чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
english site



чай :: выпуск 290 (10.11.05). п. шведов

Сегодняшний выпуск рассылки получился французским. Павел Шведов поделился своими впечатлениями от дегустации некоторых чаев французских торговых марок, а его коллега Юлия Мастюгина, любезно разрешила разместить в рассылке ее репортаж с закончившегося совсем недавно фестиваля чая в Париже. Я благодарен Павлу и Юлии за материалы — и с удовольствием передаю им слово. Денис Шумаков.

ФРАНЦУЗСКИЙ ЧАЙ
Практически ровно год назад на страницах чайной рассылки Денис Шумаков озвучил гипотезу, с которой мне тогда было трудно не согласиться. Гипотеза о «французском изыске» не потеряла актуальности за прошедший год и только усилилась благодаря еще более тесному знакомству с шедеврами двух чайных брэндов Betjeman and Barton и Dammann. Шедеврами с большой буквы.

Не буду анализировать тот богатый выбор чая из разных регионов мира, который представлен маркой Betjeman and Barton. С ним можно познакомиться на сайте компании. Отмечу лишь чрезвычайно достойный выбор плантационных дарджилингов, встать вровень с которым в состоянии лишь, думаю, английский брэнд Whittard of Chelsea. Это равенство будет не только количественным, но и качественным: чаи Betjeman and Barton, как и Whittard of Chelsea, являются образцом для подражания. Подражания во всем. Только если англичане предлагают эталон демократичности и взвешенности, то французы выносят на первый план шик и изыск.

Изысканность марок Betjeman and Barton и Dammann видна сразу. Нужно отдать должное дизайнерам упаковки, потрудившимся на славу в деле создания имиджа этих компаний. Некая аристократичность, исходящая от банок чая, не заставляет сомневаться в их высококачественной «начинке». Здесь сбалансировано всё: и внешнее, и внутреннее.

Жаль, что чаи Betjeman and Barton не распространены в России. Их можно встретить лишь в ограниченном количестве магазинов, да и подборка сортов является лишь бледной копией того разнообразия, которое существует во французских магазинах компании.

Мне посчастливилось лично познакомиться с несколькими представителями большого французского семейства. Из дарджилингов компании Betjeman and Barton достойным оказался классический плантационный Margaret’s Hope GFOP. Теплый, согревающий, немного цитрусовый вкус вкупе со знаменитым ароматом «чая-шампанского» — это, действительно, классика. Testa Valley BOP оказался несколько дерзок и грубоват. Излишнюю насыщенность настоя, приводящую к тягучей горечи, вызывал резаный лист этого чая. Чай Betjeman and Barton Bagatelle, ароматизированный кусочками инжира, ванили и абрикоса, пленил сердца всех родственников женского пола. Причем ароматизация — не грубая, утонченная, не вызывающая даже мысли об «одеколонности». Чай Dammann Darjeeling GFOP №2 оказался одним из наиболее ярких образцов ординарного дарджилинга, попавшихся мне в руки за последний год. Этот чай стал дополнением моего «джентльменского набора» — тех чаев, которые я всегда рад видеть на моей чайной полке, и которые составляют мою чайную повседневность. Французское влияние на этот достаточно закрытый клуб избранных сортов чая не остановилось лишь на одном пункте. Наиболее шокирующим из французских чаев стал Betjeman and Barton Ceylon Kenilworth. Я уже привык относиться к цейлонцам достаточно отстраненно, считая их, наряду с кенийцами, одними из основных наполнителей чайных пакетиков. Тем более, что в свое время мне рассказали, что цейлонского чая в мире продается больше, чем собирается на самом острове. Так вот, каюсь, я был неправ. Остров, славящийся драгоценными камнями, запрятал в глубине своих плантаций совершенную ипостась рубина. Этот чай — образец той изысканности, элегантности, бури эмоций, чувственности, силе ощущений, присущих только одной стране. Родине Версаля и Нотр-Дама.

ПАРИЖСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЧАЯ. РЕПОРТАЖ ЮЛИИ МАСТЮГИНОЙ
В Париже прошел первый в истории страны Фестиваль чая. В течение трех дней жителям и гостям французской столицы, пришедшим в здание торговой биржи, предлагали ознакомиться с новинками чайных домов Китая, Японии, Шри-Ланки, Кении и других стран.

Франция долгие годы оставалась страной, жители которой были приверженцами таких напитков, как кофе, какао, вино. Однако в последнее время к этому списку можно добавить чай. Появляется все больше публикаций о здоровом образе жизни и питании, и парижанки и парижане, следящие за своей фигурой, стремятся потреблять как можно больше чая, поскольку этот напиток натурален, богат витаминами и не содержит калорий.

Согласно последним исследованиям, одним из самых популярных напитков во Франции является чай, он идет на втором месте вслед за кофе. Так, 6 французов из 10 пьют кофе, а один француз в среднем потребляет до 230 граммов чая в год. Импорт чая в страну также стремительно растет — со всего 3 тыс тонн в 1960 он увеличился до 15 тыс тонн в 2004 году. Поэтому, по мнению Оливье Скала, президента Чайного комитета Франции, именно сейчас «пробил час» для Франции в качестве страны-хозяйки Фестиваля чая.

Участники первого подобного фестиваля в Париже представили на суд любителей и ценителей чая самые разнообразные сорта и цвета этого напитка: черный, красный, зеленый, белый и некоторые другие. Чай для богатых и «простых смертных», традиционный и для медитаций, простой и современный...

Однако для того, чтобы попасть на экспозицию, многим, посетившим в эти дни фестиваль, пришлось отстоять немалую очередь. Но тем, кто все-таки попал в зал торговой биржи, уже при входе предоставилась возможность ощутить чайный аромат и ознакомиться с некоторыми сортами чая.

Своеобразным лидером по представленным сортам чая на этом фестивале стал Китай. Среди самых дорогих чаев — южнокитайский пуэр, собранный... еще в 1890 году. Среди других чаев, пользовавшихся популярностью у посетителей, стоит отметить чай марки «Кусми-ти». Основанный в 1867 году в Петербурге Павлом Михайловичом Кусмичевым, «Чайный дом Кусмичев» постепенно обрел популярность и стал официальным поставщиком чая царского двора. После революции 1917 года чайный дом был перенесен в Париж, а в наши дни напиток этой марки можно встретить в магазинах от Лондона до Загреба. Исключительное сочетание ароматов, а также притягательные для покупателя разноцветные коробочки позволили чаю марки «Кусми» выйти снова на лидирующие позиции на мировом рынке чая.

Посетители фестиваля могли также попробовать лучшие сорта благородного напитка, прослушать лекции, побеседовать со специалистами, присутствовать при чайных церемониях различных стран Азии.

Высокая посещаемость Фестиваля чая в Париже, а также большое разнообразие представленных чаев еще раз подтвердили популярность этого напитка среди французов. Президент Чайного комитета Франции Оливье Скала считает, что новые сорта чая появляются с угрожающе быстрой скоростью. На выбор любителей этого вкусного напитка предлагается все больше чайных заведений, где можно продегустировать и приобрести самые разнообразные сорта чая. Как же не «заблудиться» в таком многообразии сортов? По мнению Оливье Скала, именно прошедший Фестиваль чая помог как-то разобраться во всем этом многообразии.

Стоит отметить, что в последнее время элитные сорта чая стали продавать даже магазины, торгующие дорогими сортами вина. И как знать, может, в ближайшем будущем, чисто британская традиция five o’clock станет актуальна не только для жителей Великобритании.