чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 300 (19.01.06). д. шумаков

Тему сегодняшнего выпуска рассылки определила всего одна новость. Впервые в моих сетевых фильтрах она оказалась дней десять назад — и я ее проигнорировал. Однако английская пресса (а событие, ставшее новостным поводом, случилась именно в Англии) писала о событии практически ежедневно — и когда ко всей этой писанине подключилась Mirror, я не выдержал и разместил творчески переработанный перевод заметки из Mirror в новостной ленте нашего сайта.

НОВОСТЬ НЕДЕЛИ. АНГЛИЧАНЕ ПРОБУЮТ УЛУН
Вот уже неделю в британских СМИ самого разного уровня обсуждается появление в магазинах Harrods чая Те Гуанинь (улуна из уезда Аньси китайской провинции Фудзянь) стоимостью 170 фунтов (около 8800 рублей) за 100 граммов. Несмотря на то, что улуны известны в Великобритании достаточно давно, современные массовые потребители чая в одной из самых чаепьющих стран мира не то чтобы не пробовали этих чаев - но даже и не слышали о них. В одном из лондонских кафе Те Гуанинь приготовили по всем правилам и стали подавать гостям (примерно по 450 рублей за чашку), попутно интересуясь их мнением о новом напитке. Реакция англичан на улун (вкус и аромат которого кардинально отличаются от вкуса и аромата массовых британских чаев) оказалась самой разнообразной. Кто-то хвалил чай, отмечая его вкусовые и ароматические достоинства и отличное послевкусие, кто-то, напротив, говорил, что чай этот - вода без вкуса и запаха, не идущая ни в какое сравнение с чайными пакетиками Tetley. Чаще же всего корректные англичане хвалили чай, но с оговорками («Достаточно вкусный чай с цветочным ароматом - но ему не повредит немного сахара», или даже «Очень хороший чай - но я предпочитаю джин»). Английские чайные эксперты, ставшие инициаторами появления в продаже столь дорогого чая, надеются, что интерес к новому напитку (даже если он будет вызван не его качествами, а его высокой ценой), позволит возродить чайные вкусы англичан. Англичане, еще сто лет назад пившие изысканные чаи весьма высокого качества, сейчас, в массе своей, в чае почти ничего не понимают - английские специалисты склонны винить в этом чайные пакетики и рассчитывают, что и сами новые чаи, и информация о них хоть немного изменит чайные предпочтения соотечественников.

КОММЕНТАРИЙ К НОВОСТИ НЕДЕЛИ
Еще раз повторюсь — изначально сам факт появления в английских магазинах (пусть даже в таких знаменитых, как Harrods) особого моего внимания не привлек. Если удивляться каждому очень дорогому товару в магазинах (особенно в лондонских), то удивлялка сломается.

Однако настойчивость, с которой о дорогом улуне говорили сами англичане, стала для меня, в конечном счете, поводом сказать несколько слов о том, что собой представляет современная английская массовая чайная культура. Тем более, что ажиотаж вокруг нового чая с этой самой массовой культурой связан самым непосредственным образом.

Начну я с близкого и понятного примера. Почти все мы, уважаемые подписчики, хорошо себе представляем современную российскую пивную массовую культуру. У нее есть несколько отличительных признаков. Во-первых, пива в России пьют очень много. Во-вторых, практически любой российский потребитель пива уверен, что в пиве разбирается и способен достаточно долго и пристрастно рассуждать о достоинствах и недостатках тех или иных сортов пенного напитка. При этом (признаемся честно) почти всегда «те или иные сорта» пива, потребляемые массовым пивным российским потребителем — редкостное барахло, сам этот массовый потребитель, на самом деле в пиве ничего не смыслит и пива хорошего никогда не пробовал. А если вдруг попробует, то хорошее пиво ему с большой степенью вероятности, не понравится — из-за банального испорченного вкуса. Комментируя же результат дегустации хорошего пива редкий наш соотечественник признается, что проблема — в его низкой пивной квалификации. Он, скорее, выдаст сентенцию типа «И это стоит таких денег? Да я за эти деньги куплю 10 бутылок моего пива — оно и вкуснее гораздо».

Так вот, если пиво заменить на чай, а русских — на англичан, то мы получим совершенно адекватную картину современной английской массовой чайной культуры. Англичане пьют очень много чая — я уже неоднократно в рассылках упоминал, что среднегодовое потребление чая на душу населения в Англии (или во всей Великобритании, я сейчас не помню, да и не важно это) составляет примерно три килограмма. Это примерно в три раза больше, чем в России. Но что это за чай?

Примерно 90% чайного рынка Великобритании — это чай в пакетиках самого простого качества и самой низкой цены. Причем чаще всего этот пакетированный чай относится к категории Own Label — то есть фасуется чайными компаниями для сетей супермаркетов и под маркой этих самых супермаркетов продается. Средний английский потребитель чаще всего даже на запаривается на запоминание чайного брэнда, который он покупает. Он просто покупает чай в том супермаркете, в котором ему удобнее — и марка этого чая такая же, как у супермаркета.

Справедливости ради замечу, что в английских супермаркетах, помимо Own Label чаев продаются и чаи достаточно известных чайных брэндов — PG Tips, Tetley и некоторых других. И, в качестве особенно роскошного предложения, чаи под брэндами Twinings и Clipper. Но, несмотря на это, чайный ассортимент английских супермаркетов удивительно скучен. Чайный ассортимент любого московского «Седьмого Континента» превосходит его по всем статьям. (Кстати, Россия, на мой взгляд, запросто может гордиться одной из самых развитых, если не самой развитой массовой чайной культурой в мире. И очень качественной массовой чайной торговлей. Но это — тема для отдельного разговора).

Вернемся, однако, к чаю, который пьют англичане. (Предупреждаю сразу, я сейчас буду рисовать усредненную картину, из которой, конечно, бывают исключения). Чаше всего англичане пьют крепкие мелколистовые (или даже очень мелколистовые, практически «пыльные» — а что еще моет быть в пакетиках) купажи кенийского, цейлонского и южноиндийского чая. С редкими включениями чая североиндийского (ассама, дарджилинга) или китайского — но включения эти скорее нужны для букв на упаковке, нежели для вкуса. Завариваются они этот чай очень крепко — причем крепко настолько, что добавление в такой чай молока и сахара часто становится не прихотью или кулинарной привычкой — но необходимостью. Кстати, трехкратное превосходство англичан над русскими в потреблении чая душу населения вызвано как раз скорее тем, что они пьют более крепкий чай, нежели тем, что они пьют чай чаще.

Как я уже говорил, большая часть завариваемого в Англии чая — это чай в пакетиках. Причем в Англии значительно более широко, нежели, например, в России, распространены пакетики для чайников. Англичане любят чайники, хотя, конечно, и по этим замечательным предметам прошелся уже каток пакетированного чая (извините за пафос) — очень многие английские чайники скорее красивы, нежели функциональны. И заваривать в них обычный рассыпной чай весьма затруднительно — потому что в основании носиков этих чайников часто нет элементарного ситечка.

Вы, возможно, будете смеяться, но крепким дешевым черным пакетированным чаем, который заваривается прямо в чашке или в чайнике и употребляется с молоком и сахаром, современная массовая английская чайная культура и исчерпывается. Она совершенно неинтересна — и нет ничего удивительно, что при таком положении дел появление дорогого улуна в одном из английских магазинов произвело некоторый шум в английской прессе.

К счастью, английская чайная культура не ограничивается только культурой массовой. В Англии продолжает существовать и радовать культура чайных, культура специализированных чайных магазинов и культура замечательных чайных закусок. Но и об этих вещах я расскажу когда-нибудь потом.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Своей сегодняшней колонкой на «Информационном Буме» я заканчиваю рассказ о том, какими должны быть хорошие чайные пары.

КСТАТИ
Сегодняшний выпуск рассылки — он не просто так. После того, как я его опубликую на нашем сайте, количество статей на teatips.ru достигнет тысячи. И все — о чае.