чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 463 (26.03.09). д. шумаков

ИСКУССТВО КУПАЖА
Большинство людей начинает свое знакомство с чаем с купажей. Именно купажи, чаще всего, продаются в пачках и коробках — и даже если на такой пачке или коробке написано Darjeeling или что-либо не менее соблазнительное, внутри у нее, с очень большой степенью вероятности, все равно будет какая-либо смесь. Ну, например, смесь тех же дарджилингов с разных плантаций, разных сезонов сбора или вовсе смесь дарджилига с недарджилингом.

Отчасти из-за того, что именно купажи доминируют на массовом чайном рынке, по мере развития интереса к чаю внимание к купажам резко ослабевает — и из чайного репертуара продвинутого чаевника они почти полностью вытесняются некупажированными чаями.

(Позволю себе небольшую техническую оговорку. Под купажированием в данном тексте я понимаю как смешивание готовых чаев, так и смешивание разнородного сырья в процессе производства чая. Это не совсем правильно, но просто и для того уровня информированности, на котором я сейчас нахожусь, вполне приемлемо.)

Во многом такой «некупажированный» выбор определяется тем, что подробное знакомство с чаем эквивалентно по сути своей, подробному знакомству с китайской чайной традицией. В которой купажей не то чтобы нет (купажирование в Китае — нормальное явление, оно активно используется, например, при производстве пуэров), но оно находится немного в стороне от направления главного чайного интереса. Который направлен на чистые чаи, причем чем более точна эта чистота — тем лучше. Идеальный в потребительском представлении чай должен быть собран в конкретном месте, в конкретное время (с точностью до времени суток), с конкретных кустов, в дело должны идти только отборные (и тоже «конкретные») листочки — и при этом ее желательно, чтобы изготовлением чая занимался конкретный и хорошо известный человек. Например, Анжелина Джоли. Шутка.

С дарджилингами происходит аналогичная история. Вот сейчас на подходе новый урожай — и ваш покорный слуга с нетерпением ждет появления в интернет-магазинах плантационных индийских чаев первого сбора.

При таком подходе часто происходит один небольшой казус. Если сосредоточением всех чайных достоинств становится его чистота, то наиболее ценным становится чай, редкость которого запредельна, а сам он, по возможности, невоспроизводим. Фокус в том, что получать такие чаи даже в рыночных масштабах достаточно просто. А другой фокус в том, что совсем не обязательно такие чаи будут вкусными — коллекционная ценность в них может многократно превосходить потребительские качества.

Все эти фокусы становятся очевидными очень быстро — и «чистота чая» (равно как и другие его непрофильные характеристики) перестает быть стопроцентным ориентиром, превращаясь просто в интересную сопутствующую информацию к напитку. Который, как известно, бывает вкусным или нет (ну или который нравится или нет — если делать поправку на благородную субъективность). Все остальное — мелочи и детали.

Только вот после всех этих прозрений (в стиле «еще один все понял») в голову приходит следующая мысль.

Купажи, с которыми мы имеем дело на массовом чайном рынке, большей частью оптимизированы по стоимости. Ну то есть при их составлении стараются создать смесь заданного (и стабильного) качества за минимальные деньги.

(Дальше пошли домыслы — никакой конкретной информацией по существу вопроса я не располагаю).

Но ведь можно предположить и другой подход к купажированию чая — при котором итоговая смесь будет оптимизирована по своим вкусо-ароматическим свойствам. Ну то есть при таком купажировании главной целью будет создание напитка со вкусом, близким к идеалу (в том виде, в котором этот идеал представляет себе автор купажа). Я не очень хорошо себе представляю виноделие и поэтому его излишне романтизирую — но мне кажется, что там купажи часто оптимизируются именно по итоговому вкусу и аромату.

Впрочем, полагаю, что в чае такое «винное» купажирование случается (если случается) чрезвычайно редко. Чай — это очень дешевый напиток. Создание купажа, наверняка, занятие дорогостоящее. Разработка смеси, рассчитанной на массовый рынок, дешевой и продающейся в огромных объемах, экономически целесообразно. Создание дорогого и очень вкусного купажа, который будет продаваться в минимальных объемах, себя не окупит.

А было бы очень интересно.

НЕБОЛЬШОЙ АНОНС
Позволю себе воспроизвести новость, опубликованную сегодня на нашем сайте.

«С 3 по 11 июня в Чэнду (КНР) будет работать Международная конференция и выставка чая. В программе выставки, предлагаемой для участников из России Торговым домом «Сергеев и Ко», предусмотрена не только работа на самой выставке, но и посещения чайных садов и производств, и небольшая экскурсионная программа».

Подробности — вот здесь. Насколько я понимаю, к мероприятию можно достаточно свободно присоединиться.

ЭРОТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНИХ КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
В прошлом выпуске рассылки я писал о двух книжках о чае, попавших мне в руки. Одну сразу разругал, а другую («Чай», составитель В.Г. Малевич) похвалил, обещав отчитаться боле подробно после близкого знакомства.

Знакомство состоялось. С удовольствием обнаружил в книжке две фотографии с нашего сайта (вот эту и вот эту). Сам факт их публикации меня радует — не жалко, мы их для людей делали. Немного огорчает то, что об авторе фотографий и месте их первой публикации никто ничего не пишет.

Впрочем, это не очень интересно. Интересной оказалась «легендарная» начинка книги. Некоторые из приведенных в книге легенд я встретил впервые. И до сих пор не знаю, как к ним относиться. Поэтому просто приведу пару впечатливших меня цитат.

«Эротические игры древних китайских императоров сочетались с сеансами медитации, подготавливающими к тонкостям и нюансам чувственного восприятия. Альковое искусство повелителей Поднебесной формировалось столетиями, что помогло создать целую философию любовного наслаждения, где зеленый чай занимал особое место, часто ему отводилась главенствующая роль в любовном сценарии.

Крепость этого напитка особенно ценилась в традициях старинной чайной эротики. Многие легенды восходят к древним, разрешенным только членам императорской семьи и особо охраняемым культам ритуальных омовений. В императорских спальнях во время сладострастных игр крепким настоем свежего зеленого чая орошалось все, что имело отношение к любовным играм (символы, части тела и предметы) [я так понимаю, что речь здесь идет всего об одном объекте, который является одновременно предметом, частью тела и мощным символом — Д.Ш.]. Императоры заставляли своих наложниц пить настои чая, которыми пользовались для омовения. И очень скоро лекарями было отмечено, что у наложниц появлялась неудержимая энергия в любовных играх, улучшался цвет лица и блеск волос, просветлялись глаза, более глубоким и свежим становилось дыхание, исчезала зубная боль».

Я охотно себе представляю императорскую наложницу до принятия чая. Вялую, с нездоровым цветом лица, тусклыми волосами, мутными глазами, зловонным дыханием и больными зубами.

Ну и вот еще: «По легенде, нынешний далай-лама был зачат во время чайной церемонии от странствующего монаха, которого выбрала местная красавица, соблазнившись большими ушами монаха как верным признаком знатности и счастливой судьбы».

Даже не знаю, чего и сказать. Легенды всякие бывают. Но таких я действительно еще не слышал. Что вовсе не означает, естественно, что их не существует.

Пойду, орошусь чаем.

Денис Шумаков