чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: наши печальные дни...

Вот что пишет о потреблении чая британцами Ю. Семенов. «Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов о потреблении чая на Британских островах в канун XXI в., которые были собраны Британским советом по чаю, что находится в Лондоне на Гован авеню.

Англичане (население около 59 млн человек) ежедневно выпивают 165 млн чашек чая, что представляет собой почти три чашки на каждого, включая младенцев. До 90 % чая, выпиваемого британцами – чай в пакетиках. Четверть всего потребляемого молока выпивается с чаем.

Просто красивая чайная картинка из книги Мартины Киттлер
Просто красивая чайная картинка из книги Мартины Киттлер

98 % британцев пьют чай с молоком, но только 30 % добавляют в чай сахар.

На чай приходится 40 % от всей жидкости, выпиваемой в Британии.

Из всего потребляемого чая 86 % выпивается дома и 14 % – вне дома».

Сейчас, однако, потребление чая англичанами снижается. Весной 2002 года нам на глаза попалась статья «Чай без церемоний» (Известия), на основе которой мы подготовили этот блок раздела, посвященного английской чайной традиции.

Английские маркетологи провели исследование потребительских предпочтений, и оказалось, что жители туманного Альбиона, известные своим консерватизмом, почти полностью перешли на потребление чая в пакетиках. Современный темп жизни не позволяет тратить много времени на церемонии, и англичане в повседневной жизни все дальше отходят от традиций. Жители туманного Альбиона, как и все европейцы, почти полностью перешли на потребление чая в пакетиках. По данным маркетингового агентства Premier Brands, занимающегося изучением рынка напитков, на долю чая в пакетиках из каждых 10 выпитых чашек приходится 9. Традиционному листовому чаю, менее удобному в приготовлении, принадлежит всего 6 процентов рынка, то есть примерно одна чашка из 17. Около 2 процентов рынка приходится на растворимый чай. Когда мне два года назад знакомые из Лондона писали, что самый популярный там чай – это «Tetley», я не верил...

Но не стоит думать, что англичане вовсе отказались от чайника. Просто вместо листового чая они закладывают туда пакетик. Это не привычный нам пакетик с ниточкой (в Англии их называют «пакетиками на одну чашку», и на их долю приходится только 2 процента рынка), а большой пакетик для чайников, и на их долю приходится остальная часть рынка пакетированного чая.

Во многом новые тенденции в потреблении чая объясняются экономией: пакетик для чайника дешевле, чем с ниточкой и ярлычком. По статистике, каждый англичанин потребляет в год около 2,4 кг чая (это в 2,4 раза больше, чем в России). Покупая столько чая, начнешь, пожалуй, экономить. Чем объяснить такое большое потребление чая? Ведь и мы пьем его каждый день, а отстаем от англичан в несколько раз. Дело в том, что англичане любят очень крепкий чай. Поэтому в пакетик на одну чашку кладут 2,5 грамма чая, а в пакетик для чайника – больше 3 граммов. Для сравнения: в России нормой обычно считается 1,5-2 и 2,7 грамма чая соответственно.

Какие марки чая пьют англичане? «Популярностью пользуется чай, который обозначают термином «own label», – рассказывает Майк Джонс, специалист по потреблению чая. – Это множество марок чая, названных по имени магазина, в котором они продаются. Практически все крупные супермаркеты в Англии предлагают покупателям собственные марки чая – Sainsbury, Tesco, Asda, Safeway и т.д. Справедливости ради надо отметить, что в последние годы спрос на эти марки снижается. Говорят, что качество own label заметно уступает признанным брендам».

Так что вот. Когда-то давно, в рассылках, мы писали о том, что суетливость современной жизни погубит чайные традиции. Не хотелось бы. Но все к тому и идет.