чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 324 (06.07.06). д. шумаков

Наступивший июль является, пожалуй, самой благодатной порой для чайных заготовок — именно в июле созревают разнообразные ягоды и цветут разнообразные травы, добавление которых в чай и сочетание которых с чаем привносит в чаепития (особенно в зимние) теплые и очень приятные ноты.

К сожалению, июль, как и всякая благодатная пора, короток. А если измерять его не днями, а выходными (именно такой счет времени, увы, приходится вести почти всем нам) — то до обидного короток. И можно найти тысячу причин для того, чтобы в эти десять июльских дней не поехать за чабрецом, не набрать лесной малины, не запастись листьями и веточками черной смородины — но ведь потом о несделанном в эти короткие дни придется жалеть весь остальной год. Так что лучше вспомнить проповеди паровозика из Ромашкова, выбраться пару раз в лес и не потерять целый год, но превратить его в бесконечную последовательность радостных процессов, связанных с добавлением в чай собственноручно собранных и высушенных трав.

Кстати, если выезд в луга и в леса за травами совершенно невозможен, то можно ограничиться лайт-вариантом чайных заготовок — накупить у словоохотливых бабушек разных ягод, залить их водкой, месяца через три настой процедить и разбавить сахарным сиропом примерно один к одному. И холодными зимними вечерами пить чай с ягодными настойками собственного производства, красиво разлитыми в небольшие бутылочки.

Кстати, о выездах на природу... На ЛетоЧай 2006, который будет проходить с 4 по 6 августа в Псковской области, на базе загородного отеля «Плесков», еще можно записаться. Костяк участников мероприятия уже сформировался, почти все старые леточайники снова в строю, но новым людям мы будем очень рады и напоим их чаем всеми способами. Подробности — под ссылкой.

ЭКЗЕРСИСЫ
Несколько последних недель я достаточно много и активно экспериментирую с порошком зеленого чая. Некоторыми результатами этих экспериментов я с удовольствием поделюсь с вами. После небольшого лирического отступления.

Использование чая в кулинарии в некоторых странах является делом совершенно привычным. Страны эти, правда, расположены достаточно далеко от нас — большей частью в Юго-Восточной и прочей дальней Азии. «Там хорошо, там чай растет» — и именно доступность чая, сравнимая с доступностью в наших краях картошки, определяет изобилие и разнообразие блюд, приготавливаемых с использованием чайного листа. Лист этот обжаривают в кляре (зрелище весьма забавное), чайные листья используют в качестве компонентов мясных и рыбных блюд, на основе чая готовят большое количество напитков и десертов — и так далее, и тому подобное.

К сожалению, с подавляющим большинством этих блюд я знаком по картинкам и рассказам — поэтому особенно распространяться о них не стану. Но стану распространяться о десертах, приготовленных мною за последнее время с использованием порошка зеленого чая.

В принципе, к порошку зеленого чая подходить двумя способами. С одной стороны, к нему можно относиться как к основе для приготовления самостоятельного напитка — именно так к нему относятся в Японии, активно используя порошок зеленого чая как при проведении традиционных чайных церемоний, так и в более простых случаях (в самом-самом простом случае порошок зеленого чая достаточно смешать с холодной водой, добавить в него сахару по вкусу и получить прохладительный напиток с весьма спорными вкусовыми качествами).

С другой стороны, к порошку зеленого чая можно относиться как вкусовой и оздоровительной пищевой добавке. В той же Японии к нему относятся и так тоже, приготавливая на основе зеленого чая разнообразные лакомства (я их не пробовал, но выглядят они часто весьма предосудительно). Именно в виде пищевой добавки порошок зеленого чая в последнее время начал приобретать популярность в Европе и США — странах, жители которых серьезно озабоченны поиском простых способов поддержания здоровья.

В России порошковый зеленый чай появился сначала в своей традиционной японской форме — как церемониальный чай матча. Просто порошок зеленого чая, без привязок к японской чайной традиции, появился на нашем рынке относительно недавно, я немедленно его раздобыл (вот здесь) и поставил с его использованием серию человечных опытов. В смысле — опытов на людях.

До цикла опытов, о котором пойдет речь дальше, я употреблял порошок зеленого чая разными способами всего четыре раза. Два раза — при участии в японских чайных церемониях (и в своей церемониальной ипостаси мне этот порошок очень понравился), один раз в холодном напитке быстрого приготовления (в «растворимой матче», фразу «я пил сегодня растворимую матчу» рекомендуется произносить быстро в присутствии большого количества неподготовленных слушателей), другой раз в мороженом с зеленым чаем. В холодном напитке и в мороженом порошок зеленого чая мне не понравился. Возможно, он был недостаточно мелко измолот — но весьма некомфортные крупинки я чувствовал и в напитке, и в мороженом. В мороженом, от которого традиционно хочется нежности, крупинки эти особенно отвратительны.

Так что систематические опыты с порошком зеленого чая я начал со сдержанно-скептическим к нему отношением.

Я, конечно, нашел в Интернете изрядное количество разнообразных порошково-чайных рецептов, но начал свои экзерсисы с того, что попытался заменить в любимом мною банановом молочном коктейле банан на порошок зеленого чая.

Рецепт этого коктейля (условное название «Здравствуйте, калории») прост чрезвычайно, итоговый результат определяется совсем не хитростью приготовления, но качеством ингредиентов: брикет нестлешного пломбира «48 копеек» без добавок, 250 мл свежих пушкиногорских сливок (пушкиногорский молочный комбинат пора раскручивать на спонсирование рассылки) и банан. Вот этот-то банан я и заменил порошком зеленого чая.

Так как в кулинарии порошок зеленого чая я использовал впервые, основным вопросом для меня был вопрос дозировки. Порошок зеленого чая не произвел на меня впечатления сильно концентрированной субстанции — и примерно на пол-литра коктейля я его всыпал две чайных ложки с верхом. Забыв, почему-то, о том, что гораздо меньшая доза при японском церемониальном чаепитии позволяет получить весьма и весьма насыщенный напиток.

Как вы уже поняли, две чайные ложки с верхом стали моей роковой ошибкой. Но до первой пробы коктейля я этого не понимал совершенно и, как ребенок, радовался насыщенному зеленому цвету напитка (цвет этот, кстати, был очень близок к цвету «густого чая» в японской чайной церемонии).

Первой коктейль попробовала жена. Изданный ею после первого глотка звук не оставил никаких сомнений в том, что мне удалось приготовить исключительно оригинальный напиток, обладающий множеством достоинств и не обладающий достоинством главным — приятным вкусом. Нельзя сказать, чтобы этот коктейль вовсе нельзя было пить — двое из четверых участников дегустации стоически опустошили свои бокалы — но чая в нем был явный перебор. Морщась и чуть ли не отплевываясь, я, тем не менее, отметил, что порошок зеленого чая «разводится» без следа, не оставляя дурацких крупинок. Видимо, качественно смолот.

Ну а потом, через несколько часов после смелого опыта, ко мне пришел тонизирующий эффект. Я, конечно, ждал его — потребленная доза чая, без преувеличения, была лошадиной. Заставить себя пойти спать я смог только около трех часов ночи. Сверхчеловеческим, можно сказать, усилием.

На следующий день опыты с порошком зеленого чая и молочным коктейлем были проложены. Все ингредиенты остались без изменений — только дозировку зеленого чая я уменьшил раз в десять. Как и положено пуганой вороне, которая боится куста. Молочный коктейль с невеликим количеством зеленого чая (половина кофейной ложечки, без всяких верхов) получился очень любопытным. Зеленого цвета в нем не было и в помине, но пузырьки, традиционно образующиеся на поверхности взбитого напитка, имели легкий, можно даже сказать, нежный зеленоватый отлив («нежно-зеленый» — очень смешной цвет). Во вкусе коктейля зеленый чай тоже чувствовался, но на уровне оттенка. Сочтя, что это не совсем правильно (в молочном коктейле вкусы, все-таки, должны быть явными, а не проявляться намеками), я, после небольшой этической паузы приступил к третьему опыту.

В этом самом третьем опыте я увеличил дозировку порошка зеленого чая до одной кофейной ложки на 250 граммов мороженого и 250 миллилитров сливок. С полной уверенностью могу сказать, что дозировка оказалась оптимальной — коктейль окрасился в правильный зеленоватый цвет, в его вкусе чай присутствовал явно, но без перебора, причем совершенно однозначно идентифицировался именно как чай, а не как что-то непонятное зеленого цвета.

Однако никакой особенной радости мне этот коктейль не доставил. С бананом он явно вкуснее хотя, наверное, с чаем полезнее. Если напиток с таким содержанием жиров вообще, конечно, может быть полезным.

Первый результаты молочно-коктейльных опытов меня расстроили. Решив для себя, что порошок зеленого чая является скорее добавкой оздоровительной, нежели вкусовой, я немного отдохнул и приступил к приготовлению и дегустации смузов с добавлением порошка зеленого чая. И вот тут меня поджидали приятные сюрпризы. О которых, впрочем, я расскажу уже в следующей рассылке.