чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 284 (29.09.05). д. шумаков

ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ «ЭДО»
В самом начале сентября в новостных лентах появились сообщения о скором пришествии на полки магазинов нового напитка от концерна «Лебедянский» — холодного чая «Эдо». В пресс-релизах сообщалось о том, что под маркой «Эдо» будет выпущено три напитка на основе чая: с лаймом (черный), сакурой и японской сливой (зеленые). И что новый напиток будет нести в себе дух Японии эпохи Эдо — и, видимо для того, чтобы этот дух передать, бутылки нового чая решили оформить в черно-красном японском стиле и на каждой бутылке написать хорошее стихотворение хорошего японского поэта. На вишневом чае — стихотворение про вишню, на сливовом — про сливу, а вот с лаймовым вышла неувязка — он в Японии не растет и в классической японской поэзии не воспевается. Поэтому на лаймовом чае нарисованы вот какие стихи (из Басё)...

Взгляд не отвести...
Так редко я видел в Эдо
Луну над вершиной гор.

Отличные стихи. Опять же, луна — это почти лайм. Это любой японец скажет. Знаете, я почти огорчился, что то агентство, которое придумывало всю это японщину, не обнаглело до написания стихотворения про лайм в японском стиле. Ну, например...

Лайм, соль и перец...
Любуясь рассветом
Готовлю утренний чай.

Так вот. Разглядывая картинки с бутылками, я отметил для себя, что японский стиль у разработчиков оформления новой серии получился не особенно хорошо. Больше всего бутылочки «Эдо» мне напомнили распухшие бутылочки Кока-Колы. Это меня порадовало — но немного, и, написав о новом напитке пару новостей на наш сайт, я выкинул этот «чай» из головы. Подумав еще, впрочем, что в выводе на рынок нового прохладительного напитка в самом начале осени есть какая-то глубокая маркетинговая мудрость...

А пару недель назад этот чудо-напиток появился в наших магазинах. Две бутылочки (сливовую и сакурную) я приобрел — отчасти из хулиганских соображений, отчасти из любопытства. Бутылочки, которые я до этого видел только на картинках, меня жутко разочаровали. Своим внутренним противоречием.

Я не большой знаток японской материальной культуры, но все японские вещи, попадавшие в мои руки, отличала просто маниакальная аккуратность исполнения и маниакальное же внимание их изготовителей к мелочам. У Акутагавы есть отличный пассаж на эту тему, я его уже как-то приводил в рассылках и позволю себе повторить.

«Прежде чем зачерпнуть чай в котелке, чем пить его, рассматривают чашку. Это обычное поведение любого японца, но европеец делает это крайне редко. В европейских романах вряд ли могут появиться слова: «Какая прекрасная чашка». Возможно, это происходит потому, что японцы преданы искусству. Или, возможно, потому, что японское искусство проникает в самые укромные уголки. Ричь, например, прекрасный керамист, но, глядя на то, как сделаны его тарелки и чашки, видишь, что нижняя часть обработана без должного тщания. И если кто-то и обратит на это внимание и скажет, что о таком пустяке не стоит и говорить, я сразу за этими словами почувствую европейца».

Интересно, кого бы почувствовал Акутагава за прозрачными пластиковыми бутылками, затянутыми в черную пленку, которые грубы и своими формами (от впечатления растолстевшей Кока-Колы мне до сих пор не избавиться), и своим исполнением (черная пленка натянута не особенно аккуратно). Особенно начинает «Эдо» забавлять после того, как понимаешь, что черный цвет пленки, помимо попытки создать японский стиль, выполняет еще одну важную функцию — он «дырку на обоях закрывает». То есть бережет нежный глаз покупателя от истинного цвета напитка, разлитого в бутылки. И это правильно, потому что цвет этот не особенно приятен.

Короче говоря, изощряться в остроумии, прикалываясь над брэнд-агентством, которое весь этот японский дух придумало, можно было бы еще очень долго — там и над шрифтами можно постебаться, и над стилистикой рисунков, но это все так, мелочи. Потому что интересно то, что внутри этих чудо-бутылок.

И вот тут меня ожидал сюрприз. Что чувствует в первую очередь жертва новых чайных мод, решившая испить холодного чая из бутылки? Правильно. Лимонную кислоту. Потому что именно этот благородный компонент, выдавленный девственницами из отборных лимонов с тонкой шкуркой цвета первых одуванчиков, испокон веков добавляют в холодный чай.

В чае «Эдо» вкус лимонной кислоты полностью перешибается вкусом сливы и вишни. Конечно, вкусы эти совершенно противоестественные — но тот факт, что кислоты я не почувствовал (а она там есть, потом накатывает характерная для нее сухость) меня удивил настолько, что чаи эти мне сначала даже понравились. Могу даже сказать, что из всех тех холодных чаев в бутылках, что мне довелось попробовать в этом году, «Эдо» — самые приличные. Насколько вообще могут быть приличными напитки вот с таким составом (для примера я взял лаймовый): вода, сахар, регулятор кислотности — лимонная кислота, ароматизатор идентичный натуральному «черный чай», ароматизатор идентичный натуральному — «лимон-лайм», экстракт черного чая, краситель Е 150d.

Замечу, что исходить праведным гневом по поводу столь противоестественного состава напитка нет смысла — мы ежедневно употребляем в пищу столько всякой гадости, что от лишнего красителя Е 150d нам не станет ни холодно, ни жарко. А вот по поводу присутствия в составе той самой лимонной кислоты можно ругаться самыми нехорошими словами. Я отлично понимаю, что она обеспечивает длительное хранение продукта — но она же и сушит горло нормальному человеку, напрочь уничтожая жаждоутолятельный эффект напитка. То есть напиток такой из способа утоления жажды превращается в простое лакомство, которое еще, возможно, и запить захочется.

Вот, собственно, и все. Несмотря на заметное отличие «Эдо» от других аналогичных «чаев» он оказался таким же одноразовым напитком, как и все его холодные коллеги. Его можно один раз попробовать — и больше даже близко к нему не подходить. Хотя, возможно, если бы бутылочки из под «Эдо» были бы стеклянными, в них можно было бы разливать «молотовский коктейль» — уж больно они хорошо в руку ложатся. Так и хочется куда-нибудь метнуть.

(Про «метнуть», кстати, отличная идея. Жаль, что пришла она мне в голову за всего за несколько ночных часов до начала нашего очередного «ОсеньЧая» — и закупиться чаем «Эдо» я уже не успею. А то можно было бы устроить метание бутылочек с холодным чаем с японским духом через реку Сороть (мы будем пить чай в Пушкинских Горах). По-моему, исключительно благородное занятие).

АНОНС И ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Оксана Тэроля продолжает публикацию своих вкусных и, главное, лично проверенных и отобранных рецептов разных закусок к чаю. Мы опубликовали на сайте рецепт закуски основательной и всем хорошо известной — итальянской пиццы. Вот ссылка. Кстати, если у вас есть какие-либо собственные рецепты к чаю, присылайте их или мне, или Оксане (ее адрес — в материале под ссылкой).

В своей сегодняшней колонке на «Информационном Буме» и пишу о чайных книгах, а в своей прошлой колонке писал о гроге.