чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: выпуск 77 (22.07.01). с. калинин

БЛИННН!!!
Что поделаешь, но извиняться перед вами, уважаемые читатели рассылки, входит у нас в дурную привычку ;-((( Скоро мы так совсем потеряем лицо и сделаем себе сеппуку, и некому будет уже писать вам просроченные рассылки...

Короче, лето сейчас. Живу на даче, ловлю рыбу, собираю ягоды и гнусно бездельничаю. Возникают, правда, идея – подключить к клубничным усам стоящий на даче «ящик» двадцатилетней давности... Но что за контент будет в этой сочной сети ;-))) Я, право, смущен...

Если говорить еще короче: а) наблюдатся очередная хомутня с интернетом и особенно с почтой (особое внимание на мои мейл-адресочки в начале и конце этой рассылки). Увы, даже не знаю, дошла ли до вас моя предыдущая рассылка (там про то, с чем пьется чай); б) справиться с этой хомутней пока никак, т.к. я на даче, в лесу, на речке. Если кто из читателей умеет, то есть предложение чатиться через мировой универсум, прямо в астрале ;-))) и там обсуждать чайные темы.

Снова – извините. Виноват. Был неправ, выспылил... (и т.д. (с) «Обыкновенное чудо»)

ЧАЙНЫЕ МИФЫ
На правах одного из соучастников появления в сети мифологического сайта, позволю себе немного загрузить вас чайной мифологией.

Начнем с того, что любое культурное растение, более-менее долго испльзуемое человеком в пищу, для лечебных или производственных целей, окружено ореолом мифов и легенд. Как правило, эти сакральные тексты в обязательном порядке содержат в себе а) версию «открытия» этого растения людьми; б) «верный» образец использования этого растения; в) возможно, культурный код, указывающий на социальную ситуацию и сопутствующий ей ритуал, обязательные при использовании растения.

Рассмотрим все по порядку. Как правило, способ «открытия» полезных растений в мифах – т.н. «чудесный подарок». Полезное растение дарится людям каким-либо божеством, или сверхъестественным существом, наделенным божественными качествами.

Если говорить о чае, то, пожалуй, самая древняя легенда восходит к полумифическому китайскому императору Шен Нуну, жившему по различным источникам в 2-3 тысячелетии до н.э. Шен Нун, якобы, в жаркий день сидел в саду, а перед ним стояла чашка горячий воды. С одного куста совершенно случайно в чашку упал лист, настоялся, а уже потом Шен Нун отведал освежающий, ароматный и бодрящий напиток, который ему понравился необычайно. Так и был открыт чай (а заодно и способ его приготовления), а уже позже Шен Нун поведал этот секрет всем людям.

Даже если Шен Нун и был реальной фигурой (историки спорят и сомневаются ;-))), то в любом случае, по законам мифологического мышления он божественен дважды: а) как властелин Поднебесной, неделенный мощью Неба, т.е. божественной потенцией; б) как один из первопредков, основателей рода.

Шен Нун, кроме чая, много еще чего случайно наобнаруживал ;-))) Например, по одной из легенд, когда у него болела голова, он случайно ушибил свой божественный палец на ноге и голова сразу выздоровела. Т.е. таким образом Шен Нун открыл чжень-цзю (иглоукалывание). Вообще, в китайской культуре Шен Нун обучил всех людей искусству врачевания и выращивания культурных растений.

Более поздние легенды называют дарителем («первооткрывателем») чая боддхисаттву Бодхидхарму (Дарума Тайши). По одной из легенд этот «рыжебородый варвар с запада» остановился на одной из приграничных застав, сел, уставился в стену и замедитировал... минут эдак на 600. После того, как пограничникам надоело слушать его могучий храп, они его растолкали, товарищ Бо застыдился-рассердился и вырвал свои ресницы, дескать, они во всем виноваты. Там где он эти ресницы уронил, там и вырос чайный кустик, настой из листьев которого, по повелению Бо, монахи в строгой тайне должны были использовать вместо рисового самогона во время длительных ночных медитаций.

Есть более интересный вариант этой же легенды. Бо так же медитировал, но уже в подземной храме близ Нанкина, так же заснул, и так же вырвал ресницы и бросил их оземь, но чайный куст вырос не из ресниц, а из капель крови, которые с век упали на землю. Эта легенда, если можно так выразится, более мифологична, т.к. перекликается с огромным количеством разнокультурных мифов, имеющих общий сюжет «погибающего и воскресающего бога». Наиболее типичный пример здесь – миф о Дионисе, которого разорвали на кусочки подосланные Герой титаны, и, например, из крови которого вырос виноград. Молодое вино в Греции и до сих пор метафорически называют «кровь Диониса».

Про второй аспект мифологизации чая я уже упомянул, хотя, несмотря на «классический образец» заваривания чая, предложенный Шен Нуном, довольно долго чай использовали неверно. Китайские историки обнаружили, что почти до конца первого тысячелетия нашей эры, чай как пищевое растение использовался... как суп! Из чайных листьев варили что-то типа похлебки, добавляя туда соль, муку, масло (жир), лук, специи, возможно также овощи. Так что, то, что мы знаем под названием «тибетский чай», возможно, просто более древний рецепт его использования в пищу. Что характерно, «правильному» мифологическому образцу заваривания чая в древнем Китае следовали либо монахи, либо лекари, либо просвещенная аристократия.

Что характерно, миф обычно всегда конкретно формулирует прообраз социальной ситуации и сопутствующего ритуала, требуемых для употребления культурного растения. Для чая этот прообраз таков: социальная ситуация – монашеское братство, совместное духовное искательство единомышленников, углубленное познание своей сущности, Мира, Бога. Ритуальное значение чая – быть средством, опорой и катализатором тех самых «духовных» социальных ситуаций.

Поясню. Можно пригласить друзей на чай, и это будет повод для хорошего душевного разговора. Т.к. чай сам по себе стимулирует мозговую деятельность, и с него не одуреешь-опьянеешь, и не уйдешь в «отключку», а наоборот тонкость восприятия и скорость мышления усилятся до предела, то рано или поздно разговор пойдет в ГЛУБИНУ и в ВЫСОТУ. Так обычно и бывает – начали ситуацию с чая, а закончили смыслом жизни. (Вот и не верь после этого А.Ф.Лосеву, который утверждал, что миф есть жизнь, что он реален!)

Разумеется, по-всякому бывает. Бывает, соберется жлобская компания, а им, как говорил Макар Андреич, «хоть Бони М, хоть краковяк», хоть три ведра чая выпей, а все без толку. Да такие чай обычно и не жалуют, предпочитая в компании пиво, водку и проч.

Мифологическую тему хотелось бы закрыть намеком из Конфуция. Учитель Кун говорил: «Преодолей себя, восстанови ритуалы».

HOT LINE
От Александра (home96@carrier.kiev.ua) до меня чудом добралось следующее письмо:

«Я очень люблю вашу страничку с инете и рассылку. Море полезной информации, а главное – материал подан в прекрасной форме, каждая заметка – некая ода, филиппика или просто эссе. Перечитываю их многократно и с большим удовольствием. Спасибо Вам.

Сам я очень люблю чай, но не являюсь «глубоким ценителем». Мне нравится «играть церемонии» в хорошей компании и с качественным чаем, но наедине с собой я неприхотлив, и могу опуститься до совсем бедовых сортов, хотя «вторяк» не пью никогда! Грех это.

Однако не для этого Вам пишу. Есть у меня один летний рецепт, который вы наверняка не одобрите и раскритикуете. Я сам умом вижу в нём море недостатков, но люблю его до дрожи. Получился он у меня спонтанно, было очень жарко и я толком не понимал, что творю. Вот он.

Жаркий день. Ужасная белая «офисная» кружка. Треть оной заливаем очень крепкой горячей заваркой индийского чая. Кладём одну-другую чайную ложку липового мёда и размешиваем его.

Сядем в тени, посмотрим на шипящую от зноя улицу. Возьмём горку кубиков льда, прикроем глаза и будем наполнять кружку кубиками доверху, слушая, как потрескивает лёд под ногами, то есть, в кружке. Когда кружка наполнена, напиток готов.

Пить можно залпом, жадно, а можно неторопясь, закусывая свеженарезанными лимонными дольками, кладя их на язык, вызывая нестерпимую кислоту во рту и заливая её чайной прохладой.

Такое вот летнее чайное извращение. Оно похоже на так называемый американский чай, но эти господа пьют его невыносимо жидким и совершенно несладким. Хотелось бы узнать ваше мнение, так сказать, диагноз, по поводу вышеизложенного.

Приятного вам чаепития!»

Александру отвечаем, что: а) спасибо за всяческие добрые слова! б) пить «вторячок» - это точно грех, а вот пить чаи невысокого качества – это прямая чаеманская обязанность. Во-первых, чтобы не зажраться на элитных сортах, а во-вторых, для познания, которое, согласно Аристотелю, начинается со сравнения; в) присланный рецепт был мною лично опробован... м-м-м... очень даже недурственно!!!

Офисная кружка очень даже оправдана, т.к. в данной ситуации играет роль термоса, сберегающего холод; крепкий, с горчинкой чай – освежает и бодрит; мед и лимон - для полноты букета. Ощущения приятные, и, немотря н мед, это все-таки больше прохлаждающий напиток получился.

ЗЫ: Этот же рецепт был опробован мною с крепким зеленым чаем. По-моему, еще вкуснее вышло ;-)))

ПРОСЬБА
В прошлой рассылке была моя сердечная просьба – если у вас есть свои любимые и оригинальные «фишки» к чаю, не требующие много времени и сил на приготовление - присылайте (почтовые адреса в начале и конце этого выпуска рассылки) свои рецепты, мы их с радостью опубликуем.

Просьбу я эту повторяю, т.к. из-за проблем с почтой сам собственную рассылку не получил, и также не получил ни одного вашего письма с рецептиками к чаю :-(((( Теперь жду-жду!!!

СВЕЖЕНЬКАЯ ЦИТАТА
Подвернулся тут свежий Вознесенский (книга: «www.девочка с пирсингом.ru»), там на с.65 читаю:

линза шарила по вазе
переплыли Лимпопо
ретро село на табу
азиатские безобр
чаю приложи к соску
дно остудит чай холо
«ти» любил Феорован
чай, по родине ску
НИИ бандформирова
комуфлирует сосо

куя характер победил Атос
учился чай прикладывать к соску

(Ай да Вознесенский, ай да воз не сенский! – К.С.)