чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 456 (05.02.09). д. шумаков

ОЧЕНЬ КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
Assam (в черной картонке) от индийской компании Premier’s Tea Limited оказался вполне сносным. Более красивым, нежели вкусным, конечно — но в качестве хорошего завтракового чая был выпит быстро и с удовольствием.

А вот шриланкийская компания Dilmah для меня лично является источником самых частых чайных разочарований. Активно работая с ассортиментом, занимаясь разнообразным и, нередко, интересным маркетингом и используя при оформлении упаковке огромное количество завлекательных чайных эпитетов, Dilmah с завидным постоянством обеспечивает попадание в мои руки разнообразного чайного барахла. Причем покупаю я его исключительно по собственной воле. Вот и вчера, заполняя «бутербродно-завтраковую» брешь в домашнем чайном наборе, я приобрел шершавую банку приятных очертаний с надписью Ceylon Supreme Tea. А внутри оказалась чайная труха, не дающая сколько-либо приятного результата при заваривании.

Наверняка еще что-либо куплю.

ЧАЙ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ
Вопрос сочетания разных сортов чая с разнообразной едой и различными напитками является одним из самых интересных вопросов в современной чайной традиции. Безусловно, чай великолепен и сам по себе. Безусловно, тонкость, глубина и живость многих сортов чая не подразумевает их заедания или запивания — но эти две безусловности являются только небольшой частью чайной культуры, которая очень тесно связана со всей остальной кулинарией.

Подбирать разнообразные сочетания чаев, закусок и напитков, равно как и назначать разным сортам чая условия употребления (как минимум, времена суток и сезоны) — занятие увлекательное и очень вкусное. И занимаются этим занятием самые разные люди и в самых разных странах, выдавая «на гора» любопытные и, иногда, разноплановые рекомендации. Конечно, все эти «сочетательные» рекомендации не подразумевают строгого им следования (вкусы, простите за банальность, у всех разные) — но могут стать любопытной отправной точкой для собственных гастрономических исследований.

Несколько дней назад я нашел заметку, в которой специалисты Macha Teahouse and Gallery Рэйчил Фокс (Rachel Fox) и Энтони Вербрик (Anthony Verbrick) делятся собственным опытом и наработками, касающимися уместности разных сортов чая в разном гастрономическом сопровождении и в разное время суток.

Позволю себе пересказать эту заметку в той ее части, которая касается непосредственных чайных рекомендаций. Следует учитывать, конечно, что все рекомендации, которые дают указанные выше специалисты, основаны на ассортименте того магазина, который они представляют.

На завтрак специалисты Macha Teahouse and Gallery рекомендуют употреблять прожаренные улуны и два черных чая, фигурирующие в ассортименте Macha Teahouse and Gallery под названиями Golden Monkey и Golden Needles. Это «форматные» (и, часто, не особенно качественные) китайские черные (красные) чаи, присутствующие под аналогичными названиями и в ассортименте многих российских магазинов. Кроме того, один из специалистов предлагает использовать в качестве утренних чаев «сладкие» зеленые чаи — Лун Цзин и японскую Сенчу. А японскую же Генмайчу — в качестве чая-заменителя разных закусок.

Для сопровождения легких перекусов Фокс и Вербрик рекомендуют использовать легкие улуны (типа тех, что обычно делают на тайваньской горе Алишань), белые чаи и японские Банчу и Ходжичу (ну и упомянутые уже Генмайчу с Сенчой).

С солидными закусками, как не трудно догадаться, рекомендуют пить пуэры, черные чаи и сильноферментированные обжаренные улуны. Ну а к сладостям ассортимент Macha Teahouse and Gallery, кажется, стал исчерпываться — и Фокс с Вербриком записали в «сладостные» чаи упомянутые уже Golden Monkey и Golden Needles. Ну и добавили к ним еще ассамы с цейлонцами.

Там еще в заметке немножко рекомендаций по поводу того, как использовать чай для приготовления разных блюд — но рекомендации эти не очень интересны и не выходят за рамки традиционных чайно-кулинарных советов (в рис добавить, мясо помариновать и тому подобное). Впрочем, приведенные выше чайные рекомендации тоже не отличаются оригинальностью, тем более, что они ограничены ассортиментом магазина и составлены как-то механистически, по принципу «более насыщенный чай для более насыщенной еды».

Принцип этот очень спорный. Ну вот возьмем, например, завтрак. Завтрак бывает двух видов — с едой и без еды. Если он без еды, то никакой чай, кроме пуэра, пить на таком завтраке не стоит (а про пуэр на завтрак в рекомендациях ни слова). Если он с едой и чай используется для запивания этой самой еды — то тут становится не до изысков. Долбанул чашку мелколистового черного чая, быстро отдающего кофеин настою — и в путь. Те чаи, которые в качестве завтраковых рекомендуют Фокс с Вербриком, на мой взгляд, подойдут только для использования в качестве завтракового дижестива. Ну то есть надо сначала скушать яичницу с беконом, воздушный салатик, пару сырных сэндвичей (можно даже с дегенеративным шампанским) — и уже после всего этого, для улучшения пищеварения и облегчения духа, выпить чашечку чаю. Ага. Конечно.

Не, я могу позволить себе завтрак с дижестивом. Я работаю дома и мне, чаще всего, некуда торопиться. Но для нормальных людей дижестивный завтрак — недостижимая роскошь. На него просто не хватает времени.

Легкие чаи для легких перекусов — это нормально. Хотя и не очень легкие чаи (хорошие ассамы, например) для легких закусок тоже подойдут как нельзя лучше. Что же касается насыщенной еды, то совместно с таковым почти все равно, какой чай пить — лишь бы его вкус пробился через вкусы и ароматы еды. А вот после обильного приема пищи очень уместны будут как раз легкие чаи — опять же для освежения и улучшения пищеварения. Ну и пуэры тоже, конечно.

И это — если только разбирать количественные, так сказать, характеристики. Если же начать анализировать сочетания чаев не просто с завтраками, обедами или ужинами, а с конкретными блюдами, то все вообще перепутается.

Впрочем, это вовсе не значит, что Фокс с Вербриком дурят нашего брата. У них есть ассортимент и они его «украшают» разными потребительскими уточнениями. К которым просто не нужно относиться, как к непреложной истине. И, принимая которые во внимание, нужно делать значительную поправку на себя.

Любимого.

Денис Шумаков