чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 416 (17.04.08). д. шумаков

Сегодняшний выпуск рассылки практически целиком будет состоять из анонсов — минувшая неделя была богата всяческими информационными событиями.

ВО-ПЕРВЫХ, КОФЕИН
Евгений Гордиенко, один из старожилов нашего чайного форума, написал небольшую, но очень хорошую заметку, касающуюся действия кофеина на человека. Вот, для примера, цитата из нее.

«Если говорить в научных терминах, то действие кофеина на нейроны опосредовано ингибированием фермента ФДЭ. Тот же самый механизм реализуется и в других типах клеток, причем некоторые из них начинают работать активнее (например, клетки сердечной мускулатуры), а в некоторых активность подавляется (клетки в стенке желудка). Такие вариации обусловлены разным ответом на повышения уровня цАМФ в разных тканях и обычно действие на конкретную клетку кофеина является просто смягченным вариантом действия адреналина. Есть также дополнительные механизмы действия кофеина, но на них я не буду останавливаться».

Термины «ФДЭ» и «цАМФ», мне ранее не известные, в заметке, конечно, расшифровываются. И вообще у Евгения, на мой взгляд, получился отличный научно-популярный материал в старом, если так можно выразиться, стиле. Вот здесь — подробности.

Евгений, спасибо.

ВО-ВТОРЫХ, НОВАЯ ЧАЙНАЯ РАССЫЛКА
Коллеги из питерского «Целого Мира», и до этого вносившие существенный вклад в развитие информационного чайного пространства, запустили новую чайную рассылку. Вот ее официальный анонс.

«Центр Чайных Традиций «Целый Мир» приглашает подписаться на чайную рассылку. Вторую и четвертую пятницу каждого месяца для вас:

Рубрика «События Целого Мира». Здесь Вы найдете анонс событий Центра Чайных Традиций на ближайшее время: приглашения на праздники, концерты, литературные и музыкальные вечера.

Рубрика «Teaprofi». Чайные статьи и очерки о путешествиях в Китай А. Чуракова, переводы китайских текстов о чае, описание дегустаций новых чаев и т.д.

Рубрика «Секреты Целого Мира». Рубрика для гурманов: здесь мы раскрываем секреты приготовления одного из напитков Чайного Клуба и предлагаем подробную инструкцию по приготовлению напитка».

Ну, короче и поэтично говоря, в реку чайной информации добавился еще один чайный ручек. О как! Оценить качество рассылки я пока не в состоянии — в архиве находится всего один выпуск, наибольший интерес представляющий для жителей Санкт-Петербурга (потому что все описанные в выпуске события привязаны к питерским магазинам). Из общей и «непривязанной» информации пока доступна только заметка об иван-чае, у меня лично вызывающая определенные сомнения.

Ну вот, например: «Иван-чай был не просто излюбленным напитком Славян, в народе его называли Богородицина трава». Я всегда считал, что богородицина (богородская) трава — это чабрец (тимьян ползучий). Сильно на этом, правда, я настаивать не буду — народные названия растений весьма разнообразны. Но вот славяне с большой буквы меня озадачили — особенно в сочетании с Богородицей. Впрочем, это мои личные закидоны — да и грех, вообще-то, к первому выпуску придираться. Первые выпуски нашей рассылки тоже были не блестящими.

Вот страничка «Целомировской» рассылки. Спасибо, Алексей.

В-ТРЕТЬИХ, ЕДИНОБОРСТВА
Хотя это не столько анонс, сколько наблюдение. Очевидное, впрочем.

Некоторое время назад при живейшем участии компании «1 Премьер SK» (занимающейся, среди прочего, поставками в Россию чая TeaPosy) был открыт сайт, посвященный боевым искусствам. И, немного, чаю.

Я ничего в этих самых искусствах не понимаю, хотя в детстве, как и положено мальчишке, три года (с упорством, достойным лучшего применения) отзанимался стандартной в те времена комбинацией «самбо + дзюдо». Но вот что любопытно — очень многие из известных мне «чайников» так или иначе связаны с разнообразными единоборствами. Конечно, связь «единоборства — восточная культура — чай» очевидна. Но все равно прикольно...

Полагаю, что если когда-либо между любителями чая и любых других напитков начнутся драки, то у любителей любых других напитков не будет никаких шансов. Заборем.

Игорь, спасибо за информацию.

ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО «АНГЛИЙСКОГО ЗАВТРАКА»
Несколько дней назад с разными сложными оказиями (Алексей, Дмитрий, спасибо!) мне передали три пачки чая Twinings в том исполнении, в котором этот чай продается на внутреннем рынке Великобритании — не в привычных разноцветных «жестянках», но в строгих и очень симпатичных черных пачках (примерно вот в таких). Earl Grey, English Breakfast и Darjeeling. Я такой чай уже пробовал, но достаточно давно — так что освежить впечатления было весьма интересно.

Ну, в общем, ничего особенного — нормальный повседневный чай. Больше других мне понравился Earl Grey — возможно по причине длительного бергамотового воздержания. Дарджилинг не интересный, Брекфаст — мелкий и очень крепкий, быть ему спитым по утрам с лимоном и сахаром.

Но вот именно «работа» с мелким-премелким «Английским завтраком» навела меня на мысль о том, что основной причиной популярности мелколистовых купажей являются не только (а, возможно, и не столько) их вкус, аромат и действие — но и то, что от этих чаев очень удобно избавляться.

Спитая заварка «Английского завтрака» совершенно безболезненно смывается в раковину. Мыть чайник после такого чая — сплошное удовольствие. А вот мыть чайник после любого крупнолистового чая — уже изрядная морока. А если такую процедуру нужно совершать каждый день, да еще неоднократно, то степень ее «морочности» возрастает многократно.

Ну а дальше все совсем просто. Именно удобство выбрасывания является основной причиной популярности чайных пакетиков. В этой мысли, конечно, нет ничего нового — но просто при описании потребительских достоинств пакетиков о главном их достоинстве обычно не говорят, полагая его, наверное, не особо симпатичным. Но, согласитесь, все остальные преимущества пакетиков сильно притянуты за уши. Заварить рассыпной чай в чайнике ненамного сложнее, чем замочить пакетик в кружке. И в сто раз приятнее.

Но вот ликвидировать последствия чайникового чаепития намного сложнее, чем последствия чаепития пакетированного. И намного неприятнее.

Я отлично представляю себе рекламу чайных пакетиков в телемагазином стиле. В которой сначала показывают разнообразных несимпатичных неудачников, пытающихся избавить дорогой чайник от высокогорного улуна — и страшно мучающихся. Крышка от чайника падает в унитаз, листья приходится выковыривать, пальцы застревают в чайнике — и в конце все неудачники пухнут, умирают и от них уходят девушки. А потом на сцене появляется розовощекий победитель жизни, который просто выбрасывает чайный пакетик в форточку и галантно заваривает новую кружку чая для своей новой подруги с большими...

Ой, кажется, я не туда пишу.

Денис Шумаков