чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site


чай :: чайное купечество. другие чаеторговцы

Поиски достаточно полной и подробной информации о других чайных купцах и чайных компаниях особым успехом не увенчались — однако мы пока не особо и напрягались. Когда-нибудь мы непременно разовьем эту тему, а пока предлагаем вашему вниманию небольшой винегрет (купаж, если хотите ;) из информации о чаеторговцах и чаеторговых компаниях.

Зал развески чая в московской развесной товарищества «Караван». all-photo.ru
Зал развески чая в московской развесной товарищества «Караван». all-photo.ru

К началу XX века чайная торговля в России достигла своего расцвета, на рынке работало значительное количество компаний, так или иначе, связанных с чаем. Среди них обычно выделяют следующие: «Петр Боткин и Сыновья», «Высоцкий и К: развеска чая», «С. Перлов», «Караван» (последнее объединило «Вогау и К», «Братья К. и С. Поповы», «Василий Перлов», «Климушкин»).

Еще одним лидером (с годовым балансом 11 миллионов рублей) чайного рынка до Первой Мировой войны был Торговый дом «Петр Боткин и сыновья», у истоков которого стоял Петр Кононович Боткин (1781-1853) начавший торговать чаем еще в екатерининские времена. К началу XIX века П. К. Боткин стал самым известным в России поставщиком китайского чая. Через год после смерти основателя, в 1854 году, был основан уже упомянутый Торговый дом. «Петр Боткин и сыновья» в числе первых начал завозить в Россию кантонский чай (через Одессу и порты Польши, которая тогда входила в состав Российской империи), индийские и цейлонские чаи. Фирма имела представительство в Лондоне, а 1869 году построила чаеразвесочную фабрику в Москве.

Во многих источниках упоминается П. И. Пономарев — владелец нескольких чайных магазинов (больше о нем, правда, ничего не пишут). Товарищество «Караван», которое, как уже отмечалось выше, объединило несколько фирм, владело, наряду с компанией Губкина-Кузнецова, заводами по производству кирпичного чая в Китае. Так же весьма заметной была компания «Василий Перлов», основанная в 1787 году. Она отличалась географическим размахом — 88 магазинов по всей России плюс поставка чая в Румынию, Австрию, Черногорию.

 Машина для оклеивания пачек чая («казённой бандеролью») в московской развесной товарищества «В.Высоцкий и Ко» . all-photo.ru
Машина для оклеивания пачек чая («казённой бандеролью») в московской развесной товарищества «В.Высоцкий и Ко» . all-photo.ru

Несколько подробнее следует, наверное, рассказать о фирме «Чай Высоцкий». Во-первых, нам постоянно попадается строчка «Чай Высоцкого, сахар Гродского, Россия Троцкого», авторства которой нам установить не удалось, но автор, безусловно, обыгрывал семитское происхождение всех трех персонажей. Во-вторых, эта фирма существует и до сих пор. И пытается вернуться на российский чайный рынок.

Вот официальная версия создания фирмы. В 1849 году, устав от плохого качества чая, предлагаемого в Москве, Клонимус Высоцкий открывает свой магазин, полки которого заполняет отменным чаем. Несмотря на кажущуюся наивность причины возникновения процветающей компании, мы в нее верим. В чайном мире у основ многих удачных начинаний стояли подвижники, ведомые светлой идеей. Так или иначе, но в 1904 году компания открыла магазин в Нью-Йорке (по официальной же версии — для снабжения русских переселенцев. Вот в это уже верится с трудом ;), чуть позднее — в Лондоне. После 1917 года из России компанию, конечно, попросили. И уже в 1936 году — Симон Сайдлер строит чайный завод в Палестине. Сейчас фирма работает в Израиле и возвращается на чайный рынок России. При этом нам попадалась информация, что при создании сортов чая «Высоцкий» ориентируется на вкусы выходцев из бывшего СССР. Не знаем, на что они там ориентируются, но то, что продает «Высоцкий» в наших магазинах, внимания пока не заслуживает.

Еще одну неприятность о «Высоцком» мы вычитали у Похлебкина, в статье «Чай и водка в России». Просто приведем цитату. «...Но даже эти беднейшие слои русского молодого рабочего класса сравнительно быстро разобрались в отличиях настоящего чая от фальсифицированного, и последний, производимый в основном фирмой Высоцкого, не получил распространения в Центральной России и сбывался главным образом на Украине, в Одессе, и отчасти в Петербургской губернии, но отнюдь не в чаепьющей Москве. В результате на Украине ещё более закрепилось отрицательное отношение к чаю, ибо там его не только не знали и не понимали в нём толк, но и, постоянно получая самые худшие, самые низкие сорта или даже подделки чая, так и не поняли, что значит настоящий чай».

Вот так вот. На этой противоречивой ноте мы закончим рассказ о чаеторговцах и чайных компаниях и перейдем непосредственно к продаже чая населению в России.