чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: выпуск 462 (19.03.09). д. шумаков

МИНИАТЮРЫ
Приятной особенностью увлечения чаем является большое количество сопутствующих напитку предметов. Которое позволяет отвлекаться время от времени от самого чая и увлекаться изучением и коллекционированием чайников, чашек, чайных баночек и коробочек, самоваров и прочих элементов околочайной предметной среды.

Меня такие отвлекающие увлечения стороной тоже не обходят. Я, например, очень неровно дышу в сторону чайниц, особенно вот таких (второй ряд, третья позиция). Однако сдерживаю себя, потому что на данном этапе собственного развития полагаю коллекционирование посуды занятием достаточно бессмысленным (подчеркну — собственного развития — мне знакомы люди, для которых коллекционирование посуды вполне разумно). Личная эта моя бессмысленность заключается в том, что коллекционирование посуды очень быстро выводит на образцы, приобретение которых я просто не могу себе позволить. Оправдывать же дорогие покупки тем, что хорошая посуда может являться предметом инвестирования средств, я тоже не могу, потому что таковое инвестирование подразумевает наличие в достижимом пространстве развитого рынка коллекционных вещей. Ну то есть коллекция посуды имеет материальную ценность не столько сама по себе, столько тогда, когда рядом и постоянно есть люди, готовые ее купить.

Короче говоря, несмотря на ярко выраженные коллекционные наклонности, к чайной посуде я отношусь утилитарно. Но при этом, конечно, страдаю, потому что собирать что-либо чайное хочется непременно.

На идеальный и вполне бюджетный предмет чайного коллекционирования я наткнулся совершенно случайно. Предметом этим оказались миниатюры Reutter Porzellan. По сути своей миниатюры Reutter Porzellan — это кукольная мебель и кукольная утварь, только выполненная с изрядной тщательностью. Среди продукции этой немецкой компании заметное место занимают чайные миниатюры, например, вот такие. К сожалению, сайт у компании очень бедный, но некоторое представление о продукции составить позволяет.

Короче говоря, раз в месяц я теперь покупаю миниатюрку. Как говорил один лирический персонаж: «Сбылась мечта идиота». Взрослый дядя нашел достойную игрушку.

ЧАЙ И КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ
Свои первые опыты по совместному употреблению чая и алкоголя я начал достаточно давно — году примерно в 2001. Тогда меня очаровывала сама магия двух благородных напитков — и от осознания собственной изысканности и утонченности я получал гораздо большее удовольствие, нежели от вкусов, например, чая и коньяка. Так часто бывает с неофитами.

Постепенно пижонство заместилось (или усугубилось) некоторым опытом и зачатками предметных знаний. Выработались какие-то устойчивые сочетания напитков, интересные как по вкусу (айловые виски и Лапсанг Сушонг, сладкие хересы и купажи на основе китайского черного чая, игристые вина и легкие чаи и т.п.), так и по смыслу (арманьяки и дарджилинги — теоретически очень круто и красиво, на практике — достаточно просто).

В определенном смысле опыты с чаем и алкоголем превратились для меня в «подхобби». Базовые эксперименты с напитками уже в составе группы компаний «Бирюзовый чай» развились в идею Амюзгёль-о-Тэ, не получившей, впрочем, пока особого распространения. Продолжил я и самостоятельные, с позволения сказать, изыскания.

Очередной группой напитков, которые были проверены всей семьей на сочетание с чаем, оказались хересные бренди. Хересные бренди — это очень различающиеся между собой напитки (потому что выдерживаются в бочках их под очень разного хереса) и каких-либо общих выводов по сочетанию их с чаем я пока представить не готов.

Однако готов представить один вывод промежуточный, полученный в ходе дегустаций. С любым крепким алкоголем великолепно сочетается заметно остывший (но далеко еще не холодный) дарджилинг. В нем сильнее проявляются маслянистее ноты и сладость становится более комфортной. И вот если сделать несколько глотков того же хересного бренди (и потом его больше не пить), а потом запить все это дело теплым дарджилингом, то эффект получится просто волшебным. Чай, отчасти благодаря собственным достоинствам, отчасти из-за контраста с крепким спиртным, создает во рту ощущение удивительной, почти осязаемой нежности. Эта осязаемая нежность, конечно, хорошо объяснима и, в общем-то, банальна. Но к ней добавляется еще и гармония вкусов. Легкая, но заметная сладость дарджилинга, в сочетании с такой же легкой и такой же заметной его терпкостью, как бы «закрывает» все вкусовые рецепторы, создавая очень удовлетворенное чувство завершенности дегустации.

После запивания хорошего крепкого бренди теплым дарджилингом еще долго ничего не хочется ни есть, ни пить. Практически, рецепт для похудения.

P.S. Я не смог подобрать красивого термина для обозначения чая нужной температуры. Варианты «теплый дарджилинг», «остывший дарджилинг» и «еще не холодный дарджилинг» точны, но одинаково физиологичны и не особенно «вкусны». Буду искать им замену.

КНИЖКИ
Во время короткой поездки домой, в Псков, приобрел две чайных книжки. Иллюстрированную энциклопедию «Чай», составленную Валентиной Георгиевной Малевич, я приобрел для полноправного участия в моей небольшой чайной библиотеке. Я еще не прочел эту книжку полностью (и еще даже не досмотрел все картинки, которых там с избытком), но первые впечатления от книги очень хорошие. Когда появятся впечатления вторые и последующие, немедленно ими поделюсь.

Вторую книжку я приобрел скорее из хулиганских соображений. На ее обложке написано «Его величество Чай» — и указан автор: Окакура Какузо. Раньше этот автор встречался мне под именем Окакура Какудзо — но замена «з» на «дз» (и наоборот) при русификации японских слов встречается часто, так что изменению привычного имени я не удивился. Удивился я тому, что книга, ранее известная под названием «Книга Чая», вдруг стала называться «Его величество Чай».

Книга оказалась сборником, в который включена давно и хорошо известная «Книга Чая» и всяческие чайные записки, принадлежащие, судя по всему, перу Авадяевой Нины Николаевны. Вообще-то идея прицепить к старой чайной книге различные комментарии и некоторое количество современной чайной информации очень хороша. Нужно только чтобы эта информация была толковой. А в данном случае она получилась бестолковой — особенно большой блок рецептов, которые почти никто и никогда использовать не будет. Книжку покупать смысла не имеет.

Денис Шумаков