чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 379 (26.07.07). д. шумаков

ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
На нашем сайте — две новые статьи, и обе они написаны по результатам недавних путешествий их авторов. Вот здесь Роман Бондарев делится своими впечатлениями от состоявшегося не так давно ЛетоЧая, а вот здесь Андрей Костин рассказывает о совершенном недавно романтическом путешествии в Фуюань (это такой китайский торговый город на суровом берегу Амура).

Мужикам спасибо за интересные тексты. Так же хочу добавить, что свой отчет по ЛетоЧаю я тоже совсем скоро опубликую — надеюсь, к выходу следующей рассылки.

DAMMANN В ЧЕРНОЙ БАНКЕ. ВДОГОНКУ
В прошлом выпуске рассылки я написал несколько слов о чае Earl Grey Yin Zhen №11 французской компании Dammann. Напомню, что меня этот (банальный бергамотовый) чай привлек словами Yin Zhen в названии — но никакой «иньчженистости» я в нем навскидку не заметил.

Так вот, по прошествии нескольких дней после выхода рассылки в банке этот самого чая было обнаружено 5 (пять) чаинок, которые своей формой, несомненно, подпадают под общепринятое представление об Инь Чженях (слабоферментрованных чаях, изготавливаемых только из почек чайного куста и имеющих, соответственно, чаинки игольчатой формы). Это были целые чайные почки той самой игольчатой формы и даже местами покрытые чем-то похожим на серебристые ворсинки. Ну то есть это были классические «иньчженинки».

Эта находка, с одной стороны, полностью оправдывает название чая (Earl Grey Yin Zhen №11) — «иньчженинки» есть, формальности соблюдены. Но с другой стороны, эта же находка переводит описываемый чай из разряда забавных курьезов в разряд милых идиотизмов — потому что найти рациональный смысл в добавлении пяти иньчженистых чаинок в достаточно крепкий черный чай, да еще и ароматизированный бергамотом, я не могу.

Я, кстати, еще подумал о том, что номер в названии чая (Earl Grey Yin Zhen №11) прямо указывает на то, сколько в нем должно быть «иньчженинок». Одиннадцать. Еще шесть мы должны найти.

ОЧЕРЕДНАЯ ВКУСНЯТИНА
Одной из самых больших проблем в обеспечении повседневных чаепитий является поиск хороших чайных закусок. С самим чаем, как вы понимаете, проблем у нормального любителя чая возникать не должно — иначе какой он любитель?

А вот с чайными закусками все гораздо сложнее. Нет совершенно никаких «закусочных» проблем с чаепитиями в высоком стиле (простите мне такой пафосный оборот) — они могут или прекрасно обходиться без какого-либо пищевого сопровождения или это пищевое сопровождение достаточно четко регламентировано.

Нет никаких проблем закусочного рода и с праздничными чаепитиями (в европейском или даже скорее русском смысле) — в нормальном доме для таких чаепитий запросто напекаются блины-пироги-торты-пирожные. Ну или закупаются в магазине — при отсутствии времени или сноровки.

А вот с закусками для повседневных чаепитий все гораздо сложнее. Нельзя сказать, что к ним предъявляются какие-либо жесткие требования — требования простые. Вот только выполнить их при определенных условиях становится чрезвычайно сложно.

Требования эти таковы. Во-первых, повседневная чайная закуска должна продаваться в магазине. Варианты даже с самой простой готовкой отметаем сразу — потому что даже самая простая готовка имеет удивительное свойство быстро задалбывать. Максимум «готовки», который можно позволить себе в повседневных чайных закусках — это намазывание чего-либо на что-нибудь или чего-нибудь с чем-либо смешивание.

Во-вторых, чайные закуски должны достаточно долго храниться (как минимум несколько дней) — с этим все понятно, они должны быть всегда под рукой и быть всегда качественными.

Ну и, наконец, в-третьих, они должны быть вкусными и должны хорошо сочетаться с чаем — это вообще банальщина.

(Есть еще «в-четвертых» и «в-пятых» — повседневные чайные закуски не должны наносить заметного вреда здоровью при регулярном употреблении и должны быть «повседневными» по стоимости. Но эти критерии мы рассматривать не будем в силу их сугубой индивидуальности).

Ну то есть с требованиями все действительно очень просто — и соблюдение их не представляло бы никаких сложностей, если бы не особые условия, суть которых состоит в том, что все эти повседневные чайные закуски должны присутствовать не на абы каком столе, а на столе последовательного любителя чая. А это значит, что все перечисленные требования усугубляются тем, что к закускам будут предъявляться повышенные требования по вкусности (человек, который пьет приличный чай, совершенно естественным образом будет стремиться к тому, чтобы и все чайное сопровождение было высокого уровня). И еще это значит, что подходящих под все требования закусок должно быть много — потому как при регулярном употреблении в течение длительного времени даже самая вкусная закуска надоест хуже горькой редьки.

И вот с этим (с повышенными требованиями к вкусности и с необходимостью постоянно искать что-либо новенькое) полные вилы. Магазины не справляются.

Выхода из бесконечного тоскливого блуждания вдоль магазинных полок я пока не нашел. Конечно, сильно выручают сухофрукты, которые могут быть всегда под рукой и, в принципе, если и надоедают, то не хуже горькой редьки. Но все равно очень часто хочется вкусных пирожков, булочек или печенюшек — а их, вкусных, мало. Кондитерские изделия постепенно унифицируются, начинают больше различаться формой, нежели вкусом, и вообще превращаются в бесконечную последовательность однообразной и унылой фигни.

Мало того, постоянная «чайно-закусочная» неудовлетворенность следствием своим имеет ярко выраженный «обжорный эффект» — когда вдруг мы обнаруживаем что-либо вкусненькое, мы закупаем и потребляем его в таких количествах, что надоедает новый продукт в разы быстрее, чем мог бы надоедать в условиях чайно-закусочного изобилия.

Короче говоря, тяжела и неказиста жизнь простого любителя чая...

Я собственно, все это написал к тому, чтобы похвастаться новым чайно-закусочным рецептом. Вполне очевидным, достаточно тяжелым (с диетической точки зрения), нам уже поднадоевшим — но все равно очень вкусным.

Все очень просто. Нужно купить мягкие вафли (их еще иногда называют «гофрами» и в наших магазинах они продаются под маркой «Аладушкин»), хорошее ванильное мороженое (нам больше всего понравилось Creamy Vanilla от Ingman, но, наверняка, это не единственный вариант), дать мороженому немножко подтаять, взять хороший черный (красный) китайский чай (у которого во вкусе есть непременная сушинка) — и вперед. Ну то есть мороженое надо намазывать на вафли-гофры, кушать все это дело и запивать чаем. Очень вкусно.

ИДЕАЛЬНЫЕ ВАФЛИ
Ну и напоследок я позволю себя немного потребительского пижонства. Мягкие вафли, как известно, состоят из крупных квадратных ячеек. Так вот у идеальной мягкой вафли количество ячеек должно быть таким, и расположены они должны быть так, чтобы вся поверхность вафли могла быть без остатка разбита на квадраты из четырех ячеек. Это значит, что у идеальной вафли должно быть 16 (4 на 4) или 24 (4 на 6) ячеек. Меньше, чем 16 — это уже неудобно, больше, чем 24 — тоже не очень хорошо. Большому куску, конечно, рот радуется — но мы же не в гамбургерной, в конце концов, а за приличным чайным столом. Промежуточные варианты, которые могут быть получены комбинированием квадратов (20 как 10 на 2 ячейки и т.п.) неудобны из-за противоестественной формы.

Причина столь странного «нумерологического» требования к мягким вафлям очень проста. Квадрат из четырех ячеек очень удобен для одного «укуса», особенно если на вафлю что-либо намазано. И если вафля состоит из целого числа таких квадратов, то съедается она без проблем и с радостью.

А вот в «Аладушкинских» гофрах ячеек 20 (5 на 4). Четыре квадрата съедаются легко, а на оставшуюся полоску из четырех ячеек сидишь и смотришь, как дурак.

Обидно.

Денис Шумаков