чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site


чай :: выпуск 71 (05.04.01). c. калинин

ДВА НОВЫХ ЧАЯ
Жизнь моя в последнее время не проходила даром, представился случай продегустировать два новых чая. О результатах спешу сообщить вам, дорогие наши читатели...

1) Qualitea – Gold Label Tea от питерского торгового дома «Рубин» (в прошлом – «Аджио»). Чай, разумеется, цейлонский, черный, крупнолистовой (ОР1) в 250-граммовой оранжевой пачке с золотой полосой. Стоит у нас это удовольствие 56 рублей. Как старый специалист по рекламе, от себя также добавлю, что насмотря на явную перенасыщенность рекламными штампами («вкус, которому вы можете доверять», «настоящий чай» и проч.), на коробочке содержится много толковой информации (например, дата сбора чая).

Теперь по-существу... Уф, трудно мне быть объективным, т.к. не фанат я цейлонских чаев, но я постараюсь ;-)) Итак, сухая заварка выглядит более чем прилично – чай действительно крупнолистовой, хорошо высушен и скручен (почти «проволочный»), равномерного темно-коричневого (ближе к черному) цвета, ароматный. Посторонних включений тоже нет, что радует. Но! – в заварке совершенно отсутствуют типсы! Они не обнаружены даже с помощью увеличительного стекла ;-))) Отсюда возникает гнусное подозрение, что сей чай изготовлен не из верхушечных листьев, а скорее всего какой-нибудь сушонг.

Т.е. возникает справедливое предположение, что он будет грубоват на вкус и неароматен. Данное предположение в общем и целом подтвердилось далее. В результате заваривания был получен типичный цейлонский отварчик – темно-насыщенного цвета, крепкий, с сильным вкусом, но с совершенно пустым ароматом. Увы, даже по сравнению с цейлонскими же «Импрой» и «Кама Сутрой», Gold Label Tea показался мне менее вкусным :-((

Я также не согласен со временем заваривания, указанным на пачке – 3-4 минуты. На мой взгляд, вкуснее этот чай получается, если выдержать время заваривания около 5-6 минут. Хотя, может быть, во всем виновата местная жесткая вода или ее чрезмерное «весеннее» хлорирование...

ЗЫ: В порядке субъективного замечания не по делу замечу, что грустно мне как-то от ТД «Рубин». Еще в начале 90-х «Аджио» привозили в Россию замечательные индийские чаи, китайские зеленые и т.п. А сейчас переключились исключительно на цейлонские :-(((( Я понимаю, конечно, что рынок, и все такое, но все равно жаль...

2) Indian Breakfast от фирмы Newby. Не могу удержаться, чтобы не процитировать баночку (это из цикла «Читал пейджер. Много думал» ;-))): «Ньюби гордится своим мастерством в чайной области. Чай Индийский Завтрак – торжество способности компании отобрать и смешать чаи наилучшего качества для отличной первой чашки за день. Название Индийский Завтрак обязано своим происхождением традиции смешивать чаи из лучших чайных районов Индии – Ассама и Дарджилинга. Используемые в производстве рецепты держатся в секрете». Ну, и т.д. и т.п.

Короче, да здравствует великий и могучий Стайлос (также известный в определенных кругах как Стилус)! Мы также очень иметь радость за гордость торжеством способности Ньюби создавать совершенно секретные смеси из двух строго засекреченных чаев – Ассама и Дарджилинга. Но это все лирика, теперь по существу...

Чай в жестяной красно-черной 100-граммовой баночке, внутри чай упакован в фольгу. У нас стоит это дело 132 рубля.

Несмотря на мою иронию по поводу корявого рекламного текста на банке, чай внутри оказался весьма достойным. Это действительно термоядерная смесь, которая здорово сочетает в себе тонкий аромат дарджилинга и крепость (терпкость) ассама.

Когда я в первый раз заваривал этот чай, я проигнорировал надпись на банке, которая рекомендовала одну чайную ложку заварки на заварник объемом 400-500 мл. Ниже также была явно рекламная надпись: «Эта банка содержит более 125 чашек чая!» Я посчитал это все коварной рекламой и вбухал в маленький заварник (350 мл) примерно 2-3 чайные ложки заварки. За что и был наказан...

Индийский завтрак оказался действительно ОЧЕНЬ крепким (и даже горьким)! Судя по тонизирующему эффекту в этои чае просто лошадиная концентрация кофеина. Но при всем при этом – сохраняется восхитительный дарджилинговский аромат, а если соблюдать указанную норму заваривания (чайная ложка на 400 мл), то вкус также получается выраженным, но не резким.

В целом, чай весьма достойный и может быть рекомендован всем любителям качественных утренних чаев – вы не только с гарантией проснетесь, но еще и получите изрядное вкусо-ароматическое удовольствие!

ЗЫ: Для вечернего чая, в качестве аранжировки под хорошую книгу или тихий джаз, этот чаек показался мне несколько резковатым. Вот.

ЕЩЕ ПРО МЕТАФИЗИКУ ЧАЯ
В своей прошлой рассылке я затронул тему метафизики чая, и, как ни странно, пришло довольно много писем от читателей, заинтересовавшихся этой темой. Причем, что еще более странно, подавляющее большинство писем было от дам. Женщины и философия, гм... В силу такого интереса я позволю себе еще раз затронуть метафизические вопросы чая. Хотя я прекрасно осознаю, что наша рассылка имеет больше отношения к кулинарии, чем к философии ;-))) Если философия начнет вас раздражать, то присылайте письма протеста (или поддержки), и мы решим судьбу метафизических писаний по вашему приговору.

Короче, еще древнегреческий философ Аристотель делил все науки на физику (науки о природе, «физос» по гречески – «природа», материальный мир ) и на метафизику. Приставка «мета» в греческом языке означает «за», «после», «позади», «около». Т.е. метафизика – это нечто после физики. К метафизике Аристотель относил философию, религию, искусство и т.п.

Чай – это продукт материальный и физический, обладающий физическими свойствами – цветом, запахом, вкусом. Но кроме всего этого, с чаем связано и много всяких метафизических вещей – религия, философия, искусство, стиль жизни, особенности тусовки и общения и т.п.

Вот, например, чай и искусство. К этой «метафизике» можно отнести:

1) Дизайн чайной посуды, и в частности, чайной керамики
2) Дизайн чайных интерьеров. При этом чайные интерьеры могут быть бытовыми (домашняя кухня), потребительскими (например, чайхана) или даже религиозными (например, «чайные комнаты» в Японии, «чайные домики» в Китае и Корее) и т.п.
3) Чайную поэзию и прозу, музыку, живопись и т.д. и т.п.

Тема «чай и искусство» может быть рассмотрена в самых неожиданных ракурсах. Я, конечно, не искусствовед, а всего-лишь свободный художник и холодный философ (с) О.Бендер), но вот пример: отечественная рок-культура. Я имею в виду патриархов и классиков т.н. «русского рока»...

Про уфимский чай и Ю.Шевчука я уже писал; по словам В.Шахрина название группы «Чайф» произошло от слов «чай» и «кайф»; у БГ тема чая встречается чуть ли не в каждой 10 песне («чай даст нам все...» и др.); у Цоя – «...сигарета в руках, чай на столе, эта схема проста...». Ну и т.д. и т.п.

Чай является метафизической вещью (сущностью ;-)), т.к. вокруг чая обычно формируется особая среда общения, особая субкультура. Любой человек, например, понимает что такое «наркоманская субкультура», хотя бы по специфическим наркоманским анекдотам. Точно также и чайная субкультура предполагает определенные темы для общения и определенные стандарты общения.

ИСИНСКАЯ КЕРАМИКА
Китайский город Исин (Исинь), находящийся немного западнее Шанхая в провинции Цзянсу, по праву считается мировой прародиной заварочных чайничков. Дело в том, что даже в Китае в древности и раннем средневековье, из чайников пили только вино, а сам чай заваривали непосредственно в чашках. Т.к. в провинции Цзянсу довольно холодные зимы, то в Исине возникла традиция согреваться чаем. Для этого исинские гончары стали делать маленькие керамические чайники, которые можно было поставить на одну ладонь или держать в двух ладонях, сложенных «ковшиком». При этом чай пили непосредственно через носик заварника ;-))), а его днище и бока согревали руки.

Уже значительно позже (в конце средних веков) исинские чайнички распространились по всему Китаю, а еще позже (18-19в.) – стали известны в Европе и остальном мире. Форма классического исинского чайничка стала главным прообразом для всего многообразия современных заварников.

Что такое «классический» исинский чайничек? В обязательном порядке он изготовлен из пористой глины, не покрыт (или частично покрыт) глазурью, маленький по размеру (чтобы умещаться на одной ладони; высота 4-7 см, диаметр в широкой части – 7-10 см), имеет форму немного приплюснутого сверху помидора или тыквы.

«Классический» исинский чайник обязательно изготавливается из исинской глины, добытой в уникальных месторождениях, расположенных вблизи самого Исина. Уникальность исинской глины в следующем:

1) Она разноцветная. Исинские чайнички бывают самых разных цветов – желтых, красных, коричневых, лиловых, зелёных, белых, и самых немыслимых оттенков, например, бело-голубого под «лунный камень», или красно-синего «под киноварь». Особо следует указать, что все эти цвета получены без всяких красителей – это натуральный цвет глины или глинистых смесей.

2) Она водонепроницаемая. Глина – очень сложный по структуре материал, и есть большое количество т.н. «рыхлых» сыпучих глин, в состав которых входит много песка. Эти глины даже после обжига (и даже после глазурирования) не держат воду и изделия из такой глины могут носить только декоративный характер. В качестве посуды их использовать нельзя. Исинские глины имеют очень хорошие водоотталкивающие свойства, они держат воду даже без глазури, только после обжига.

3) Она крупнопористая. Крупные поры в исинской керамике позволяют ей «дышать», что значительно улучшает качество заварки. Кроме того, в крупных порах со временем скапливаются эфирные масла чая. Говорят, что в подобный старый заварник можно налить просто кипятку, а все равно получится чай...

4) Она «пищевая». Многие глины содержат в себе включения, которые делают их непригодными для изготовления пищевой посуды. Например, какие-нибудь ядовитые окислы... В исинской глине их нет. Добавим также, что сейчас рынок просто наводнен подделками «под Исин». Часто это просто красивые чайнички, изготовленные из другой глины и в другом месте ;-))) Однако, значительно хуже, если в глину добавляют искусственные красители. Сейчас также полно подделок «под Исин» из пластиков, имитирующих глину.

Кроме «классических» исинских чайничков уже со средних веков существует большое разнообразие исинских декоративных заварников. Декоративность достигается за счет:

а) частичного глазурирования чайничков. Например, глазурью на боку чайничка изображается какой-нибудь узор или пишется мудрое изречение;

б) приданию чайничку оригинальной формы. Например, существует много чайничков имитирующих конкретных животных, плоды, фрагменты растений и т.п.;

в) добавления лепных украшений. Например, исинский чайничек классической формы может быть сверху украшен лепными листьями, цветами, ягодами и т.п.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ-3 (РУССКИЙ САЙТ «АХМАДА»)
Зашел я тут как-то в гостевую книгу на нашем сайте и обнаружил там привет от www.ahmad.ru, справедливую критику о том, что у нас на сайте маловато написано про английские чайные традиции, а также предложение дружить сайтами. Предложение это мне показалось весьма лестным, и в отместку (в смысле, в благодарность ;-))) решил я продолжить начатую в прошлых рассылках традицию аннотирования чайных сайтов.

Начну с предпосылок. К самому чаю от фирмы «Ахмад» я крайне неравнодушен и люблю его страстной чаеманской любовью. Не сочтите это за рекламу (хотя, могли бы ахмадовцы и прислать пачку-другую ;-))), но «Ахмад» в России – чай номер один. Предвижу возмущенные вопли чаеманов и начинаю пояснять, «что ты имела в виду» (с) «Несчастный случай».

С точки зрения безумного чайного фаната, чем чай дороже и экзотичнее, тем лучше. Но как быть основной массе потребителей, которые хотят пить качественный, но не слишком дорогой и не слишком экзотичный чаек? Я и сам постоянно сталкиваюсь с таким фактом, что можно угробить половину месячной зарплаты на какой-нибудь раритетный улун, а потом выпить его весь в ближайшие три-четыре дня. А что пить потом?

Вот тут-то, как говорят господа маркетологи, начинаешь на собственной шкуре понимать, что такое соотношение «цена/качество». «Ахмад» здесь выше всяких похвал – он сравнительно недорог, а чай продает весьма качественный. Могу сказать про себя, что последние лет 4-5 ассам я пью только от «Ахмада», хотя и перепробовал много других.

Теперь, собственно, про сайт www.ahmad.ru . От сайта я также просто в восторге! Опять поясняю, от чего конкретно:

1. В восторге от дизайна. Когда я все-таки возьмусь писать учебник по рекламе, то туда обязательно надо будет включить «Ахмад», как контору, безупречно соблюдающую фирменный стиль – в чайных упаковках, в телерекламе, в оформлении своих стендов на выставках (и т.д., и т.п.). Не является исключением и ахмадовский сайт – та же зеленая гамма, те же, что и на пачках, старые картинки и т.п. Приятно...

2. В полном удовольствии от структуры сайта. В отличии от многих чайных сайтов, которые крайне примитивны или запутаны, у ахмадовского сайта двухуровневая структура с очень удобной навигацией – из любой точки сайта можно попасть в любую другую. Удобно!

3. Был бы я в «Ахмаде» большим начальником, то регулярно бы премировал тамошних маркетологов, т.к. есть за что... Во-первых, присутствует неплохая сегментация потребителей чая в России. Зайдите в раздел сайта «Ассортимент», а там весь чай уже расставлен по полочкам: для ресторанов и офисов, для подарков, для повседневного пития.

Во-вторых, ребята совершенно замечательно занимаются тем, что называется активное продвижение товара. Я имею в виду выездные чайные презентации, которые устраивают сотрудники «Ахмада» (пока, к сожалению, только в Москве), и на которых они знакомят всех желающих с современным чайным этикетом. В-третьих, кроме рекламы фирма занимается крутым PR. Загляните в раздел сайта «О нас пишут», и там вы найдете кучу статей, которые появляются об ахмадовских чаях в прессе. Правда, в основном только в московской прессе...

Уф... Пора остановиться, чтобы плавно не перейти к аудиту маркетинговой деятельности «Ахмада» ;-))))

Теперь о грустном... Кроме каталога ахмадовских чаев (в разделе «Ассортимент») рядовой чаеман может еще заглянуть в раздел «Полезные сведения о чае». В «сведениях» есть несколько неплохих статей об истории чая, о названии фирмы, о чайной маркировке и т.п. На мой взгляд самое интересное там – это статья об английском чайном этикете (т.к. про все остальное на нашем сайте написано гораздо подробнее ;-))). Статья про чайный этикет просто замечательная и будет полезна не только чаеманам, но и всем интересующимся английской культурой. Но в целом для рядового чаемана информации маловато...

Есть и некоторые ляпы. Захожу в раздел «О нас пишут» и вижу статью «Хотите лучше разбираться в чае? Английский чай «Ахмад Оранж Пеко» (MK, 23.03.2001). Там дословно читаю: «Первые чайные термины пришли из Китая, например, «пеко» – «листочек». Очень хотелось бы глянуть в честные глаза того, кто это написал. Европейское «пеко» – это искаженное китайское «бай хоа (хуа)» (точно также как «Пекин» на самом деле «Бэй Цзин»). А «бай хоа», это, как известно «белый цветок» (или «белая ресничка»), что указывает на качественный цветочный чай. Ну да ладно, это я по мелочам придираюсь ;-))

НЕМНОГО ЭСТЕТИКИ

Слышно, как падает роса...
Кто-то живет здесь в гармонии с тишиной.
Виднеется дым... Заваривается чай...

(Иноуэ Сиро, 1736-1812)

ЗЫ: По-русски, конечно, несколько коряво, но зато как красиво по-японски:

Tsuyu ni oto ari
Taga suminarete
Cha no kemuri

Весенний призыв номер ТРИ: Идет весна-грязна, не заваривай водицу из-под крана, козленочком станешь!