чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 347 (14.12.06). д. шумаков

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Рассказ об ароматизированном чае, который я планировал уместить в два-три выпуска рассылки, кажется, затягивается. Сегодня я пишу об ароматизированном чае уже пятую заметку — а еще до конца не разобрался с самой очевидной и самой простой ароматизацией чая.

Напомню, что в предыдущих выпусках рассылки я рассказывал о том, как и чем можно ароматизировать чай непосредственно перед чаепитием — а сегодня расскажу о том, как и чем можно ароматизировать чай задолго до чаепития.

Технология «натуральной ароматизации чая натурой загодя» отличается от «натуральной ароматизации чая натурой во время» всего одним нюансом. При ароматизации «во время» ароматическая добавка заваривается вместе с чаем и добавляется в заварку непосредственно в заварочном чайнике, а при ароматизации «загодя» ароматическая добавка добавляется в емкость, в которой хранится заварка, задолго до чаепития. (Уважаемые подписчики, если я становлюсь занудным, излагая очевидные, в общем-то, вещи — напишите мен об этом, а то меня уже начинает беспокоить обилие в последних рассылках слова «ароматизированный» ;)

Так вот, мысль о добавлении в сухую заварку каких-либо ароматных штук, на самом деле, выглядит очень разумной и привлекательной. Действительно, что может быть проще — чай будет стоять себе на полочке и пропитываться потихоньку естественным ароматом добавки, а потом, когда придет время, он будет заварен и раскроется во всей своей ароматной красе.

Но, на самом деле, так хорошо и красиво все получается чрезвычайно редко.

Безусловно хорошего результата можно добиться, добавляя в чай на хранение штуки, которые хорошо добавлять в чай и непосредственно перед завариванием. Лимонные корочки или яблоки, например. Чай, при правильном подборе соотношения заварки и ароматизатора, получится вкусным. И, кстати, не сильно будет отличаться от чая с сушеными яблоками и лимонные корочки, в который последние добавили непосредственно перед завариванием — будет просто чуточку ароматнее. Ну и то хлеб.

Достаточно удачной выглядит и мысль о добавлении в чай удачных, с точки зрения «совместимости» с чаем, трав — чабреца, мяты, душицы и прочих. Но только выглядит. Я не могу объяснить природы этого феномена, но если добавить чабрец в черный чай и поставить эту смесь постоять месячишко — получится полная фигня. От чабреца станется только странный «ароматический привкус», но пропадет вся его душистость, столь милая моему сердцу. Чабреца, конечно, можно добавить побольше и добиться таки возвращения привычного аромата — но тогда вместе с этим ароматом придет и травяной вкус, совсем неприятный. Тоже самое происходит и с другими травами, разве что мята выбивается из общего ряда. Ее аромат чаем, конечно, не глушится, но как-то притупляется. Ну а при переборе в купаже мяты она сама напрочь убивает аромат чая.

Короче говоря, травы с чаем лучше впрок не смешивать. А так и хранить: чай — отдельно, травы — отдельно, приготавливая купажи непосредственно перед завариванием.

Добавлять в чай сушеные ягоды «впрок» так же бессмысленно, как добавлять их в чай непосредственно перед завариванием. В небольшой концентрации они не дадут никакого эффекта, кроме предосудительной кислины, а для получения устойчивого и заметного вкуса их нужно будет добавить в чай столько, что легче сразу компот сварить.

Одним из вариантов ароматизации чая добавлением в него пахучих штук загодя, является жасминовая технология. Когда-то давно, когда я впервые узнал о том, как чай ароматизируется жасмином, я подумал, что именно жасминовая технология является ключом к созданию чудесных ароматизированных чаев. Согласитесь, даже в сильно упрощенном варианте технология жасминовой ароматизации выглядит очень привлекательно. Сначала свежие цветки жасмина добавляются в чай, там они высыхают, отдавая чаю свой аромат, потом удаляются, потом чай просушивается и небольшое количество цветков жасмина в него возвращается — для красоты.

Рассудив, что земляника — это то же жасмин, только гораздо вкуснее, я однажды решил изготовить земляничный чай (очень люблю аромат земляники, переслушал The Beatles в нежном возрасте) по жасминовой технологии. Закинул в банку с черным чаем некоторое количество свежей земляники, постарался эту землянику по банке равномерно распределить — и поставил высыхать, внимательно следя за тем, чтобы земляника не начала плесневеть. Через некоторое время каждая земляничина неаппетитно покрылась прилипшими к ней чаинками — причем настолько плотно, что ягоды и думать перестали высыхать, а зависли в странном полувяленом состоянии. Я наблюдал за ними несколько недель, за это время в них не осталось никаких намеков на аромат, да и в чае аромат не появился. Короче говоря, я всю землянику из чая повытаскивал и выкинул.

Ну и, конечно, я однажды пробовал ароматизировать чай нашим местным родственником жасмина — чубушником. Пахнет это штука вполне себе жасмином, я снова решил, что уж здесь-то меня точно поджидает удача — и в очередной раз потерпел полное фиаско. Готовый чай ароматизировать этой штукой не удалось.

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получается с натуральной ароматизацией чая путем добавления в него натуральных ароматных штук? А получается у нас следующее — несмотря на обилие слов, написанное по этой теме, вывод я могу сделать только один. Натуральных ароматных штук, с помощью которых можно получить ароматизированный чай простым добавлением этих штук в чай, очень немного, все они давно и хорошо известны и если никто не пытается ароматизировать чай огурцами, то это вовсе не значит, что мысль народная до этого не додумалась и никто этого не пробовал.

Пробовали. Не понравилось — и решили не повторять.

ВОСТОРЖЕННАЯ ЗАМЕТКА О ЧАЕ GREENFIELD
Последние год-два я с интересом и удовольствием наблюдаю за чаем Greenfield, производимым питерской компанией «Орими Трэйд». Удовольствие мне доставляет осознание того факта, что под маркой Greenfield продается самая, пожалуй, интересная сейчас в России коллекция недорогих листовых черных чаев весьма и весьма приличного качества. Кимун, Юннань, Цейлонец, Дарджилинг, Кениец и прочие «черные приятности» под одной торговой маркой — это просто отлично. А интерес, причем постоянный и неослабевающий, во мне вызывают ароматизированные пакетированные чаи Greenfield.

О качестве и вкусности самих этих чаев я распространяться особенно не буду. Я не поклонник ароматизированного чая в пакетиках, ничего в нем не понимаю и отношусь к нему, как к напитку, с изрядным предубеждением. Но в данном случае дело не в самих чаях, а в том, как «Орими Трэйд» этими чаями торгует. На мой субъективный взгляд, пакетированный ароматизированный Greenfield в его сегодняшнем состоянии является образцом идеальной подхода к торговле пакетированным ароматизированным чаем. Этот подход состоит в следующем.

Во-первых, формируя линейку Greenfield, специалисты «Орими Трэйд» пакетированную и непакетированную ее части сделали очень разными. В листовой части этой линейки преобладают чистые чаи или чаи с классическими ароматами (бергамот, жасмин). В пакетированной части этой линейки преобладают даже не ароматизированные чаи, а разнообразные чайные напитки на основе ройбоса, матэ, каркадэ и всяких других растений.

Это решение, если честно, является не только блестящим с точки зрения маркетинга, но и очень уважительным по отношению к покупателям. Любители обычного чая имеют возможность покупать его в лучшем (листовом) виде, а любители разных ароматных напитков (качество которых, в отличие от качества обычного чая, от помещения в пакетики не страдает) имеют возможность покупать «свои» напитки в виде наиболее удобном. Это красиво.

Во-вторых, ассортимент пакетированного ароматизированного чая Greenfield постоянно обновляется. Постоянное обновление ассортимента — это вообще закон торговли ароматизированными чаями. Яркие ароматы постоянно надоедают, и потребителям нужно постоянно предлагать что-либо новенькое. На самом деле, исполнение этого закона не является уникальной чертой «Орими Трэйд», обновлением своего «ароматизированного» ассортимента постоянно занимаются многие российские компании. Но у «Орими Трэйд» есть одно явное преимущество. Они делают это красиво.

Красиво — это «в-третьих». Ароматизированные пачки Greenfield очаровательны. Они радуют глаз самыми простыми и эффективными способами — яркими цветами, красивыми картинками и иностранными словами (написать название крупно по-английски и мелко сбоку по-русски — решение элементарное, но очень эффектное). Эти пачки, кстати, совершенно спокойно можно назвать гламурными (хорошем смысле этого слова) — то есть такими, которые радостно и приятно покупать. Скажу даже больше. Greenfield — это первый по-настоящему гламурный чай на российском рынке.

Резюмируя все вышесказанное, замечу, что в линейке Greenfield специалистам «Орими Трэйд» удалось весьма органично совместить современные мировые тенденции развития массового чайного рынка (внимание к ароматизированным и травяным пакетированным чаям) и специфику отечественного чайного вкуса (любовь к черному чаю и охотное следование моде).

Я не буду сейчас оценивать мировые чайные тенденции и отечественную чайную специфику — это тема для отдельного разговора. Но идеальное в них попадание в рамках одной торговой марки — это несомненный успех, достойный всяческого уважения.