чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
english site



чай :: выпуск 92 (16.11.01). д. шумаков

КАК ЧАЙ ПОПАЛ В СИБИРЬ
Совсем недавно мне из Иркутска привезли замечательную книжку – «Чай в Сибири», изданную в музее «Тальцы». В книжке – три статьи, одну из них я с удовольствием процитирую.

«Как чай попадал в Сибирь?

В настоящее время для того, чтобы привезти чай из других стран, можно воспользоваться услугами авиации, морским или железнодорожным транспортом. Но в прошлые времена такие средства передвижения отсутствовали. Как же тогда чай попадал в Россию, скажем, два-три столетия тому назад?

До середины 19 века весь чай, поступавший в Россию, ввозился сухопутным путем — на верблюдах, лошадях, мулах, быках — из Китая. Весь «чайный путь» можно разбить на две части: из Китая до Сибири и от Сибири до западной России. Каждый из отрезков пути был долгим и трудным. Судите сами. Прежде, чем попасть в Юго-Восточную Сибирь, сухому чаю надо было «проехать» более четырех тысяч верст (!) по Китаю и Монголии. В Китае чай сначала перевозился по воде — на джонках. Если первые партии с чаем отправлялись в июле, то только в ноябре они пересекали русско-монгольскую границу. За время своего следования товар несколько раз переходил из рук в руки. Кроме большого расстояния, были другие недостатки. Например, зависимость от погодных условий. Летом — жарко, зимой — холодно, неурожай трав — погибнут животные и движение грузов прервется на несколько месяцев. Добавьте сюда различные кражи, непредвиденные ситуации и вы поймете, насколько опасна была дорога из Китая в Сибирь.

Но вот товар доставлен на границу. Где именно он ее пересекал? Что с ним происходило дальше?

Еще Петр I в начале 18-го века пытался наладить торговые контакты с Китаем, но ему при жизни это так и не удалось осуществить. Только в 1727 году были заключены два договора, повлиявшие на развитие торговли между странами. Один из них устанавливал границы между государствами, другой основывал место для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой. Именно здесь, спустя год, возникает торговая слобода, названная Кяхтою. До возникновения Кяхты чай проходил через монгольскую торговую слободу Маймачен. Кяхта долгое время играла большую роль в экономике страны.

Жители приграничных районов издавна вели меновую торговлю, когда в обмен на меха получали чай. Постепенно в Кяхту прибывает все большее количество мануфактурных товаров, которые успешно конкурируют в Китае с английскими. Жительница Иркутска Е. Авдеева-Полевая в конце 19 в. писала в своих воспоминаниях: «Из России для Кяхты идут сукна, мерлушки, корсак, немецкие бобры, юфть, сафьян; а также изделия наших фабрик: затрапез, плис, зеркала, красные кораллы... Из пушных товаров: белка, лисица, соболь, хорьки... От китайцев получают: чай разных сортов, сахар-леденец, сухие фрукты, виноград, плоды, курительный табак и т.п.».

В 1854 году в Кяхте насчитывалось 58 купеческих домов, из них — 37 было сибирских с оборотом 5,8 млн. рублей и 21 из внутренней России с оборотом 4,5 млн. рублей. В 1858 году здесь проживало около 100 крупных купцов, среди них сибиряки составляли большую часть.

Большинство товаров из Кяхты по России перевозили в холодное время, когда выпадал снег и устанавливалась зимняя дорога. К тому же крестьяне в эти месяцы были более свободными от хозяйственных дел.

60-е годы прошлого столетия были неудачными для кяхтинской торговли. До этого времени торговая слобода была единственным поставщиком чая в Россию. Но в 1862 году появляется другой путь привоза этого продукта: из Китая по морям через европейские государства. Себестоимость товара, доставленного морем, была гораздо ниже себестоимости «сухопутного» чая. В 1869 году открывается Суэцкий канал, который еще больше удешевляет доставку грузов морем. Теперь западной России было выгоднее покупать «морской» чай. К тому же европейцы приступили к производству чая в своих колониях — в Индии и на Цейлоне. Однако сибиряки по-прежнему продолжали употреблять кяхтинские чаи. Во-первых, к их аромату и вкусу они сильно привыкли, а, во-вторых, для жителей Сибири цена на них была доступной.»

Автор статьи – Кривокурцева М.В. – низкий ей поклон.