чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 369 (17.05.07). д. шумаков, п. шведов

ЧАЙНЫЕ ПАКЕТИКИ И ИХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
Сегодняшний мой визит в один из псковских магазинов закончился тем, что я прихватил на выходе образец бесплатной внутренней магазинной прессы. Прихватил по очень простой причине: на первой странице небольшого журнала стоял анонс: «Чай: с пакетиками или без них?»

Естественно, что, оказавшись в спокойной обстановке, я немедленно нашел пятнадцатую страницу. На которой нашел небольшую заметку о том, что чай в пакетиках — это хорошо. Сил смеяться, стебаться или возмущаться по этому поводу у меня уже нет, так что я достаточно равнодушно прочел стандартный набор аргументов: удобно, вкусно, технологично, традиций не убьет. И вдруг наткнутся на чудесную фразу, которой раньше в статьях о чае в пакетиках не встречал никогда.

«По сравнению с листовым, чай в пакетиках очень экономичен».

Это, на самом деле, просто праздник какой-то.

Честно говоря, объяснять, почему приведенное выше утверждение является бредом — занятие немного странное. Но я эту странность проигнорирую. И начну издалека.

Не секрет, что большая часть жителей России (порядка 80%) пьет листовой чай. Но не является секретом также и тот факт, что доля пакетированного чая в общем «чайном потреблении» постоянно растет. Специалисты, отдавай должное тому, что пакетированный чай часто более удобен, чем листовой и довольно часто не уступает листовому по качеству (в случае с сильноароматизированными чаями, например), основной причиной роста его популярности называют повышение уровня доходов населения. Люди, получив возможность тратить на чай больше денег, часто банально начинают выбирать новый чай, ориентируясь только на ценники. Тот факт, что при этом они часто обращаются к пакетированному чаю, как-то не сходится с декларацией его экономичности по сравнению с листовым.

Впрочем, это все лирика. Давайте-ка обратимся к цифрам. Причем обращение это будет кратким.

Находим первый попавшийся сайт компании, торгующей, например, и пакетированным, и листовым Гринфилдом. Находим там Greenfield Kenyan Sunrise (я его пью по утрам, это добавляет примеру предметности) и обнаруживаем, что 100 граммов этого рассыпного чая стоят 36 рублей, а 25 пакетиков (50 граммов) этого же чая стоят 42 рубля. То есть 100 граммов пакетированного чая стоят в 2,3 раза дороже 100 граммов листового.

Рассмотрим другой пример — с более дорогим чаем. Идем в первый попавшийся интернет-магазин, выбираем явно небюджетный Newby и обнаруживаем, что 100 граммов листового ассама стоят 165 рублей, а 50 пакетиков (100 граммов) этого же ассама стоят 250 рублей, то есть в полтора с небольшими раза больше.

Комментарии были бы излишни, если бы не один любопытный момент. На самом деле для более строгого расчета относительной «выгодности» пакетированного и листового чая недостаточно просто сравнить цены в магазинах и превратить пакетики в граммы. Нужно рассчитывать стоимость полноценной чашки чая. Ну или кружки. Стандартной офисной, на 300 мл.

В случае с пакетированным Greenfield Kenyan Sunrise, например, стоимость кружки чая (без учета стоимости воды) равна стоимости одного чайного пакетика — то есть одному рублю 68 копейкам. Стоимость кружки листового чая рассчитать сложнее. Если заваривать его так, как завариваю я (1 чайная ложка, то есть 1,5–2 грамма, на чайник в 300 мл) то получится, что кружка чая стоит максимум 72 копейки. Соотношение осталось прежним — листовой чай в два раза с лишним дешевле пакетированного. Но при этом нужно учитывать, что листовой чай допускает больше вариантов для экономии — его можно заваривать в заварнике, а потом заварку разводить кипятком, например. Его и бодяжить легче, чем пакетированный.

(Я понимаю, конечно, что бодяжить чай — последнее дело, но раз уже у нас зашел разговор об экономии, надо довести его до крайностей ;)

Короче говоря, сказкам о том, что пакетированный чай экономнее листового, верить не следует. Мало того, если сильно на это запариться, то пакетированный чай, в итоге и в пересчете на чашки может иногда оказаться дороже чем чай, продающийся по достаточно высоким ценам — тайваньский, например. Потому что его можно заваривать несколько раз без потери качества. А пакетированный — нельзя.

Впрочем, это уже бессовестная реклама и окончательное «добивание» пакетиков. Надо оставить им хоть какой-либо шанс. Вот, например, Павлу Шведову попал в руки любопытный образец пакетированного чая. Ему и слово.

ПАКЕТИКИ «КРАСНАЯ ЦЕНА»
Когда привыкаешь к достаточно высоким ценам на хорошие сорта чая, то уже не удивляешься новостям о том, что на аукционе в Китае элитный чай может торговаться за несколько тысяч долларов. Как-то спокойнее начинаешь относиться к высоким ценам, а вот предложения массового рынка могут и шокировать своей стоимостью. Крупная московская розничная сеть «Перекресток» в апреле решила провести акцию по привлечению новых клиентов и созданию линейки продуктов с эксклюзивно низкими ценами. На многих полках магазинов сети появились товары с желто-красными полосками и надписью «Красная цена». В число этих продуктов попал и чай.

Когда акция только началась, упаковку с двадцатью чайными пакетиками предлагалось приобрести за 5 рублей 79 копеек. К концу месяца цена пачки пакетиков немного подросла, и я ее уже покупал за 6 рублей 20 копеек, то есть каждый пакетик чая стоил 31 копейку. Такого чая, с такой ценой одного пакетика, я еще не пивал!

(К слову сказать, чай был куплен для последующих экспериментов с полетами чайных пакетиков. Правда, оказалось, что форма пакетиков не пригодна для нормальных и полноценных аэродинамических опытов).

Упаковка напитка сообщала, что «Чай черный байховый индийский мелкий для разовой заварки» собран и переработан в Индии, а изготовлен и упакован уже в России специально для группы компаний «Перекресток» в апреле этого года. Срок годности — 24 месяца, так что чай был свежим. Ознакомившись со способом приготовления чая, я положил пакетик в чашку, залил кипятком и дал пакетику настояться ровно 5 минут.

Ничего любопытного я, к сожалению, не получил. Настой интенсивного цвета не представлял никакого интереса по аромату и вкусу. Их — аромата и вкуса — просто не было. Не было в этом настое даже характерного для многих пакетированных черных чаев вяжущего вкуса. «Пустотность» вкуса и аромата, конечно, может быть с лихвой закрыта сахаром, но этот чай в чистом виде не представляет совершенно никакого интереса.

Безусловно, сложно требовать от пакетика за 31 копейку раскрытости букета вкусов и нюансов аромата. Но ведь даже такие лидеры пакетированных чаев, как Lipton, Майский чай и Ahmad, создают такие варианты пакетированного чая, которые несут в себе хотя бы терпкость вкуса и заряд бодрости. Из некоторых пакетиков можно приготовить чифир, но чай «Красная цена» и для этого не пригоден. Просто вода с добавлением черного цвета. Жаль. Может быть, рассыпной среднелистовой черный байховый индийский чай, тоже продающийся в линейке «Красная цена» (3 рубля 99 копеек за 50 грамм), достоин внимания, но я пока не решаюсь его открывать. Пусть лучше будет хорошим подарком какому-нибудь хорошему чайному человеку. :)

ЧАЙНЫЕ КЛУБЫ МОСКВЫ — НОВЫЙ СЕЗОН
Открытие нового сезона и появление новых сортов чая активизировало дегустационную деятельность московских чайных клубов. Во многих из них, с появлением в картах чаев нового урожая, проводятся открытые дегустации с целью знакомства с новыми (или хорошо забытыми старыми) вкусами и ароматами. Наиболее интересными дегустационными программами на данный момент стали проект «Мой Китай» чайного клуба «ИСТ» и дегустационные чаепития свежих сортов в клубе «Чайный этаж 108».

В рамках проекта «Мой Китай» один из сильнейших ведущих знатоков чая клуба «ИСТ» Сергей Кошеверов рассказывает о своих путешествиях в провинции и чайные районы Китайской Народной Республики, иллюстрируя свои слова фотографиями и чаями из этих мест. Май стал месяцем провинции Хунань. Уже была проведена встреча, посвященная столице провинции, городу Чанша, где чай не пьют, а едят. Была также беседа о юге провинции и горах Хэншань. Следующая встреча, которая пройдет в воскресный вечер 20 мая, будет посвящена острову Цзюнь Шань — родине знаменитого желтого чая Инь Чжень.

«Чайный этаж 108» запустил программу ежедневных дегустаций чая, появившегося в чайной карте клуба и представляющего исключительный интерес для любителей китайских сортов. В числе последних участники дегустаций пробовали сорта Алишань Чхан Шу Ху Ча, Лун Сюй, Хуан Цзинь Гуй, Да Цзинь Хао Сяо Бин, Чхан Шу Ху Ча и многие другие. Дегустации проходят каждый день в 16 и 20 часов.

Денис Шумаков, Фин