чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: выпуск 361 (22.03.07). д. шумаков

В прошлом выпуске рассылки я делился впечатлениями от посещения самого, пожалуй, знаменитого чайного магазина в России — «Чайного Домика» на Мясницкой, 19, в Москве. Но в то же Москве, тоже на Мясницкой (только на площади) есть еще один чайный магазин — совсем не такой знаменитый, но, пожалуй, гораздо более любопытный с чайной точки зрения.

МАГАЗИН НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ
Все чайные магазины можно разделить на три категории. Магазины первой, самой скучной категории, торгуют чаем только потому, что чай — этот товар, пользующийся спросом. Такими магазинами, например, являются почти все супермаркеты. Чайный ассортимент в них может быть очень неплох — но сама чайная торговля в них происходит без души: тоскливо и неинтересно.

В магазинах второй категории главенствует идея. Причем не идея человека, а идея корпоративная или (если можно так выразиться) культурная. В таких магазинах, как правило, заметна работа дизайнеров и менеджеров по персоналу (или всепроникающее влияние какой-либо чайной традиции, часто в сильно искаженном виде). Интерьер таких магазинов выверен, а продавцы говорят правильные (или не очень правильные — это как повезет) чайные слова. Подобных магазинов сейчас в России достаточно много. Навскидку можно вспомнить сеть «Унций» (там главенствует как раз идея корпоративная) и многочисленные китайские чайно-клубные магазины (там главенствует идея культурная). В таких магазинах почти всегда можно купить приличный чай (а часто — и просто отличный чай) и именно такие магазины, как правило, являются основным источником чая для большинства любителей этого напитка в России.

Но настоящее, ни с чем не сравнимое, удовольствие от покупки чая можно получить только в магазинах третьей категории — в магазинах «с характером». То есть в таких магазинах, в которых за всем — за чайным ассортиментом, за поведением продавцов, за оформлением — очень четко прослеживается личность владельца магазина. Его идеи, взгляды и тараканы в голове. Причем чаще всего содержание этих идей, взглядов и тараканов для посетителя магазина остается неизвестным. Но он непременно чувствует их наличие, понимая, что в магазине, в который он пришел, все сделано, как этого хотел хозяин, а не в соответствии с какими-либо общими требованиями (корпоративными или культурными — неважно).

Классическим примером такого магазина является небольшая семейная чайная лавочка, которая заводится людьми не столько для того, чтобы получать солидную и стабильную прибыль, сколько для того, чтобы их увлечение чаем само себя «подкармливало». К сожалению, современная российская бизнес-парадигама не благоприятствует развитию специализированных семейных магазинчиков, о чем я лично очень сожалею.

Впрочем, почти полное отсутствие семейных чайных лавок не означает, что в России и в соседних с ней странах нет «харАктерных» чайных магазинов. Они часто встречаются в небольших городах — в стороне, если можно так выразиться, от «главного чайного удара». Их владельцы, как правило, одержимы идеей сделать лучший чайный магазин в своем городе — и у них это, как правило, получается. В небольших городах быть самым лучшим достаточно просто. Магазины такие подучаются очень интересными — несмотря на то, что их ассортимент, как правило, представляет собой сборную солянку из известных и доступных торговых марок чая, сам принцип подбора ассортимента чаще всего очень радует и из такого магазина сложно уйти без покупки.

Я однажды наткнулся на такой магазин в Мариуполе — и был удивлен невероятно, потому что Украина, даже такая «русская», каковой является Донецкая область — страна скорее кофейная, нежели чайная. Мариупольский магазин, однако, был весьма и весьма приличным — и очень «личным». Было очевидно, что открывшему его человеку важно держать марку, причем не столько по экономическим, сколько по человеческим причинам.

Честно говоря, я совершенно не ожидал, что смогу найти такой магазин в Москве, плотно напичканной магазинами первых двух видов. Однако нашел, причем недалеко от того самого «Чайного Домика» на Мясницкой, 19.

Магазин этот находится на втором этаже торгового комплекса «Чистые Пруды», расположенного прямо у выхода из одноименной станции метро. Причем торговый этот комплекс ничем не отличается от любого другого «приметрошного» торгового центра и впечатление производит проходное и не особенно приятное. Впрочем, у самого магазина «Чай Кофе» есть отдельный вход и отдельная лестница на второй этаж, что удобно.

Магазин совмещен с кафешкой — и это совмещение может быть как очень удачным (особенно если в кафешке можно попробовать чай из ассортимента магазина), так и совершенно бестолковым (если кафешка ничем не отличается от множества небольших московских аналогичных заведений). Я оценить кафешку не успел — торопился очень.

Но успел оценить чайный ассортимент, благодаря которому, собственно, и отнес магазин к «харАктерным», то есть к таким, за которыми четко прослеживается какая-то идея. Причем, как и положено (и как я уже заметил выше), что это за идея — непонятно. Понятно только, что она есть.

Допускаю, что владельцы магазина постарались собрать под одной крышей все сколько-либо оригинальные чайные марки. Именно оригинальные, потому что почти у каждой из представленных в магазине чайных марок есть какая-нибудь «фишка», пусть даже незначительная. В результате, при объективно весьма неровном по качеству и интересности ассортименту, получается любопытный и приятный эффект. Специализированные чайные магазины «Чай Кофе» на Мясницкой бьет разнообразием, а супермаркеты — необычными сортами чая и отсутствием намыливших глаз массовых марок.

В магазине, помимо весьма распространенных чайных марок (Nadin, Forsman, Maitre de The, Riston, Master Team, Indu, Impra, Chelton, Premier's, Hilltop и прочих), встречаются и достаточно необычные: Grunewald, Gutenberg, Tea Forte (о котором я в разное время написал много добрых слов), Betjeman and Barton (под которой тоже часто продается весьма достойный чай) и другие (всех не упомню).

Короче говоря, магазин очень любопытный. Назвать его безоговорочно хорошим я не могу — не хватает ему немного внутренней гармонии — но он очень любопытный. Любителю чая, особенно начинающему, в нем есть где развернуться.

Главной же целью моего туда визита стал чай Tea Posy, о котором я писал несколько рассылок назад. Напомню, что под маркой Tea Posy продается связанный чай и посуда, специально разработанная для его заваривания. Образцы этого чая я раздобыл на пробу (спасибо, Игорь) и о результатах его дегустации спешу сообщить.

ЕЩЕ РАЗ О TEA POSY
Сразу замечу, что после дегустации нескольких видов этого чая мое о нем мнение, построенное по результатам заочных наблюдений и размышлений, оказалось практически неизменным. Чай этот гораздо более зрелищен, нежели вкусен. При настаивании шариков и прочих «чайных форм» от Tea Posy получается зеленый чай приемлемого качества, чаще всего — жасминовый. Причем с одним очень заметным и весьма своеобразным недостатком. На распускающиеся в воде чайно-цветочные композиции хочется смотреть даже после того, как они полностью раскрылись — надежда на то, что чай выкинет еще какой-либо фортель, остается достаточно долго. И чай уходит в традиционную «зеленую» горечь из-за банального перезаваривания.

Впрочем, все это целиком и полностью компенсируется визуальной составляющей, которая превзошла мои ожидания. Посуда Tea Posy удачно заточена именно под эти чаи, а сами чаи почти всегда ведут себя «как на картинке» (что редко случается со связанными чаями, они часто разочаровывают именно своим видом). Но самое главное — чаи очень яркие (яркие цветом). Особенно те, что с желтыми и оранжевыми цветами.

Резюме мое по этим чаем будет очень простым. Отличный подарок, прекрасная забава, удачная штука (в комплекте с посудой) для кафе, ориентированного на молодежную аудиторию или для неформального ресторана (если можно так выразиться). Ну и отдельная фольгово-вакуумная упаковка каждого шарика — это хорошо, потому что связанные чаи очень часто губит неаккуратное хранение, в данном случае невозможное.