чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 46 (13.09.00). д. шумаков

Комментарии от 12 июня 2015 года.

БОГАТЫЙ ЧАЙНЫЙ ОПЫТ: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Сначала о карамельном чае. Это чудо привезли мне из далекой Америки. Что и как они туда плеснули — ума не приложу, однако первый же понюх заварки навел на мысль о карамельном пудинге — продукте достаточно доступном и вкусном. После того, как чай был заварен (делал я это на работе), на запах начали сбегаться женщины, ведомые, очевидно, непреодолимой и необъяснимой тягой к сладостям

Описать вкус чая совершенно невозможно. Очень уж он термоядерный. Пожалуй, он имеет такое же отношение к традиционному чайному вкусу, как и известный айс-ти. Однако женщинам понравился очень. Но только один раз — слишком яркий вкус при повторном выпивании уже начинал раздражать.

Сейчас, конечно, желание тянуть в рот всякое вызывает у меня недоумение. А в прошлом я и женщины, судя по тексту, очень радовались этому чаю.

А вот второй чай: Earl Grey от Weestley, приехавший к нам с одним хорошим человеком из Лондона, понравился мне очень. Дело в том, что доступные нам Эрл Греи — это, чаще всего, индийские (ассамы) или цейлонские чаи с добавлением того самого бергамота. И достаточно ярковыраженный вкус этих сортов чая усугубляется еще и сильной бергамотизацией, что иногда приводит к не очень приятному результату (как, например, в случае с ахмадовским греем ). А в этом лондонском пакетике в качестве основы использовалась смесь дарджилинга (он тоже индийский — но тоньше ассама) и кимуна (или кемуна — кому как нравится) — китайского чая. И бергамота хитроумные империалисты туда положили очень немного.

Результатом этого смешения стал просто удивительный напиток, вкус которого не отличается от вкуса отличной китайско-индийской смеси, а аромат существует на самой грани обоняния — как у цветка Dolochothele Camptotricha ;)

Правильное название кактуса — Dolichothele Camptotricha. Я знал это, но, видимо, опечатался. А тонкая ароматизация — это да, прекрасно.

И еще. В следующем выпуске рассылки Сергей Калинин напишет о фудзяньском жасминовом чае, приехавшим из все той же Америки, но уже из Чайна-тауна.

ЛИКЕРЫ К ЧАЮ
После годового перерыва, связанного с дурацкой суетой, я вернулся в этом году к изготовлению спиртных напитков, которые, пожалуй, балансируют на грани ликера и наливки. Я пишу о них здесь по двум причинам — первая в том, что клубничная и земляничная наливки уже поспели и я их, кхм, дегустирую! Вторая — эти напитки лучше всего пьются с чаем. И больше, пожалуй, ни с чем.

Делают эти штуки очень просто. Берется литровая банка, наполняется любыми ягодами или фруктами (я в этом году 10 видов поставил), заливается водкой и настаивается 2-3 месяца (в зависимости от нежности ягод). Через эти 2-3 месяца настой процеживается и разбавляется с теплым сиропом, сваренным из сахара, до желаемой крепости (у меня 15-18 градусов). По бутылкам и в холодильник. Сейчас еще можно будет сливы настоять

А потом — долгими зимними вечерами — эта штука (обязательно из холодильника) пьется маленькими глотками и запивается неароматизированным горячим чаем без сахара. И это просто праздник какой-то.

Да, тот год был очень наливочным. Видов десять, кажется, поставил.

КАТТИ САРК
Блуждая по сети в поисках материалов для нового чайного сайта (он уж близок ;), я нашел очень интересный о знаменитом клипере «Катти Сарк» — настоящей легенде парусного флота, история которого неразрывно связана с историей чая. Вот этот материал:

«Cutty Sark» («Катти Сарк») — единственный сохранившийся представитель знаменитых быстроходных чайных клиперов XIX века. Название «Катти Сарк» заимствовано из повести в стихах Роберта Бернса и в переводе с шотландского означает «короткая рубашка» — так герой повести называл стремительно мчавшуюся за ним прекрасную молодую ведьму в короткой рубашке.

«Cutty Sark» построен в 1869 году в Глазго по проекту английского кораблестроителя Г. Линтона. Клипер обладал превосходными мореходными качествами. Ходил в основном по двум маршрутам — в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. Расстояние в 19 тысяч миль от китайского порта Фучжоу до Лондона парусник преодолевал за 107-110 дней, ему принадлежал рекорд скорости на «шерстяном» маршруте Сидней — Лондон: 67 дней. В конце XIX века «Cutty Sark» продали в Португалию, переоборудовали и назвали «Ферейра», а в 1922 году судно приобрел английский капитан У.Доумен. В 1949 году клипер был передан Национальному морскому музею в Гринвиче, где установлен в специально вырытом сухом доке. В 1952 году в Англии создано общество, поставившее целью сохранить парусник и восстановить его в прежнем виде. В июне 1957 года восстановленный клипер был открыт для обозрения.

Водоизмещение клипера 2100 тонн, длина 85 метров, ширина 11 метров, осадка 6,1 метра, общая площадь 34-х парусов на 3-х мачтах 3350 м2, скорость 17-18 узлов, валовая вместимость 963 регистровых тонны, экипаж 28 человек, при перевозке шерсти — 19-20 человек.

За этой очень сухой справкой — целый этап увлекательнейшей чайной истории, связанный с гонками чайных клиперов и установкой многочисленных рекордов. Об этих гонках мы обязательно напишем на сайте — а пока — только справка ;)

«Катти Сарк» для меня — это легенда из детства. В 1980, кажется, году мне попала в руки богато иллюстрированная книга «Мир океана» с немного фантазийным (это я сейчас понимаю) рисунком клипера на целый разворот. Слова «Клипер Катти Сарк» звучали, конечно, как музыка, а сам корабль стал для меня одним из символов того волшебного мира, который в детстве ничуть не менее важен мира настоящего.

Когда в 2004 году мы оказались в Англии, то посетили Гринвич, где стоит «Катти Сарк». Небо было зимним и серым, корабль был, конечно без парусов и производил грустное впечатление (пересматриваем картину «Все в прошлом»). Но даже в таком виде и в таком окружении он был очень впечатляющим. И готовая уже было у меня теория о том, что текст, вдохновленный парусником, был написан в СССР, а не в Англии только потому, что Иван Ефремов видел «Катти Сарк» на картинках и с парусами, а англичане — живьем и без парусов, сразу оказалась никуда не годной.

В 2007 году на корабле был пожар, полностью изменивший планы реконструкции памятника. К 2012 году восстановление парусника было завершено и «Катти Сарк» вновь стал действующим музеем. Вот ссылка.

Денис Шумаков