чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 349 (28.12.06). д. шумаков

ЧАЙНЫЙ ЭКСПРЕСС
Под самый Новый Год, вопреки всяческим правильным правилам (но при моем непосредственном участии ;) открылся интернет-магазин «Чайный экспресс». Тайваньский чай, чайная утварь и чайные лакомства, о которых я неоднократно писал и в рассылке, и в колонках на «Информационном Буме», теперь можно купить через интернет. Магазин, правда, работает пока в тестовом режиме и только для жителей Москвы и Московской области, но, я полагаю, все технические недочеты вскорости будут исправлены, да и «диапазон доставки» магазина расширится до всей территории России и захватит некоторые соседние страны. Вот адрес, собственно: http://teaexpress.ru.

ЧАЙНЫЙ ДОМ ПЕРЛОВЫХ
Многие москвичи, наверное, уже знают о том, что после продолжительной реставрации, не менее продолжительного ремонта и различных организационных неурядиц вновь открылся чайный магазин на Мясницкой, 19. В чайной культуре Москвы этот магазин занимает особенное место — и о нем стоит, пожалуй, рассказать чуть более подробно.

Магазин на Мясницкой, 19 долгое время был главным чайным местом Москвы — ассортиментом и антуражем он заметно отличался от многочисленных московских гастрономов. Но самое главное, что отличало магазин на Мясницкой — это традиции. Немного придуманные — но традиции. Дом на Мясницкой был чуть ли не единственным в Москве публичным чайным заведением с дореволюционной историей — и само его посещение, не говоря уже о приобретении в нем чая, и для москвичей, и для гостей столицы было действием не только потребительским, но и «аристократичным».

Историю Чайного Дома на Мясницкой принято вести с 1869 года, когда это здание, после семейного раздела чайной компании «Василий Перлов с сыновьями», перешло во владение Сергея Васильевича Перлова, основавшего собственную чайную компанию («Сергей Васильевич Перлов и Ко»). И правление, и чаеразвесочная фабрика новой чайной компании помещались в доме на Мясницкой, 19.

В 1890 году этот дом был перестроен архитектором Клейном, однако самую известную свою реконструкцию дом пережил в 1896. Братья Перловы, руководившие конкурирующими чайными компаниями, соревновались за право принять у себя в гостях чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунь Чжана, который должен был прибыть в Москву на коронационные торжества. Личное знакомство с китайским сановником было не только престижным — оно давало возможность договориться о выгодных вариантах поставки чая. Так что братья-конкуренты старались произвести на китайского посланника самое выгодное впечатление.

Здание на Мещанской улице, которым владел Семен Перлов (старший из братьев-конкурентов) перестраивать не стали. Его лишь украсили в китайском стиле. А вот Сергей Перлов, находившийся по отношению к старшему брату в менее выгодном положении (Семен Перлов мог претендовать на то, что именно его компания — это «та самая знаменитая компания Перлова») должен был прыгнуть выше головы для того, чтобы привлечь внимание китайского сановника.

Сергей Перлов решил радикально изменить внешний вид здания и его интерьер — и обратился за помощью к архитектору Карлу Гиппиусу, который «окитаил» дом на Мясницкой. Фасад дома украсили разнообразные элементы декора в китайском стиле: пагода, драконы, китайские фонарики, змейки, зонтики и прочие штуки. Сергей Перлов надеялся, что китайский посланник будет тронут таким вниманием — но просчитался.

Ли Хунь Чжан остановился у старшего Перлова. Почему он выбрал Семена, а не Сергея, неизвестно. Возможно, он счел более уместным контакт с той компанией, которая была более солидной. Но не исключено, что декор дома на Мясницкой сработал наоборот — уж больно он получился настырным. Примерно как медведи, матрешки и балалайки в любом уважающем себя русском ресторане за пределами России.

Впрочем, сейчас это не важно. Важно то, что дом на Мясницкой, со всеми его драконами и фонариками, отлично пережил весь двадцатый век и, перестав быть конторой и чаеразвесочной фабрикой, сохранил-таки свою чайную сущность — магазин на первом его этаже многие годы радовал жителей и гостей Москвы и чаем, и необычными интерьерами.

Впрочем, в самом уже конце двадцатого века Чайный Дом на Мясницкой утратил свои лидирующие чайные позиции. Сохраняя весьма богатый чайный ассортимент, по качеству и разнообразию чая он стал уступать как чайным клубам и специализированным чайным магазинам, так и многим московским супермаркетам. Впрочем, своего очарования магазин не утратил — я старался заходить в него при каждом своем визите в Москву, и даже уходя из него без покупок, каждому такому визиту радовался.

И тому, что магазин на Мясницкой вновь открылся, я тоже радуюсь. К сожалению, во время своего визита в Москву в начале этой недели я не смог заглянуть на Мясницкую, но, говорят, в чайном плане самый знаменитый чайный магазин Москвы не изменился. При оказии проверю.

Игорь Алленов, благодарю за подробное информирование о магазине.

TEA PALACE
Некоторое время назад я писал об открывшейся недавно в Лондоне чайной Tea Palace, при которой работает магазин с весьма и весьма приятным ассортиментом (на сайте все их чаи и подарки можно рассмотреть в деталях).

У английских чайных магазинов есть одно чудесное свойство. В них всегда найдется что-либо, способное порадовать любителя чая — причем часто весьма причудливым способом. Эти сюрпризы могут быть совершенно нечайным — как, например, рождественские лосики, приобретенные нами несколько лет назад в одном из виттардовских магазинов — но от этого они не становятся менее приятными. Почти о каждой знакомой мне английской чайной торговой марке и о каждом знакомом мне английском чайном магазине (исключая интернет-магазины) я могу сказать несколько не просто хороших, но почти восторженных слов.

Изюминка Tea Palace лежит на поверхности — баночки. Красивые чайные баночки производят на меня впечатление, сравнимое, наверно, с тем впечатлением, что произвело на Эллочку Щукину известное ситечко. Чайное, кстати. Находясь под этим впечатлением, я, возможно, даже говорю «Хо-хо». Не помню. Но сразу после того, как ко мне возвращается память, я начинаю придумывать причину, по которой я обязательно должен попробовать чаи в понравившихся мне баночках.

В случае с Tea Palace такую причину пришлось поискать. Ассортимент в этом магазине, как я уже сказал, очень приличный, но совсем не уникальный. Цветочные смеси меня особо не интересуют, дарджилинги, ассамы и китайские чаи тоже меня не взволновали — пришлось обратить внимание на купажи, среди которых оказалось два «русских»: Russian Taiga и Russian Caravan.

Повод был найден. Дмитрий Лёхин, традиционно снабжающий меня английскими чаями, буквально на днях привез вожделенные баночки (целых пять, не две же заказывать, в самом деле) — и сейчас их рассматриваю и фотографирую. А чаи — пробую.

Чтобы рассказать о них более подробно в следующей рассылке.

C Новым Годом!