой категории красного чая и сами листья не резаные, а походящие своим размером и скрученностью на некоторые зеленые (не цветом, а видом!!!).

При чаепитии чувствуешь, как теплая нега распространяется по всему телу, как согреваешься изнутри, и появляется твердая уверенность в том, что осень за окном непременно приведет к весне. Красный чай «помогает» жить в межсезонье хорошей погоды. Он — как маячок в ночи, показывает путь, является своеобразным стержнем осенне-зимнего Ча Дао.

Другие сорта китайского красного чая тоже достаточно популярны в чайных местах Москвы — это Ци Хун «Красный чай из Ци Мэнь», Ань Хуэй (или Аньхой) Ци Хун Ча «Красный чай из Аньхоя», Дянь Хун «Красный чай из Дянь Си». Конечно же, чрезвычайно популярны осенью и зимой известные сорта «копченого» чая — Чжэнь Шань Сяо Чжун «Малые кусты с гор Чжэнь Шань» (классика «копчености» чайных карт московских клубов), Лао Сун «Старая сосна» (последний более тонок, что выдает в нем качество и лепоту вкуса-цвета-аромата). Для страдальцев по весне в чай добавляются различные травы и цветы — Мэй Гуй (цветы розы), Гуй Хуа (цветы коричного дерева), Чжу Е Ча (листья бамбука!!!) и прочее (к сожалению, или к счастью, это лучше, чем ароматизация чая — Личжи Хун Ча или Мэй Гуй Хун Ча, к примеру). Такого рода добавки усиливают или смягчают определенные нотки вкуса и аромата чая, что придает напитку элегантность и «полифонию».

Так что, приятного чаепития, и не забывайте, что, кроме Кимуна и Юннаня(и), есть множество коллекционных (не массовых) сортов красного китайского чая превосходного качества.

ОСЕНЬЧАЙ ОТ СЕРГЕЯ КАЛИНИНА. ФРАГМЕНТ
«Естественно, после бани под воздействием ночной тьмы, народ потянуло на всякие ужасы, и дальнейшее продолжение культурно-чайной программы проходило под лозунгом: «Шок — это по-нашему!» Первой частью программы были те самые долгожданные креветки в пушонге. Рецепт вроде бы прост: кипятите воду, свистом подманиваете креветок, и аккуратно обернув каждую из них в чайный листочек, с учтивым поклоном, кладете ее (креветку) в воду. Далее варить до готовности, но без фанатизма, а так, чтобы креветочки как следует согрелись и пропитались чаем. Потом вода сливается, добавляется лимонный сок, и далее...

Вот далее крайне важна правильная организация процесса: во-первых, лучше не садиться (а лучше просто связать ему руки ;-))) рядом с Глебом, потому что скорость, с которой он поедает креветок — испытние не для слабонервных! Во-вторых, лучше взять бааальшую-бальшую ложку, потому как пальцами горячих креветок хватать неудобно, да и за один раз как-то много схватить не получается, что обидно. В-третьих, лучше не берите никаких там тарелок, а кушайте прямо на столе, ибо нет ничего живописнее бесстыдных розоватых останков креветочных тел (ну я ваще поэт!), вперемешку с чайными листьями. Если же быть серьезным, то вкусно. Просто изысканное деликатесное блюдо (и вновь слюни потекли на клавиатуру). Еще раз спасибо Сергею, который придумал сие кулинарное чудо и щедро угостил им всех нас.

Вторым пунктом программы «Шок — это по-нашему!» был пуэр. И не просто какой-то там пуэр, а пуэрище с «мотылем». Когда сей продукт варился, я очень хорошо чувствовал как гулко бились сердца несчастных осеньчайников и испарина проступала на их бледных лицах. Каждому наверняка хотелось закричать и бросится прочь, подальше от этих ужасных насекомых, которые уже начинали вовсю плавать и резвиться в чайном настое, и лишь тяжелый ужас сплачивал наши ряды и не давал сдвинуться с места. Все покорно ждали трагического финала...»

От себя добавлю две вещи.

Первое. Креветки в чае мы действительно варили — это не прикол. И они действительно хороши.

Второе. Пуэр с «мотылем» (правильнее — чай с «мотыльком») — это такой чай, при производстве которого на активно применяется процессы жизнедеятельности одного хитрого насекомого. Я просто приведу цитату из форумного сообщения Александра Чайхорского (с небольшой правкой) — она все объяснит.

«Поскольку читателями был проявлен к пуеру нешуточный интерес, я решил рассказать о самом необычном из всех пуеров о которых я знаю — о пуере — экскременте личинки мотылька Sitotroga cerearella.

Яйца сего мотылька помещаются на смоченный пуер и через какое-то время личинки начинают его поедать. Примерно через год они перерабатывают достаточное количество листа и их экскременты отсеивают. Эти экскременты заваривают в небольшом количестве как чай, который стоит около тысячи долларов США за фунт.

Отзывы пробовавших людей самые восторженные, особенно если им не говорилось, что собственно они пьют».

Вот такими чайными экзерсивами занимались мы на «ОсеньЧае». Напомню, что все впечатления можно прочесть вот здесь.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
В своей сегодняшней колонке на «Информационном буме» я опубликовал две небольшие чайные заметки собственного изготовления из недавнего прошлого. Эти заметки я когда-то публиковал в рассылке, но, надеюсь, вам приятно будет прочесть их еще раз.

ВОТ
Завтра у наc с Ольгой Никандровой свадьба.