чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: выпуск 282 (15.09.05). д. шумаков

Минувшие две недели, наверное, могли бы стать для меня непрерывным дегустационным кошмаром — в одночасье на меня обрушились новые сорта чая сразу из трех источников. Источники эти весьма любопытные — и пренебрегать дегустацией чая, оказавшегося в моих руках, было бы и в высшей степени опрометчиво. При этом интенсивная дегустация всего того чайного разнообразия, что приютилось сейчас на моих чайных полках, верной дорогой привело бы меня к водянке и разным прочим неприятностям, которые бывают от избытка жидкости в организме. Не пришлось себя сдерживать — и массовой дегустации подверглись пока только фасованные китайские чаи. Чаи краснодарские, равно как и новый грузинский чай, ждут своей очереди.

КИТАЙСКИЙ ФАСОВАННЫЙ ЧАЙ
Рынок китайского чая в Европейской России — явление достаточно загадочное. С одной стороны, о полезности и необычайной вкусности китайского чая сейчас не знают разве что глухие и слепые анахореты. С другой стороны, найти вкусный, ароматный и качественный китайский чай — задача весьма сложная. А порою и вовсе неразрешимая.

Конечно, отличный китайский чай продается в разнообразных чайных клубах. Но массовым покупкам китайского чая в чайных клубах препятствуют три препятственных препятствия. Во-первых, чай в клубах достаточно дорог. Во-вторых, клубы сами немного дистанцируются от массовой чайной торговли и массового чайного спроса, создавая атмосферу индивидуального удовольствия «по правилам». В создании такой атмосферы клубы весьма преуспели — и многих людей атмосфер чайных клубов и находящихся при них чайных магазинов реально отпугивают. В чайный магазин люди приходят за напитком — и когда им начинают продавать образ мышления и жизни их это, естественно, смущает. (Это «в-третьих», как вы поняли).

В принципе, вопросы снабжения населения китайским чаем могла бы решить Интернет-торговля — но он в наших краях пока не особенно развита и, отчасти, наследует принципы и подходы работы чайных клубов.

Массовому же потребителю гораздо удобнее покупать чай в супермаркете. Причем не в конкретном супермаркете, расположенном по конкретному адресу (возможно — на другом конце города), а в супермаркете любом — в том числе и в расположенном по пути с работы домой.

Все логично? Логично. Все. Кроме одного — хорошего китайского чая в супермаркетах очень мало. Это или «Верблюды», качества приемлемого, но вкуса и аромата специфического. Или китайские позиции в ассортименте крупных брэндов (Nadin, Русская Чайная Компания, Ahmad и т.п.) — их качество спорно, равно как и ассортимент. Или чисто «китайские» марки типа «Конфуция», под которыми нередко продаются приличные чаи — но которые всем своим видом сообщают потребителю: «Я — редкая и дорогая экзотика» или «Я — редкая и дорогая лапша на уши» (от степени восприятия зависит). И отпугиваю. Честно слово — отпугивают. Даже такого закаленного в чайных покупках персонажа, как я.

А нормальной линейки расфасованного китайского чая, достаточно широкой по ассортименту, доступной по цене, нормально описанной и качественно поданной, как не было, так и нет.

Таких печальных для массового любителя чая условиях любое любая новинка в супермаркетах воспринимается с изрядным, возможно даже — с гипертрофированным интересом. Именно так я воспринял появления чаев, производителем которых является Xiamen ITG. Tea Enterpise LTD. (Не спрашивайте меня пока, что это такое. Я сам еще не знаю. Буквы списал с пачек с чаем). Торговая марка, под которой эта китайская компания продает чаи, называется JIAYUN. Как перевести это сочетание, я толком не знаю. Первый составляющий его иероглиф — «прекрасный», второй — «звук». Сочетайте, как хотите ;)

Логотипчик, которым помечены все попавшие в мои руки чаи, представляет собой стилизованную поверхность чашки, с которой поднимаются три лепестка пара. Симпатичный такой логотипчик...

Так вот, в мои чуткие руки попал целый набор чаев JiaYun — от простого пакетированного (который я, честно говоря, еще и не попробовал — не было адекватного настроения) до подарочных Те Гуаниня и Да Хун Пао.

Меня в этом наборе более всего привлекла как раз Гуанинь и один зеленый чай, подписанный как «Green Tea MG2222». Чаи типа Да Хун Пао мне нравятся не особенно, а интерес к жасминовому чаю просыпается во мне в минуты беспробудного обжорства — поэтому и Да Хун Пао, и Жасминовый чай от JiaYun я попробовал, оценил их качество (нормальное), но особенного удовольствия не получил — не мой формат.

А вот «Green Tea MG2222» и Те Гуанинь в зеленой эллиптической в сечении жестянке я пробовал с пристрастием.

«Green Tea MG2222» меня сначала жутко разочаровал. В сухом виде этот чай обладает чудесным ароматом — особенно хорош первый вдох — аромат насыщенный, сладкий, густой, короче говоря, хочется все это дело поскорее заварить и выпить. Завариваешь, выпиваешь — горько, невкусно, неароматно. Плюешься, выливаешь все, снова нюхаешь сухую заварку, недоумеваешь, погружаешься в размышления, откладываешь этот чай подальше, снова думаешь — и начинаешь его заваривать аккуратненько-аккуратненько, не особенно горячей водой, слабенько, недолго. В принципе, при такой деликатной заварке все получается гораздо лучше — горечи меньше, аромат сохраняется, вкус получается достаточно приятным. А если потратить некоторое время на подбор режима заваривания, то можно получить и вовсе очень симпатичный результат. Но. «Green Tea MG2222» позиционируется как массовый чай. А массовый потребитель не станет с ним миндальничать. Зальет его кипятком из электрочайника, настои пять минут — и выпьет. После чего или зашвырнет на дальнюю полку, решив, что китайский зеленый чай — изрядная гадость, а все китайцы — чудаки или обманщики. Или будет корчиться от горечи и пить. Потому что модно и полезно. В общем, либо к этому чаю нужно прилагать описание, в котором большими буквами написать, «не балуй, а то загорчит», либо придумывать что-либо не менее оригинальное.

А вот с Гуанинью (оригинальное название — «Tie Guanyin MT106») все получилось хорошо и красиво. Классический слабоферментированный материковый улун еще среднего, но уже приличного качества. Со всеми характерными признаками своего класса, выдерживает две-три проливки без проблем, при настаивании становится терпковатым — но без перебора. Из «баночных» чаев его, пожалуй, можно сравнить с Ahmad Limited Edition King Oolong, только «Tie Guanyin MT106» чуть понасыщеннее. И подешевле раза в два.

Кстати, больше всего меня в линейке JiaYun удивил чай с гордым названием JiaYun «Black Tea». Удивил по-хорошему, хоть и с приколами. Но и об этом удивлении, и об этих приколах я напишу в следующий четверг.

А сегодня — о последнем удивлении. 150 грамм «Tie Guanyin MT106» в жестянке стоит 180-200 рублей. Чаи попроще (в том числе и «Black Tea», о котором я пока молчу) — около 60 рублей за 125 грамм. Ну и так далее. Чаи эти в широкую продажу пока не поступили, встречаются лишь в некоторых магазинах Москвы: в сети «Два Капитана», в «Дорогомиловском» и в сети супермаркетов «Газпрома».

Я благодарю Василия Александрова за предоставленные для дегустации образцы.

ПИРОГ СО СЛИВАМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Своей сегодняшней колонкой на «Информационном Буме» я продолжаю рассказ о супермаркетовских чаях. На сей раз вивисекции подверглись чаи известной всем торговой марки Ahmad Tea.

А еще (это на закуску — в прямом и переносном смысле) у нас на сайте опубликован новый рецепт от Оксаны Тэроля. Пирог со сливами, о котором рассказывает Оксана, выглядит достаточно сложным в исполнении и невероятно привлекательным в употреблении. Ну, кто первый попробует?