чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site


чай :: выпуск 317 (18.05.06). д. шумаков

AHMAD LIMITED EDITION. ЖИВАЯ ДЕГУСТАЦИЯ
Наш сайт, совместно с компанией «СДС-Эком», являющейся официальным дистрибьютором «Ахмад Ти» в России, в минувший понедельник начал реализацию одного интересного и необычного проекта: on-line дегустации чая из коллекции Ahmad Limited Edition версии 2005-2006 года.

Технология дегустации очень проста: «СДС-Эком» предоставила в распоряжение группы знатоков все чаи линейки Limited Edition для дегустации. Участники дегустации эти чаи разными способами (включая, наверняка, противоестественные) пробуют и описывают свои впечатления в форуме нашего сайта. Ну а все желающие эти впечатления, естественно, читают. И разные каверзные вопросы задают. Вот по этому адресу: http://teatips.ru/ahmad2006.

Активная дегустация, сопровождаемая обсуждениями и комментариями, только началась, так что впечатлений и мнений в форуме пока немного — но, полагаю, в течение ближайших двух-трех недель ситуация изменится.

Впрочем, предсказывать ход on-line дегустации я пока не возьмусь. Дело это новое. Но мне чрезвычайно симпатичное. Потому что зачем еще интернет нужен, как не для того, чтобы попробовать чай и рассказать о его достоинствах и недостатках другим любителям напитка.

Кстати, об Ахмадовском чае.

SENCHA KABUSE
В этом году в линейке Ahmad LE появился новый чай — японский, зеленый, с названием Sencha Kabuse. Вот его фотографии всеми способами. Чай хороший, но об этом — чуть позже.

Сначала собственно о японском чае. Если все очень сильно упрощать, то можно сказать, что в настоящее время в России доминируют две чайные традиции: западная и восточная.

Западная чайная традиция является массовой, делает упор на максимальное удобство и максимальную эффективность употребления чая — именно благодаря этой традиции полки наших магазинов завалены пакетированным чаем, среди чая рассыпного можно найти массу «одеколонов» с искусственными запахами, активно продвигается бутилированный и прочий противоестественный чай. Впрочем, в рамках этой же западной традиции существует и традиционное русское чаепитие — со всеми его многочисленными достоинствами.

Восточная традиция культивируется, чаще всего, в чайных клубах, преподносится как культура избранных, расчитанная на настоящих ценителей и, в первом приближении, является творческой переработкой китайского и тайваньского чайного наследия. Именно благодаря этой традиции в наш быт вошла новая чайная утварь, разнообразные, невиданные ранее и часто прекрасные сорта чая и термин «Путь Чая», мне совершенно непонятный.

Все остальные чайные культуры этими двумя доминантами пренебрежительно зажаты. В том числе и японская. Поклонник западных чаепитий может порадоваться красоте японской чайной посуды, но его смутят «все эти заморочки», вершиной которых является, конечно, японская чайная церемония. Да и вкусы японских чаев «чайному западнику» едва ли понравятся. Поклонник чаепитий восточных (китайских или тайваньских) посетует на недостаточную глубину и проработанность повседневной японской чайной традиции и излишнюю формализованность японской чайной церемонии. Ну и , конечно, вспомнит железный аргумент про то, что «родиной чая, все-таки, является Китай».

Сейчас в России даже в японских ресторанах часто не подают японского чая (за что, впрочем, рестораторов винить едва ли можно — японский чай сложен в ресторанной подаче). Японский чай (не лучшего качества) иногда продается в супермаркетах, им торгуют несколько специализированных магазинов — но широкого распространения он так и не получил.

Причиной тому является даже не непривычность вкусов и ароматов японского чая — непривычность, напротив, могла бы добавить этому чаю «интересности». Обособленное и скромное место японского чая связано, на мой взгляд, тем, что этот чай является чаем быстрого внимания. Что противоречит и современной западной, и современной восточной чайным парадигмам («парадигма» — богатое слово, оно мне нравится иногда, хотя здесь, возможно, и не совсем уместно).

Что важно в западном чаепитии? Чтобы чай ни от чего не отвлекал. Ни от беседы, ни от дел, ни от сборов на работу. Идеальное западное чаепитие должно быть устроено по трем принципам «заварил — забыл», «отхлебнул — забыл», «похвалил — забыл». То есть во время западного чаепития собственно чаю уделяется минимум внимания. Залили чай в чайнике или пакетик в кружке кипятком — и продолжаем разговор. И не беда, если чай немного перестоит. Ерунда какая. Сахару побольше насыпать можно. Западное чаепитие может быть очень долгим — но при этом самому чаепитию в нем отводится ничтожно мало времени.

Что важно в восточном чаепитии? Чтобы ничто не отвлекало от чая. Все — и беседа, и мысли, и движения — в таком чаепитии служит приложением к чаепитию. Такое чаепитие не может быть коротким, ему нужно посвятить изрядное количество времени, и все это время с чаем нужно быть очень внимательным. Иначе он будет просто невкусным.

А японское чаепитие (я буду говорить далее только о повседневном японском чаепитии, в церемониях я совсем ничего не смыслю) — оно посередине. Оно может быть невероятно коротким (некоторые сорта японского чая завариваются 30 секунд и повторной заварки не выдерживают) — но при этом ему нужно уделить самое пристальное внимание. На очень короткий промежуток времени — пока заваривается чай — нужно будет бросить все дела, быть очень осторожным с разговорами (чтобы не увлечься), никуда не отлучаться и не сводить глаз с чайника (и секундомера, если чувство времени у вас развито не очень сильно). Иначе нельзя — почти весь японский чай при перестаивании становится отвратительным. А так «коротко отвлечься» сложно. Это полностью противоречит всем привычкам (если быстро, то небрежно, а если сели — так уж сели). А здесь все должно быть быстро и аккуратно.

А на самом деле, это очень приятно и очень по-японски (в моем дилетантском представлении о «японскости»). И именно за эту быструю аккуратность я очень люблю японские чаи. Особенно летом, почему-то. Ведь это просто здорово — вскипятить воду, залить ею чай, полминуты-минуту гипнотизировать чайник, после чего с удовольствием разливать по чашкам ароматный, несколько мутноватый напиток ярко-зеленого цвета. Получается очень короткое, но совершенно полное «выпадение из жизни».

Так вот. Возвращаясь к Sencha Kabuse от Ahmad LE. Отличный японский чай, замечательно вписывающийся в описанную выше японскую чайную парадигму. По инструкции, приведенной на банке, его нужно заваривать 1-2 минуты. Я склоняюсь в одной, хотя, конечно, это зависит от температуры и жесткости воды. Получается отличный напиток. С характерной для сенчи зеленой пенкой, свежим травянистым ароматом, легким терпким вкусом и очень бодрящий — причем бодрящий по-летнему, свежестью, а не по-чайному — терпкостью.

ВКУС ЮМАМИ
Завершить рассказ о японском чае я хочу одной новостью, попавшейся мне на глаза пару месяцев назад. С сенчой, в частности, и с японскими чаями вообще эта новость связана непосредственным образом, потому что описываемый в ней вкус юмами в японских чаях присутствует непременно.

«Комплекс исследований, проведенных немецкими и японскими специалистами, позволил определить компоненты, обуславливающие интенсивность вкуса юмами (умами) в свежеприготовленном чае матча — порошковом зеленом чае, традиционно используемом при проведении японских чайных церемоний. Вкус юмами был добавлен к четырем традиционным вкусам (горькому, сладкому, кислому и соленому) в начале XX века японцами и часто характеризуется как «мясной» или «бульонный». В случае с японским зеленым чаем этот вкус проявляется как характерная нота, чаще всего называемая «рыбной». Вкус юмами определяется наличием глютаматов, а способность юмами подчеркивать собственный вкус других продуктов широко применяется в традиционных восточных кухнях (за счет использования продуктов с высоким содержанием глютаматов) и современной пищевой промышленности (за счет использования глютамата натрия — «усилителя вкуса»). Исследования, проведенные немцами и японцами, позволили установить, что интенсивность юмами в чае зависит от содержания L-теанина, галлиевой и янтарной кислот и теогаллина».

Вот оригинал новости.