чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 501 (21.01.10). д. шумаков

Я на некоторое время прерву свои классификационные измышления, начатые в двух предыдущих выпусках рассылки. Прежде чем продолжать писать про чайную классификацию, мне нужно много и крепко подумать. А сегодня будут банальности.

ЧАЙНИК И КУХНЯ
Несмотря на большое разнообразие чайников, существует всего три их вида, хорошо подходящих для заваривания чая — это чайники фарфоровые, чайники стеклянные и чайники глиняные. В результате долгого ломания копий и чайных досок по поводу того, какие чайники для какого чая лучше использовать, была определена примерно следующая схема.

Белый, зеленый и желтый чай хорошо заваривать в стекле и фарфоре, которые позволяют лучше раскрыть (а если точно — отразить) аромат чая. Улуны и пуэры — это «глиняные» чаи, отзывчивые, кроме всего прочего, на наработку чайников (то есть на их постоянное использование для заваривания какого-либо одного чая). Если пуэры не завариваются, а варятся (или «пробурливаются»), то происходит это почти исключительно в стекле. С красными-черными чаями стабильности в мире нет — дарджилинги, например, отлично завариваются в фарфоре, «красные китайцы» — в глине. Существуют еще, кстати, чайники из серебра и прочих металлов — и мне даже как-то приходилось пить заваренный (хорошо заваренный) в них чай. Но хорошие металлические чайники — редкость. И из рассмотрения мы их исключим.

Конечно, все эти рекомендации подразумевают идеальность каждого конкретного чайника (нет никакого смысла сравнивать плохой фарфор с плохой глиной). И, конечно, все эти рекомендации условны — бывает всякие чаи, вкусы и ситуации.

И вот как раз о разных ситуациях я и хочу сказать несколько простых слов. Выбор чайника (чайников) нужно начинать не с анализа собственных чайных предпочтений или планов, а с четкого определения того чайного пространства, в котором чайник будет использоваться.

Если основным местом дислокации чайника и проведения чаепитий будет классическая кухня (то есть такая кухня, на которой готовят — с брызгами, паром, ароматами и прочими приятными штуками), то чайник должен быть стеклянным или фарфоровым. Просто потому, что стеклу и фарфору все эти кухонные побочные эффекты совершенно по барабану. А глину они быстро и эффективно погубят. Я сегодня борщ варил и не то чтобы понял это (что тут понимать-то, все и так ясно) — но почувствовал на собственной шкуре.

Если местом для чаепитий будет кухня в современном стиле, которая совмещена с гостиной, в которой микроволновка и посудомойка важнее плиты и холодильника, которая предназначена скорее для разогрева полуфабрикатов, нежели для полноценной готовки и к которой обязательно должна прилагаться стройная красавица в кокетливом передничке — то на такой кухне можно уже попробовать (осторожно) заводить глиняный чайник. Внешних угроз для него будет существенно меньше, в борщ его никто не уронит. Хотя, конечно, на такой модерновой кухне чайник нужно вписывать в интерьер, а не в чайные задачи.

И, наконец, если для чаепитий, чая и чайников в доме отведено отдельное пространство, то чайник нужно выбирать уже совершенно спокойно ориентируясь на собственно чайные задачи. И вот именно в таком пространстве глиняные чайники будут абсолютно уместны. Мало того, эти чайники сами формируют пространство, одинаково хорошо справляясь и со своей непосредственной функцией, и с интерьерно-настроенческими задачами.

Как-то так.

Денис Шумаков