чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
english site



чай :: выпуск 357 (22.02.07). д. шумаков

АНОНС
Николай Монахов написал новую статью про производство чая в Абхазии. На сей раз она касается сортировки чая — процесса, как выяснилось, очень важного и очень многократного. Вот ссылка, приятного чтения. Спасибо, Николай!

КЕСАРЕВО
Некоторое время назад я наткнулся в интернете на сайт, торгующий разными военными раритетами, в основном — немецкими. Поняв, что среди прочего коллекционного материала в загашниках сайта есть и посуда, я немедленно в строке поиска набрал заветное “tea” — в надежде найти интересные образцы чайной утвари. Мысль о том, что персонажи, породившие эстетику Третьего Рейха (и сами бывшие во многом ее продуктом), и в быту будут монументальны и туповаты, мне, почему-то, в голову сразу не пришла.

А зря. Ничего скучнее гитлеровского фарфора я, пожалуй, не видел. Плюнул, в очередной раз порадовался тому, что фашистская гадина была раздавлена — и почти об этом фарфоре забыл.

Почти — потому что на днях нашел еще один сайт с посудой (и не только посудой) высокопоставленных особ. Сайт этот называется The Royal Collection и посвящен он вещам и вещицам, которые в разное время коллекционировали британские монархи.

Естественно, при нынешнем развитии информационных технологий на Западе снабдить такой сайт электронной галереей предметов, составлявших коллекции монархов, не составило особого труда. И, конечно, в этой галерее представлено небольшое количество вещиц, так или иначе связанных с чаем.

Собственно чайной утвари среди этих предметов немного: чуть-чуть керамики и несколько «железок». И знаете, что интересно? Английский королевский фарфор тоже не особенно возбуждает. Он, конечно, кардинально отличается от фашистского (несмотря на то, что некоторые образцы родом из Германии, правда, из другой Германии). Он красочный и веселенький. Но все рано не особенно красивый. Можно даже сказать — безвкусный.

Я когда эти чашки и чайники рассматривал, то вспомнил сразу и гитлеровский сервиз, и еще один образец «августейшей» керамики — сервиз «Кобальтовая сетка», изготовленный впервые на Императорском (ныне — Ломоносовском) фарфоровом заводе для российской императорской семьи. Этот сервиз при дворе всем очень понравился, его формы и рисунок сразу стали популярными, а спустя несколько десятилетий — классическими. В настоящее время именно «Кобальтовая Сетка» является «Главным русским чайным сервизом», и если речь заходит о пафосном русском чаепитии, то на столе почти наверняка появляются бело-сине-золотые чайники и чашки.

Сервиз «Кобальтовая сетка» сейчас существует в нескольких вариантах: чайном, кофейном, столовом. Вот здесь, на сайте ЛФЗ, все их можно рассмотреть в деталях и, что называется, из первых рук — все-таки это сайт завода-производителя.

И вот ведь в чем заковыка — он тоже не фонтан. В нем, безусловно, присутствует вся положенная «императорскому» сервизу роскошь, в «сложенном горкой» витринном состоянии он даже, пожалуй, красив — но когда дело доходит до чаепития всё это сине-белое золото начинает как-то мелко раздражать.

Короче говоря, изученные образцы «кесаревой» фарфоровой чайной посуды, независимо от вида кесарей и времени их кесарствования, мне совсем не приглянулись. В английской королевской коллекции, о которой я вел речь чуть выше, любопытны, правда, «железки» — разнообразные приспособления для кипячения воды и чайницы. Впрочем, они тоже достаточно вычурны — и интерес к ним вызван скорее их необычностью, нежели их красотой. А фарфор, как я уже говорил, разочаровывает.

И это, кстати, странно. В той же Англии есть изумительный фарфор — в посудной части сайта компании Wedgwood можно найти чудесные (хотя бы внешне) вещи. Ну вот, например, классическая «белая» коллекция, при спорности многих предметов, позволяет собрать весьма симпатичный чайный сервиз. А ее «земляничная» версия мила ну просто по-девичьи.

И тот факт, что эта коллекция появилась на свет только в 1920 году, не извиняет августейших английских особ. Wedgwood работает с XVIII века и, если верить Певзнеру, многие модели веджвудовского фарфора не менялись с самого начала.

Короче говоря, короли в собственные коллекции могли бы выбрать что-либо и посимпатичнее. Впрочем, это их личное, сугубо королевское, дело — я оставлю их в покое ;)

И похожу ногами по Веджвуду.

СИТЕЧКО
Мне очень нравится веджвудовский фарфор. В этой симпатии, конечно, много иррационального — она основана не только на объективных достоинствах посуды, но и на очаровании фарфоровых залежей, с которыми мне довелось столкнуться в магазине на Пикадилли, и на традиционной русской симпатии к изделиям английских ремесленников и вообще на какой-то сказочности самого слова Wedgwood.

Но недавно по этой симпатии был нанесен серьезный удар, причем удар по самому неожиданному месту — по объективным достоинствам посуды.

В веджвудовской коллекции White China, на которую я уже ссылался выше, есть дивный чайник. На самом сайте Wedgwood его иллюстрация какая-то уродская, поэтому посмотрите, как он выглядит в магазине Tea Palace — тем более, что фирменный значок магазина его ничуть не портит (оригинальная модель — чисто белая).

Сам я этого чайника в руках не держал, но внешне он мне нравится очень. Настолько, что когда мои друзья в Швейцарии решили подарить друг другу чайник и стали советоваться со мной, эту модель (они нашли ее сами) я им рекомендовал очень горячо.

И все было хорошо и все всем нравилось, пока черт не дернул нас проверить, есть ли у этого чайника ситечко в основании носика. Честно говоря, я был уверен, что есть. Несмотря на то, что сейчас большинство непрозрачных европейских заварочных чайников рассчитаны за заваривание в них чая в пакетиках и в ситечках не нуждаются. Но в этом веджвудовском я был уверен. Ну, во-первых, он разработан в 1920 году. Во-вторых, Wedgwood — это солидная контора. В-третьих, Англия — это серьезная чайная страна (хотя, конечно, я много раз имел возможность убедиться в обратном — но все равно верю ;).

Ну, в общем, я обломался. Ситечка нет. На недоуменные вопросы моих друзей доблестный Wedgwood ответил, что ситечка нет вообще, потому что с ним чайник (и без того дорогой) будет еще дороже, а все нормальные люди давно уже перешли на чай в пакетиках. Еще в 1920 году, судя по всему. Утешили...

В общем и целом, и без ситечка этот чайник радует. Форма — восхитительная. Только вот пользовать его в чайном быту немного затруднительно. И даже навесное ситечко, при всей его романтичности, не сильно помогает. Потому что при использовании чайника без ситечка для заваривания листового чая, особенно с относительно крупным листом, вылезает одна гадская хитрость.

При наливании чая, особенно заваренного по русской традиции (так, чтобы потом разбавить его кипятком), чаинки очень быстро забивают носик. И чай начинает течь из чайника тонкой струйкой, а то и вовсе капать. Что делает нормальный человек в такой ситуации? Правильно — наклоняет чайник посильнее. И чай с радостным хлюпом вышибает к нехорошей маме «чаинковую затычку», которая радостно плюхается в чашку. А следом за ней из чайника вылетает неожиданно сильная струя чая. Которая, конечно, очень редко попадает туда, куда ей должно попасть.

Все это, конечно, чрезвычайно огорчительно.

Евгений, Ульяна, Дмитрий — спасибо за веджвудовсвкое приключение.