чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 235 (21.10.04). д. шумаков

AHMAD. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Ahmad – это одна из самых ярких и заметных торговых марок на российском рынке – и потому рассказ о ней буду вести достаточно долго – в нескольких выпусках рассылки. Терпите ;)

Я впервые попробовал чай Ahmad в 1995 или 1996 году – это время для меня было временем безудержного чайного коллекционирования. Я стремился купить и попробовать все чаи, что появлялись в магазинах. В конце концов, рыночное предложение превысило мои физические возможности – и затею «попробовать все» я оставил. Знакомство с первым ахмадовским чаем, однако, произошло у меня как раз во время этого «чайного угара», и, как это ни парадоксально, запомнилось мне именно поэтому.

Ahmad Ceylon OP Tea, встретившийся мне тогда, принципиальным образом отличался от чаев, представленных на тогдашнем, весьма диком, чайном рынке. У этого чая был не только классический чайный вкус, «плотный», приятный аромат и настой яркого цвета – когда я пил его, я чувствовал качество. Я буквально обонял и вкушал его. В сочетании с изящно оформленной жестянкой, в которую чай был упакован, Ahmad Ceylon OP Tea произвел на меня всем известное впечатления, после которого людоед племени Юмбо-Мумбо кричит в полный голос.

Кричать я, правда, не стал – зато стал охотиться за ахмадовскими чаями. Практически сразу после цейлонского «ОП», я познакомился с Ahmad Earl Grey Tea (тоже в жестянке) – и это знакомство меня разочаровало. В этом чае оказалось чересчур много бергамота – и я до сих пор считаю Ahmad Earl Grey Tea одним из самых неудачных в ассортименте компании. Этот «супербергамот» немного охладил во мне зарождавшийся «ахмадовский пыл», и на некоторое время я утратил интерес к этой торговой марке.

А потом я попробовал Ahmad English No.1 Tea и Ahmad Darjeeling Tea. Это принципиально разные чаи – но чаи чрезвычайно качественные.

Ahmad English No.1 Tea, как мне кажется, идеально соответствует среднероссийскому представлению о том, каким должен быть изысканный чай. Красивый настой (особенно при ярком солнечном освещении зимой) с изящным ароматом все того же бергамота и легким вкусом не оставлял равнодушным никого. К тому времени, когда я попробовал этот чай, мой интерес к бергамотовым чаям уже проходил – и сам я к этому «первому номеру» отнесся достаточно сдержанно. Но всеобщие восторги меня заразили – и на пару лет этот чай стал обязательным элементом моей чайной коллекции.

Ahmad Darjeeling Tea, напротив, чай для России весьма непривычный – наши чайные вкусы достаточно категоричны – чай должен иметь сильный аромат, яркий вкус и настой насыщенного цвета. А Ahmad Darjeeling Tea обладает ароматом легким, вкусом тонким и настоем достаточно светлым – то есть прямо противоположен представлению о хорошем чае. Но ведь это – дарджилинг! И Ahmad Darjeeling Tea обладает всеми характерными признаками этого сорта чая.

Знакомство с этими двумя сортами ахмадовского чая возродило мой интерес к торговой марке – и это возрождение совпало с резким расширением ассортимента чаев Ahmad в доступной мне продаже. О наиболее заметных чаях их этого ассортимента я расскажу в следующем выпуске рассылки.

КИТАЙСКИЕ ЧАЙНЫЕ ДОБАВКИ
Я с удовольствием продолжаю публиковать материалы Павла Шведова о традициях, сформировавшихся в московских чайных клубах. Сегодня речь пойдет о китайских чайных добавках.

«Сложно сказать, насколько популярны нечайные добавки в самом Китае, но в чайных клубах Москвы они заняли достойное место. Из наиболее популярных можно выделить цветы коричного дерева, цветы розы и хризантемы.

Цветы коричного дерева (Гуй Хуа) – маленькие, желтые цветочки, обладающие ярким, насыщенным ароматом сладости. Лучше всего эта добавка подходит к насыщенным красным и черным сортам чая. При чаепитии с цветами коричного дерева чувствуешь, как вкус напитка начинает смягчаться и приобретать какой-то неуловимый бархатистый оттенок. Хочется, чтобы эта легкая сладость во рту не уходила никогда, но цветы постепенно меняют интонацию на туманную кислинку, постоянно играя с воображением человека. Гуй Хуа – это осеннее настроение, не только благодаря золотистому цвету, но и теплому, мечтательному состоянию, присущему им. Настроение дружбы, надежды, любви. Это, пожалуй, самая популярная цветочная добавка в московских чайных клубах.

Наряду с самими цветками в чайных картах Москвы можно встретить Гуй Хуа Улун – улун с ароматом цветов коричного дерева (иногда цветы добавлены в чай, иногда в улуне присутствует только их аромат). Встречается также Гуй Хуа Хун Ча – красный чай, в который уже добавлены цветки. Но, все-таки, вкус и аромат напитка получается намного приятнее и тоньше, если добавить цветы в «чистый» (неароматизированный) чай.

Кстати, другое название Гуй Хуа – цветы Османтуса. И именно под этим названием в московских винных магазинах продается восхитительное цветочное вино. Само название цветков происходит от греческих слов osme – ароматный, душистый и anthos – цветок. Ботанический род этого растения объединяет 15 видов вечнозеленых кустарников и небольших деревьев, распространенных в Восточной, Юго-Восточной Азии и Северной Америке.

Цветы коричного дерева обладают высокими оздоровительными свойствами, благоприятно влияющими на организм в целом, особенно на пищеварительную систему, состояние кожи; используются как отхаркивающее средство, устраняют сухость во рту.

История добавления цветков коричного дерева в чай насчитывает достаточно длительное время, как и сама история ароматизации чая. Уже во время расцвета династии Мин в северных территориях Китая были распространены чаи, ароматизированные цветками роз, сливы, хризантемы, османтуса и жасмина. Цветы добавляли в наиболее распространенные сорта чая – зеленые.

Но: самостоятельная ароматизация уже готового зеленого чая – чрезвычайно непростая, неоднозначная и непредсказуемая процедура, ибо слабоферментированные чаи – субстанции нежные и ароматные. Интереснее экспериментировать с добавлением цветков в сильноферментированные чаи, такие как Пу Эр, Дянь Хун Мао Фэн, И Син Хун Ча. Красные и черные чаи раскрываются в первую очередь во вкусе, а добавляемые цветки наибольшим образом влияют на аромат, так что получаемое сочетание позволяет наслаждаться, удивляясь гармоничности и целостности полученного напитка.

Интересны сочетания Гуй Хуа с другими добавками. Например, можно заварить Пу Эр с добавлением цветов хризантемы и коричного дерева.

Если вы завариваете чаи с цветками в собственной посуде, то советую обратиться к помощи фарфоровой гайвани, а не глиняного чайника, который при заваривании впитает в себя на некоторое время аромат цветков, что отразится при дальнейших чаепитиях. Фарфоровая посуда, в отличие от глиняной, не имеет такого эффекта.

Кстати, по укоренившимся в Китае обычаям названия цветов принято употреблять в женских именах, сравнивая девушку по красоте с цветком. Среди наиболее часто используемых – названия семи из десяти «национальных цветочных символов»: слива, пион, хризантема, орхидея, азалия, лотос и османтус. Каждый из этих цветков можно использовать как добавку к чаю. В то время как на территории Китая произрастают тысячи видов цветущих растений, цветок сливы, орхидея и хризантема наиболее часто участвуют в назывании человека, поскольку эти цветы популярны и общеизвестны. Имена с названиями цветов и трав – женская прерогатива. В традиционном обществе растения ассоциировались с цветением, а цветы, в свою очередь – с женской красотой.

Добавление цветков в чайный напиток позволяет придать настою исключительную человечность, мягкость и вдохновленность весны и лета. Так что, если вы пьете красные и черные чаи, не забывайте о цветочном волшебстве, позволяющем создать мир уединения и тепла в прохладе осени и стуже зимы».

Во как!

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Этот выпуск рассылки я написал во вторник, а очередную колонку для «Информационного бума» – в среду. Я не знаю, что на меня вчера нашло, но получился какой-то дневник маньяка. Хотя изначально я писал о том, как получать удовольствие от сухой чайной заварки...