чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 485 (17.09.09). д. шумаков

У меня сегодня получился выпуск рассылки, рассчитанный на людей, достаточно давно находящихся в чайной теме. Вопросы я в нем рассматриваю весьма специфические и, пожалуй, не всем интересные. Если станет скучно — просто не читайте. Спасибо и извините за занудство.

ОТ ФОКУСОВ К ВОЛШЕБСТВУ
Некоторое время назад (примерно в конце 1990-х) в обиход определенного круга людей вошло понятие «элитный чай». Несмотря на формальную бессмысленность этого термина (когда-то давно я писал об этом), определенную и вполне понятную смысловую нагрузку этот термин нес. «Элитным чаем» назывался такой чай, встреча с которым выходила за рамки повседневности и была связана с какими-либо нетипичными лишениями денег, времени, культурных и вкусовых стереотипов. В качестве компенсации за эти лишения приобщившийся к «элитному чаю» человек получал вполне конкретные бонусы — интересную тусовку, новое хобби, красивую фишку, общественно ценимые признаки собственной исключительности, возможность зарабатывать деньги и т.п.

Информационное сопровождение «элитного чая» получилось очень любопытным. Из-за небольшого количества достоверной информации о чае, запредельного (особенно для неподготовленного человека) его разнообразия и благодаря высокой концентрации вокруг чая людей с нереализованными творческими потребностями «элитный чай» быстро оброс большим количеством былей и небылиц, изложение которых часто получалось очень убедительным. Потому что сопровождалось мощным церемониальным действом, часто происходило в необычной обстановке, да и просто потому, что людям необычным у нас принято или сразу верить, или сразу нет. Все чайные были и небылицы попадали, большей частью, на подготовленную почву — люди хотели сказок гораздо сильнее, чем достоверной информации, которая, как правило, скучна и требует существенных усилий для восприятия. А если эти чайные сказки сопровождались простым и понятным по вкусу-аромату чаем, то и вовсе наступало счастье.

Высшим достижением этого этапа развития современной чайной традиции стало появление молочного улуна — искусственно ароматизированной реплики чая Най Сян Цзинь Сюань — и сопровождающих его легенд, давно уже вошедших в золотой фонд чайного фольклора.

Достаточно быстро (несколько лет — не срок) чайные люди в легенды наигрались. Сейчас продукты безбашенного чайного творчества, равно как и сам «элитный чай» пошли в тираж и стали походи на анекдот про курочку, которая снесла дедушке яичко — все его знают, но смеяться уже не могут.

В чайных же кругах возобладала (и к настоящему времени в полной мере развилась) другая тенденция. В среде людей, более или менее серьезно интересующихся чаем, стали высоко цениться четкие предметные знания и критический (иногда до позитивного цинизма) взгляд на все связанные с чаем вещи. В значительной степени такому положению дел поспособствовало создание единого информационного чайного пространства, в котором так или иначе вращаются все специалисты по чаю новой волны, в котором сформировались устойчивые центры и определились авторитетные специалисты в разных чайных областях. В этой тусовке продолжать работать в легендарном стиле стало невозможно — все сразу начинают смеяться и ругаться. Бизнесу это, конечно, не особо мешает, но перед мужиками неудобно (кстати, я вижу в этом зачатки цеховой этики).

Само по себе стремление к предметным знаниям — это отлично. Но в случае с современной чайной Россией у этого стремления возник один побочный эффект. Дело в том, что стремление к предметным знаниям удовлетворяется давно и хорошо известными способами: систематическим образованием и систематическими научно-прикладными исследованиями. Именно при таком раскладе стремление к знаниям может быть реализовано в полной мере и привести к конкретным результатам. Но возможности получить полноценное чайное образование и проводить полноценные чайные изыскания нет почти ни у кого в России. Энтузиасты-одиночки (и даже иногда энтузиасты-компании) проделывают интереснейшую работу и собирают часто уникальные данные — но все эти труды часто замыкаются на одного человека и, фактически, пропадают.

Все это в итоге складывается в достаточно печальную картинку. От очарования чайных фокусов люди сознательно отказались, столь же сознательно обратившись к научному подходу к чаю. Но в полной мере реализоваться в этом научном подходе они не могут. Помимо уже описанных системных проблем на это часто просто не хватает времени и соответствующего базового образования. И сейчас, как мне кажется, в чайной тусовке возникло своеобразное подвисание. Без легенд и баек в современной чайной традиции возникла эмоциональная пустота. Качественных и позитивных научно-популярных и познавательных материалов о чае очень мало и в обозримом будущем больше не станет — то есть с этой стороны эмоциональную пустоту пока заполнить нечем.

А ведь хочется. Потому что именно эмоциональная составляющая позволяет чаю являться не только сельскохозяйственной культурой и напитком, но и частью личной и социальной жизни, причем частью очень приятной. Кроме того, без эмоциональной подпитки увлечение чаем теряет основной свой стимул, превращаясь или в застывшую привычку, или в оутинный бизнес.

Пока — до тех пор, пока не появилась на свет хорошая научная чайная школа, способная не только к обучению и изысканиям, но и к качественной популяризации — есть только один способ заполнить эту эмоциональную пустоту. Способ этот состоит в передаче собственного вкусового и эмоционального опыта другим людям. Чайные байки и фокусы с посудой, ставшие почти обязательно частью чайной культуры, пора развивать в волшебство переживаний. В таком подходе нет ничего нового, Лу Тун давным-давно написал строки, сейчас ставшие почти девизом для вдумчивых чаепитий (приведенный перевод, как я понимаю, весьма вольный).

«Первая чашка увлажняет мои уста и горло.
Вторая чашка разбивает мое одиночество.
Третья чашка находит в моем мозгу пять тысяч томов нелепых иероглифов.
Четвертая чашка вызывает испарину — все плохое из жизни выходит через мои поры.
На пятой чашке я полностью очищен.
Шестая зовет меня вверх в царство бессмертных.
Седьмая чашка — и я улетаю в дуновении свежего ветра!»

Конечно, для того, чтобы передавать другим людям свои вкусовые и чувственные переживания, нужно быть немножко поэтом и очень щедрым человеком. Но так как именно щедрость и стремление к гармонии — хоть словесной, хоть душевной — и лежат в основе высокой чайной культуры, то с этим, наверное, проблем не будет.

Денис Шумаков