чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 38 (17.06.00). д. шумаков

Комментарии от 3 июня 2015 года.

ЧАЙНЫЕ (ЧАЯНЫЕ) ЦЕРЕМОНИИ ОТ МАШИ
Окончание.

Сегодня я заканчиваю публикацию курсовой работы Маши. Надеюсь, что эта информация вам интересна.

В 1587 году военный правитель Японии Тоетоми Хидэеси собрал больше пяти тысяч человек на Великое Чаепитие. В Киото, у храма Китано, много дней не смолкала музыка, продолжалось веселье, и лишь одному из присутствующих оно не пришлось по вкусу: знаменитому ученому Сэн Рикю. Праздник закончился трагически: протест против нарушения правил чайной церемонии стоил Сэну жизни.

При всей масштабной драматичности этого мероприятия, его растиражированность в чайном информационном пространстве настолько велика, что любой рассказ о Китано Отяною хочется заканчивать словами «Короче, все умерли». Особенно с учетом того, что по результатам того большого чаепития не умер никто. Китано Отяною состоялось в 1587 году, а самоубийство по приказу Хидэёси Сэн Рикю совершил в 1591 году.

Почему спор о том, как пить чай, приобрел такое значение для Японцев? Чаепития в Японии проходили повсюду, но по-разному. Вельможи стремились поразить изысканной росписью чаш, дорогими украшениями котелков для воды, необычным убранством покоев. Среди простолюдинов не было соперничества. Все делалось для того, чтобы создать у собравшихся ощущение единства. Чай и был знаком единства. «Один вкус — общее сердце», — так выражало этот принцип народное сознание. Возникновение чайной церемонии чаще всего связывают с традициями чаепития у дзенских монахов. В основе их миросозерцания лежит мысль о внезапности просветления. Подвижник непрестанно должен очищать свое сознание от обыденного — и тогда в самых простых явлениях он сможет узреть Непреходящее.

Идеальный фрагмент. Слов много и все они очень убедительные, ты чувствуешь, что тебе все объяснили — но все равно ничего не понятно. Так всегда бывает при неподготовленном столкновении с чужой культурой.

Для Сэн Рикю эта мысль была основополагающей. Его понимание чайной церемонии обычно характеризуется как «поворот к простоте». «Помните, что чайная церемония по существу заключается в том, чтобы вскипятить воду, заварить чай и пить его», — говорил Сэн. Главное место в его учении занимает понятие «ваби» («скромность», «уединение»).

Убранство помещения (тясицу) имитирует обстановку в обычной хижине. Чтобы оказаться внутри, нужно пробраться через узкий лаз размером 66 на 66 см... нагибаясь, участники церемонии демонстрируют смирении. Затем гости размещаются на циновках перед токонома-нишей, украшенной свитками со стихами, цветами и ветвями деревьев. Бамбуковой ложкой хозяин кладет в чашу зеленый чай, заливает кипятком и, взбив пену особой кисточкой, подает горячий напиток гостям. Продолжается чайная церемония почти три часа. Участникам ее надлежит вести себя так, чтобы их не покидало ощущение мудрого созерцания, покоя. Поэтому им не следует говорить ни о религии , ни о своем или чужом богатстве, ни о глупости соседей или общих знакомых. Допустимы лишь такие темы, как искусство, красота природы. И тогда вкус чая по-настоящему сближает сердца людей — в наши дни, как и много веков назад.

Обратите внимание на это описание японской чайной церемонии. Это типичный восточный чайный текст — попытка передать эмоциональное состояние (потому что его можно хотя бы представить) при минимуме технических деталей (потому что их никто толком не знал и на себе не проверял).

VESTI.RU О ЧАЕ
Вчера этот сайт опубликовал достаточно интересный материал о любимом нами напитке, который я не без интереса прочитал и с удовольствием воспроизвожу сегодня в рассылке...

Если мне не изменяет память, 2000 год был для проекта Vesti.ru золотым. В лучшем смысле этого слова. Один Тайм-о-клок Лёхи Андреева чего стоил!

Столь любезное россиянам занятие как чаепитие зародилось в Китае почти пять тысяч лет назад. Как именно произошло первое знакомство человека и чайного листа, достоверно не известно, однако на этот счет существует несколько легенд, две из которых являются наиболее популярными. Обе легенды мне довелось услышать в Харбине — их поведал за чашкой великолепного жасминового чая знакомый китайский доктор. Кстати, очень гордящийся тем фактом, что чаем, шелком, порохом и многими другими полезными вещами человечество обязано именно великой империи Чжун Го (Китаю, то есть).

Отличная завязка. Пятитысячелетняя история чая это, конечно, очень красиво, но и очень мифологично. Нет никаких сомнений в том, что 5000 лет назад чай как растение существовал. Нет никаких сомнений в том, что он был знаком людям и в том, что люди пытались его как-либо использовать. Но есть сильные сомнения в том, что такое знакомство можно считать началом чайной истории. Потому что если мы говорим о чае в современном смысле этого слова —как о продукте с широкой, но довольно четкой и массово известной функциональностью, то его историю, несомненно, следует начинать с того момента, как чай стал товаром или подношением. И еще желательно, чтобы такой его статус был зафиксирован в документах. Ну или подтвержден массовыми археологическими данными — единичные чайные находки (а они случаются) тут не очень убедительны.

Чтобы понять, насколько сложным делом является просто поиск первого упоминания о чае в письменных источниках, достаточно познакомиться со следующей поучительной историей.

В старейшем сохранившимся географическом справочнике Китая, «Хрониках Хуаян» («Хуаян гочжи», 華陽國志), созданном в период между 317 и 420 годами новой эры, упомянуто царство Ба. И, среди прочей информации, сказано, что царство Ба оказало помощь царству Чжоу в битве при Муйе (гуглить по Battle of Muye или по 牧野之戰). Эта битва случилась примерно в 1046 году до новой эры, стала последним событием в истории династии Шан и первым событием в истории династии Чжоу. Ба стали вассалами Чжоу и делали вассальные подношения правителям Чжоу. Вот список этих подношений по «Хроникам Хуаян»: шелковица, шелковые коконы, рами (волокно из крапивы), рыба, медь, киноварь, железо, лак, мед, волшебные черепашки, гигантские носороги, фазаны, белые куры, прекрасные желтые одежды, краски, конопля (я не удивлен — после черепашек с носорогами) и некое растение, обозначаемое иероглифом 荼 (читается tu, считается, что это слово означает «горькая трава»). От современного чайного иероглифа (茶) этот tu отличается всего одной горизонтальной чертой — и совершенно спокойно может обозначать и чай в современном смысле этого слова, и любое другое растение, и целую группу полезных в хозяйстве растений. Вот. Кто хочет и дальше искать первые упоминания чая в письменных источниках, тот не я.

Первая легенда о происхождении чая гласит, что его открыл один наблюдательный китайский пастух, который обратил внимание, что пожевавшие листья с чайного куста овцы становятся необычайно резвыми. Отведав настой из таких же листьев и испытав при этом невиданный доселе прилив бодрости, любознательный пастух убедился в правильности своей догадки. Другим людям напиток тоже понравился. И нравится до сих пор: согласно статистике, как минимум 2 миллиарда жителей планеты считают чай основным напитком в своем рационе, заваривая три тысячи тонн сухого чая ежедневно.

Насколько я помню, такая же легенда есть и про кофе — только там были козы, что, конечно, все меняет. Кстати, на свете существует множество способов сделать чрезвычайно резвыми самых разных животных.

Согласно другой легенде, первооткрывателем чая считается индивидуум по имени Шен Нонг — один из императоров Поднебесной. Отличавшийся высокой образованностью и творческим подходом к любому делу китайский монарх однажды заметил, что случайно упавший в кипяток чайный лист изменил окраску воды. Заинтересовавшись этим явлением, император обнаружил весьма приятный запах и вкус новоявленного напитка, а изучив подробнее его освежающие свойства, повелел своим подданным использовать чай для утоления жажды и обретения бодрости духа. И, как говорится, — пошло-поехало...

Историю про Шэнь-нуна можно сейчас найти почти в любой книжке про чай, с нее обычно начинают рассказ об истории напитка. Поэтому я никак этот абзац комментировать не буду. Замечу только, что случайно упавший в кипяток чайный лист цвет воды изменит крайне незначительно. Но в зоркости и внимательности Шэнь-нуна я совершенно не сомневаюсь.

Все четыре основных типа чая — черный (байховый), красный, желтый, зеленый — производят из одного и того же сырья, которое именуется чайным листом. Цвет, запах, вкус и другие свойства любого из перечисленных чаев зависят от технологии обработки чайного листа на фабрике. Наиболее целебным считается зеленый чай, поскольку он подвергается относительно щадящей фабричной обработке, поэтому полезных компонентов в его составе сохраняется больше.

Неполный список видов чая оставим без внимание — ничего лишнего не приписали, и то хорошо. Но «черный» и «байховый» (рассыпной) — это, конечно, не одно и тоже.

Сегодня хорошо известно: те многочисленные прелести, за которые люди любят натуральный чай, зависят, в основном, всего лишь от трех его химических компонентов: полифенолов, эфирных масел и, конечно же, кофеина.

Полифенолы большей частью отвечают за цвет, свежесть и аромат чая. Группы родственных компонентов полифенолов называются катехинами. В процессе фабричной обработки катехины переходят в более сложные структуры, называемые чаефлавинами и чаерубигенами, которые обеспечивают вкус и цвет чая. Полифенолы и по сей день раскрыли ученым далеко не все свои тайны — и потому являются предметом активных научных исследований. Похоже, что медицина всерьез намерена использовать полифенолы чая для профилактики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Что касается эфирных масел — то не вызывает сомнения факт их непосредственного участия в образовании особых, неповторимых компонентов чайного аромата. О кофеине много говорить не требуется — и так понятно, что освежающими и бодрящими свойствами чай обязан именно ему.

«Чаефлавин» и «чаерубиген» — это авторский перевод слов theaflavin и thearubigin. Неправильный (обычно переводят как «теафлавин» и «теарубигин»), но красивый. Остальное комментировать не буду, явной горбухи нет.

Исследования показывают, что перед чаем отступают многие свойственные человеку недуги. Японские ученые выяснили, что с помощью зеленого чая можно обуздать развивающуюся гипертоническую болезнь, надолго стабилизировав артериальное давление. Канадские специалисты полагают, что регулярное употребление чая повышает устойчивость ткани головного мозга к инсультным повреждениям. То есть любители чая, конечно же, не застрахованы от инсульта, но если он случится, то последствия болезни окажутся менее разрушительными.

Чтобы избавиться от головной боли, порой вместо таблетки достаточно выпить чашку крепкого сладкого чая. Боль от ушиба, растяжения связок, солнечного ожога проходит быстрее, если воспользоваться так называемым чайным компрессом. Для этого сухой зеленый чай варят 15 — 20 минут. Теплую влажную чайную гущу накладывают на травмированное место, накрывают пленкой или компрессной бумагой. Через некоторое время боль стихает.

Если болит зуб, а к стоматологу по какой-то причине добраться в ближайшее время не получается, то можно воспользоваться опять-таки чаем. Крепкий настой зеленого чая, в который добавлено несколько растертых долек чеснока, обладает бактерицидными и вяжущими свойствами. Благодаря этому настой эффективно устраняет зубную боль — достаточно лишь немного подержать его во рту. Чесночный запах после этой процедуры устраняется... правильно! — тоже чаем. Для этого следует пожевать его щепотку. В деле профилактики кариеса тоже может помочь зеленый чай: стоматологи советуют полоскать им рот после еды.

Разумеется, это далеко не полный перечень тех благ и полезностей, которые дарит нам чай. Болеть нынче недешево, и потому все больше и больше внимания следует уделять профилактике заболеваний. Ну а если в роли превентивного средства выступает ароматный свежезаваренный чай, то регулярные профилактические мероприятия становятся не только выгодными, но и приятными.

Здесь, как и во многих других случаях с рассказами о целебных свойствах чая, самым уместным комментарием будет сентенция «Всякое бывает».

Денис Шумаков