чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
english site



чай :: выпуск 415 (10.04.08). д. шумаков, фин

НЕ ПРОШЛО И ДВУХ ЛЕТ
В самом конце 2006 года (дальше пошла информация вот отсюда) компания «Мастер» выпустила на рынок новый брэнд SoBe, разработанный агентством Soldis. В апреле 2008 года я впервые заметил симпатичные (хоть и похожие на объемные женские прокладки) бутылочки в Пскове, две штуки купил («Эликсир бодрости: черный чай, женьшень, шизандра, дамиана, гуарана» и «Эликсир долголетия: чай матэ, женьшень»), попробовал — и вот пишу теперь.

Для своего класса напиток очень дорогой — в наших краях он стоит 54 рубля за 230 миллилитров. И эта его дороговизна внушала некоторые надежды. Которые, увы, разбились с первыми же глотками — «Эликсиры» оказались полной ерундой. И, в принципе, на этом рассказ о них можно было бы закончить, но я позволю себе походить по ним ногами долго и с удовольствием.

На мой взгляд, оба этих напитка — просто сосредоточение разных косяков. Ну посудите сами.

Во-первых, стеклянные бутылки эргономичной формы — это полнейший бред. Эргономичная форма и стеклянная бутылка — это почти несовместимые понятия. Если бы эти понятия были совместимыми, то на винных полках мы бы наблюдали сейчас совсем другую по форме тару. Стеклянная бутылка должна хорошо смотреться на столе и в холодильнике, из нее должно быть удобно переливать напиток в стакан (бокал) — а держать должно быть удобно бутылку пластиковую, ведь именно пластиковые бутылки все нормальные люди используют в условиях, когда удобство держания действительно важно. Потому что пластиковые бутылки и легче, и безопаснее. Стеклянная же бутылка органически не предназначена для использования в условиях, когда эргономическая форма важна. Из этого правила есть только одно исключение — бутылки с зажигательной смесью — но мы это исключение рассматривать не будем (хотя, не исключено, что дизайнеры бутылок SoBe, разрабатывая их, думали не о прохладительных напитках, а о горящих фашистских танках).

Во-вторых, меня искреннее порадовал набор «растительных мантр» на «Эликсире бодрости»: черный чай, женьшень, шизандра, дамиана, гуарана. В принципе, для лучшего проявления ритмического рисунка этого заклинания к нему хорошо бы добавить еще несколько матерных слов и слово «йохимбе». Но и без этого получилось неплохо — из пяти названий большая часть нормальных людей половину просто не поймет, но если читать вслух, то завораживает. На обороте банки, правда, расшифрована шизандра — это, оказывается, совсем не то, о чем все подумали, а всего лишь лимонник китайский. Отличное, кстати, растение, целебное каждой своей частью — и зачем понадобилось использовать плохо известное его название, непонятно.

Про гуарану я еще что-то слышал — это такой богатый кофеином и прочими штуками орешек, который активно используется при изготовлении тонизирующих напитков. А вот дамиана оказалась для меня загадкой, которая, впрочем, очень быстро отгадалась — это турнера раскидистая, используемая при импотенции, снижение полового влечения и для повышения психоэмоционального тонуса, естественным образом понижающегося при озвученных чуть выше проблемах.

Короче говоря, бац... Теоретически мы имеем напиток, который состоит из черного чая (быстро бодрит, повышает работоспособность), женьшеня (небыстро, но надежно придает силы, да и вообще лечит все болезни), лимонника (это вообще спецназовская штука — кроме всего прочего повышает скорость реакции и улучшает ночное зрение), гуараны (опять бодрость, опять прилив сил) и дамианы (несокрушимая эрекция, непреодолимое половое влечение и, без сомнения, роковое обаяние). При таком раскладе, конечно, гипертоники должны взрываться после двух глотков «Эликсира» — но ради способности стремительно шастать во тьме ночной с горящими глазами и другими светящимися органами можно рискнуть.

На бутылке потенциальное действие напитка описано скромнее и с другими акцентами: «Черный чай с экстрактами повышает общий тонус организма, умственную и физическую работоспособность». Ага. Очень грамотно написано, не подкопаешься — потому что написано про черный чай, а не про сам напиток. Тем более, что в самом напитке чая, можно сказать, и нет. Есть разведенка из чайного экстракта. Вот состав: «Подготовленная вода, фруктоза, сахар, ароматизатор натуральный «Композиция натуральных экстрактов «Лимонный чай» (экстракт чая, экстракт дамианы, экстракт шизандры (лимонник китайский), экстракт женьшеня, масло лимонное), экстракт гуараны, кислота лимонная, концентрированный сок лимона». Этот состав можно использовать для тренировки памяти и в качестве тестового задания на соревнованиях скороговорщиков — но это ладно, в конце концов, все написано по-честному. Вот только в каком-либо заметном стимулирующем действии такого компота из экстрактов я лично сильно сомневаюсь. Мало надежды и на бодрящее действие напитка: декларируемое содержание кофеина в напитке — около 70 мг на бутылку. Это примерно в полтора раза больше, чем в средней чашке чая, но примерно в два раза меньше, чем в средней чашке кофе. То есть может взбодрить, а может и нет. Меня не взбодрило.

Но все эти шизандры-шериотанды, скороговорки ингредиентов и эргономические метательные бутылки можно было бы проигнорировать, будь напитки хоть сколько-либо вкусными.

Фигушки. Стандартная сладенькая водичка с заметным вкусом лимонной кислоты и гадким «лимоннокислым» сухим послевксием. В напитке с матэ присутствуют намеки на матешную горечь — но очень невнятные (в 2005, кажется, году, мне в руки попался существенно более качественный бутилированный мате). Жажду напитки не утоляют, пить их можно только сильно охлажденными — да и то невкусно, дорого (даже дороже «Чин-Чинов» в пересчете на объем), не бодрят, но с мощной концепцией... Пошла цитата, цитата пошла.

«Целевую аудиторию продукта составляют мужчины и женщины от 25 до 40 лет с высшим образованием, стабильным заработком. У них интересная, высокооплачиваемая работа, требующая больших интеллектуальных затрат, они энергичны, продвинуты, следуют последним веяниям моды, следят за красотой и здоровьем, делают свой выбор в пользу здорового образа жизни. Они успешны, обладают высоким интеллектом, дорожат своей индивидуальностью, имеют собственную, ярко выраженную жизненную позицию, готовы платить за стиль и качество потребляемой продукции».

Интересно, те люди, что создавали эти напитки, действительно так считают?

СВЕЖИЙ ЧАЙ. ФИН
В Россию начинает постепенно проникать чай нового урожая.

Что это за зверь такой — первый свежий чай? Хорош он или плох? У каждого человека — свой ответ на этот вопрос. Но только каждый год повторяется одна и та же картина, когда люди практически шепотом, озираясь по сторонам, лелея как святыню, передают из уст в уста рассказы о том, в какой из магазинов или чайных клубов пришел самый свежий чай. Явки и пароли быстро устаревают: первый чай нового сезона, как правило, быстро расходится по адептам чайной культуры, оставляя продавца с пустым прилавком и тугим кошельком.

Первый сбор — это настоящий клад для чаеторговцев. Примерно такой же, как 8 марта для цветочных салонов. При этом многие любители чая, понимая в душе неоднозначность таких покупок, не могут удержаться от соблазна прикоснуться к кусочку весны. Чай первого сбора, действительно, завораживает. Очень часто аромат таких чаев просто кричит о том, чтобы его побыстрей купили и заварили в кругу друзей. Притягательность свежего чайного эфира, правда, не гарантирует силы самого чая. И очень часто чайный лист оказывается слишком «зеленым» как по молодости, так и по вкусу.

Дали конфету, а на деле получается, что только красивый фантик. Хотя, конечно, бывает и такое, что вдруг, совершенно нежданно, какой-нибудь чайный «первоцвет» раскроется в настое не только благоуханными ароматами, но и сногсшибательным, богатым вкусом. Бывает нечасто, но люди рассказывали. Да и сам натыкался на такое, когда ранее неизвестное науке чайное создание начинало играть всеми своими гранями.

Лично я, все-таки, не могу удержаться от искушения и стараюсь прикупить «свежачка». Пусть он будет обладать слабыми и практически сразу исчезающими в настое вкусом и ароматом, но ведь так хочется приобщиться к дыханию весны, почувствовать, что еще стоит жить и все еще впереди.

А впереди, ближе к маю-июню, начнут пробиваться на рынок и сильные зеленые чаи, и «шампанское» из Дарджилинга, да и белый чай зачастую проявляется во всей силе как раз к лету. Ожидание — приятная штука. Особенно если перед тобой уже стоит гайвань с ароматным весенним Хуан Шань Мао Фэном.

Денис Шумаков, Фин