чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: роман бондарев. леточай 2007: околочайные впечатления

Вместо предисловия

— Ну и зачем вы туда поедете?
— В общем... это... чай пить...
— А поближе нельзя было? Зачем так далеко-то?!
— Понимаешь, мам... это такие выездные мероприятия, собираются люди с форума, встречаются...
— А это точно не секта какая-нибудь?
— Ну ма-аам!!
— Ладно, ладно... смотрите сами...

Автор в полях и на мостиках.
Автор в полях и на мостиках.

Примерно такой диалог состоялся, когда мы с женой собирались на АвгустЧай 2005. Это была наша первая поездка на встречи форума teatips.ru (тогда еще — tea.volny.edu, если не изменяет память). Еще ранее, попав на этот чайный сайт, я забрел в раздел «Чай вместе». Помнится, тогда я очень удивился фанатичности первых леточайников — подумать только: переться черт знает куда, в какую-то Псковскую область, чтобы за три дня обпиться чаю :) Неет, это не для меня. Но, как это часто и бывает, реакция от первоначальной «встречи в штыки» дошла до «а почему бы, собственно, не поехать?», и даже переросла в окончательное «Хочу!».

... После был долгий перерыв, и вот снова клич — едем в Шаробыки! Внутрисемейная организационная суета, планирование отпусков, и вот, наконец, — еду.

Поезд
Почему-то дорога туда запоминается мало... или только у меня так? Может, это оправдывается предвкушением основного действа, и просто не хочется тратить все эмоции сразу. Сейчас я даже не могу вспомнить, какие чаи мы пили в поезде, кроме одного. И то только потому, что это был мой чай :) Зеленый связанный, был подарен — поэтому рода-племени его не знаю. Отмечен интересным ароматом — и тонким жасминовым, и легким молочным. Это с какой стороны его нюхать :)

Клубники было немного, но она была!
Клубники было немного, но она была!

Прибытие
Утром нас встречает какой-то осенний Псков, но мне он таким и нравится, и представлялся еще в прошлую поездку. Грузимся в микроавтобус, по дороге заезжаем в «Пчёлку», которая даже для Шумакова (sic!) оказалась закрыта, о чем в крайне вежливых выражениях и с восторгом он сообщает Лене Шахметовой. Еще мелкохозяйственные мотания по утреннему Пскову, и, наконец, взят курс на место общей дислокации. По дороге уписываем обалденную клубнику, свежесобранную родителями Дениса (за что им низкий поклон!), слушаем Сергей Калинина, неиссякаемого по части житейских историй. Может, клубника была заряженная, может, это уже начало пробиваться светлое леточайное, но начинается ржач в прямом смысле слова. Катализатором служит душещипательный рассказ Дениса о зековских пельменях, которые его гипнотизируют взглядом, и вместо сочувствия мы начинаем безудержно хохотать :)

«Шаробыки» почему-то оказываются «ШарАбыками». Но это уже не важно. Подкрепленные напоследок концертом группы «Бутырка», которым нас любезно потчевал водитель по телевизору в машине, мы вываливаемся перед воротами базы.

Контркультура. Начало
«Возьмите этого леща и посвятите ЛЧ лобсангшучонгам». (Satori)

Нет, решительно невозможно было сопротивляться этим дразнящее пахнущим лещам. Профессионально закопченные, крупные, они манили и реально угрожали сорвать традиционное начало мероприятия. Так и случилось. Мужественно сопротивлялся один Раиф, пытаясь воззвать к нашей совести — дескать, какой же это завтрак из лещей :) Одурманенные лещом, мы уже резали помидоры и воззваниям не вняли. Весь осадок от поездки в душном плацкарте был с лихвой компенсирован этим королевским завтраком! Денису и его знакомым рыбакам — риспегд и уважуха, в лучших традициях :)

И понеслась!
А потом было много чего интересного. Вспомнить все подробности, да и восстановить последовательность, мне не представляется возможным, да и надо ли оно? Выпадение из повседневной круговерти произошло, и это главное. Поэтому далее — набросочно.

Путешествия.
Путешествия.

Собственно, сам завтрак, где лещовое послевкусие запивалось японской ...чой (бин? ген? май? всё время путаю), похожей на мелко нарезанные веточки.

Прогулка в Тригорское и первый шок: Пушкин! В мечтательно-мыслительной позе, с бакенбардами! (Неужто уже чай так торкает?). А это оказался сотрудник музея, или кто он им приходится, развлекает так гостей усадьбы, предлагая сфотографироваться на память. Кстати, вблизи похож не очень...

Местный кот, который потом в награду за щедро отваленный кусок леща контролировал территорию в течение всего нашего пребывания, и даже успел подраться с рискнувшим «просто пройти мимо» чужаком. Схватка была что надо!

Вечером — баня. Сама баня — хорошо, правда несколько непродуман процесс, приходилось наливать холодную воду в тазики в самой парилке (там кран), и уже на улице принимать долгожданное облегчение. Распаренные, пили иван-чай, сделанный по какой-то секретной китайской технологии, так что его можно заваривать как чай. Иван-чай и как чай — мне и самому удивительно :)

Ночью — пуэр. Ну а как же без него! Традиция, панимаашли... Температура воздуха понизилась, поэтому согревающий пуэр, даже сам процесс его варения на газовой плитке — самое то. Согревает и сближает — в смысле, когда мерзли, плотнее смыкали ряды. А может, чтоб досталось побольше? :) Пробовали «пуэр по-морскому». Вкус интересный, хотя и резковатый. И зря Андрей извинялся — для полноты ощущений надо всё попробовать. Ты вспомни — хоть кто-то возмутился и выплеснул остатки? Выпили за милую душу!

...Заканчиваем уже далеко за полночь. Расходимся по номерам, там уже о чем-то мило беседуем с Сергеем Калининым, страшно интересно всё, что он рассказывает, особенно про Шумакова и первоистоки псковской чайной культуры — но сил больше нет: проваливаюсь в безмятежный сон. Спится там отменно, воздух какой-то сытный, наполняющий — «так и ел бы его ложками». Жаль, домой нельзя взять...

Так — каждый день!
Утром просыпаюсь рано, но привычного недосыпа не ощущаю. Разгорающийся день встречает нас осенним холодком, нетипичным для июня, и Денисом с самоваром (пили брекфаст от Харни&Сан, бодрящий такой брекфаст).

Сцена с самоваром.
Сцена с самоваром.

Потом как-то всё замелькало с потрясающей быстротой — это когда много событий впихивается в ограниченное время. Мы ходили в Михайловское, побродили по памятным местам, посетили городище Воронич. На этот раз все прогулки были безчайные — то есть мы не обременяли себя бутылками с водой и плиткой, а потом поиском места, где бы так усесться и попить чаю. Но никакой потери от этого не ощущалось, наоборот — можно было целиком отдаться впечатлениям от местного колорита. А надышаться можно только ветром...

По возврату на базу пили чай, конечно же. Только какой и в какой последовательности, не вспомнить. Были и обязательные шашлыки, к которым пригодился привезенный крымский коньячок. Вот под шашлык помню — был ароматизированный в пакетиках, причем должен быть гранатовый, но мне показалось — конфета «Дюшес». Денис еще рассказывал историю из своих путешествий Псков — Москва, когда его спросонья ночью испугали большие груди с соседней полки (кстати, может поэтому я и запомнил, какой чай при этом пили? :) Было еще, кстати сказать, красное игристое, картошка с грибами, варенье из одуванчиков и из баклажанов, словом, вы понимаете — настоящий ЛетоЧай!

На третий день мероприятия Дмитрий баловал нас кофе, страшно возмутившись на то, что я сначала слопал пенку, а потом уже пил кофе с пушкиногорскими сливками. Безусловно, это было безобразие и контркультур — но удержаться я не мог :) Говорят, было и какао, любезно приготовленное Валерой по правильной технологии, но суета сборов поглотила меня, и до какао как-то руки не дошли.

Отъезд основной группы товарищей.
Отъезд основной группы товарищей.

...Уже отъехав приличное расстояние от Шаробыков, мы вспомнили, что не сделали традиционный общий снимок участников. Но это нас не расстроило. Вообще нас мало чего могло расстроить — хотя этот ЛетоЧай и отличался от тех, что помнят постоянные и давние его участники (к автору не относится). В разговорах за чаем мы часто поднимали эту тему: безусловно, формат сезон-чаёв меняется, причем без наших усилий. Просто живёт своей жизнью. А вот куда он должен прийти, и должен ли вообще? Какие традиции должны остаться, надо ли превращать его в дегустацию «нон-стоп» по чайной карте, или же пусть это будет вик-энд, чтобы увидеться с хорошими людьми и поговорить всласть на любые темы, а чай будет хорошим дополнением?

Веселый поезд назад
Конечно, билеты мы покупали исключительно с целью «добраться», поэтому был плацкарт. Сами понимаете — без вентиляции. Но с качественно заделанными окнами. Поэтому те, кто в баню по тем или иным причинам в Шаробыках не ходил, мог с лихвой восполнить этот пробел. Значит, спать уже не получалось. Осталось решить, как же нам шестерым собраться в одном «купе»?

Ситуация осложнялась тем, что мы были разбросаны в 3 вагонах. Воссоединить чайников взялся мужественный Валера. Притопав ко мне в вагон, он оценил сходу ситуацию, многозначительно сказал «Жди» и убежал. Через несколько минут он уже вернулся и объявил, что он всё выменял и что я могу собираться, и даже начал хватать мои вещи, как будто бы я стал сопротивляться :)

Уже в Пскове — буквально минут за 40 до поезда.
Уже в Пскове — буквально минут за 40 до поезда.

Ну, верхнюю полку на нижнюю поменять было, конечно же, нереально. Но хоть в соседнем отсеке, и то хорошо. На нижней сидели две фигуристые девушки и заинтересованно собирали кубик Рубика. Испытав некоторый культурный шок, я подумал «Ну мало ли... всякое бывает... некоторые вообще чай хлещут как ненормальные» — и ушел к нашей компании, ведь уже разливали первый поездной чай. Вспомнив, что у меня остались сладости, я вернулся к своей полке. КУБИК-РУБИК ЛЕЖАЛ НА СТОЛИКЕ. СОБРАННЫЙ! Решив больше не напрягать свою слабую нервную систему, я поспешил к пиршеству.

Хотя у нас «с собой было» (в смысле — кипяток в термосе), но как это водится — «не хватило». Ну — контркультур так контркультур! На некоем подобии спиртовки (металлическая плошка и спирт), в джезве (да, Дим, я помню — турки это жители Турции) пытались кипятить воду. Было очень эффектно. Хорошо хоть, проводники нас не поймали.

А еще нам сделали открытие про «технический тамбур», в котором находиться нельзя, можно только выходить или совершать посадку, и вообще — это для проводников. А мы-то всего лишь разливали там заваренный «Антитресс» [написание именно такое] из термоса... В общем, устав бегать от недовольных служителей РЖД, мы разбрелись по своим местам. Правда — не все. В каком-то подобии сна я слышал, как продолжался спор Раифа и Дмитрия. Что-то они там выясняли про государственное устройство. «Надо же, почти как в песне Макароныча», когда больше нечего пить — подумал я и сделал попытку уснуть...

Москва. Полседьмого. Электричка. Наконец-то дома...

Эпилог
Я хочу поблагодарить всех участников этого славного мероприятия, нашедших силы и возможность выбраться из Москвы, Питера, Самары и приехать, чтобы встретиться — как старые знакомые, хотя добрая половина из них виделись впервые. Спасибо за добрый заряд энергии!

Отдельный реверанс организаторам — это нелегкий труд. Но результат есть: Сезон-Чай снова получился! Да будет и впредь так.

Роман Бондарев
Фото: Вера Михайлова, Ирина Кочетова, Раиф Габдуллин