чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: чай в северной африке

В Африке чай наибольшее распространение получил на севере континента — в Марокко, Мавритании, Египте и Тунисе. Что стало тому причиной — распространение в эти странах исламской культуры, или постоянные и тесные контакты с чаепьющим миром — сейчас уже, наверное, и не определишь. Однако чай пришелся в этих странах весьма кстати и хорошо вписался и в климат и в образ жизни населяющих их народов (отметим, кстати, что кофе в этих странах пьют, все-таки, больше, чем чая).

Самой интересной и колоритной африканской чайной традицией является, безусловно, марокканская. До меня (Дениса Шумакова) ее отголоски докатились в виде сувенирного марокканского чайного набора, привезенного одной моей знакомой из Маракеша. Набор этот состоял из двух высоких конусовидных стаканчиков толстого стекла и десятка пакетиков зеленого чая с мятой. Причем пакетики эти были не бумажными, а тканевыми. И мяты в зеленый чай было положено достаточно много, возможно, даже, один к одному. Чай этот был испробован мною и в горячем, и в холодном виде — и произвел на меня чрезвычайно приятное впечатление. Я думаю, что на пустынных жителей он действует еще лучше — так как здорово освежает.

На самом деле, марокканская чайная утварь не ограничивается высокими толстостенными стаканами. Все чаепитие происходит на небольшом металлическом подносе (латунь или серебро) на невысоких ножках, который сам по себе может быть произведением искусства. Это те самые подносы, по которым долго стучат маленькими молоточками — после чего они покрываются удивительно запутанными рисунками. На этот поднос ставятся стаканчики, коробочки с сахаром (кусковым), зеленым чаем и мятой (в идеале — свежей, но можно и сушеной). В комплект входит еще и молоточек для колки сахара.

Воду для чая кипятят либо в чайнике на небольшой печке, либо в самоваре (который так русским словом и называют, но внешним видом он немного от нашего самовара отличается — в основном за счет богатой чеканки). Само же приготовление чая очень напоминает манипуляции факира.

Заварка в заварнике (тоже металлическом и чаще всего — высокий) заливается кипятком, после чего заварник примерно на минуту ставится на угли. Затем в него добавляется сахар (а иногда — и не добавляется) и листья мяты (добавляются обязательно). И все это настаивается еще минуту. После этого начинается то самое «факирство».

Чай из чайника наливается в стакан. При этом чайник держится высоко над стаканом — сантиметрах примерно в 20 — и стакан наполняется с бульканьем и пузырями. После этого чай из стакана переливается в чайник (уже с нормальной высоты). И так — три раза. Когда эта процедура выполняется умелым человеком, она преисполнена скрытого изящества и очень завораживает. Особенно неподготовленных европейских туристов ;) После этого чай пробуется хозяином.

На самом деле, после всех этих процедур у опытного мастера чай уже готов. И при наливании пенится, что является основным признаком качества. Но Восток не был бы Востоком (имеется ввиду не география, но культура), если бы чай сразу после этого наливали бы гостям. The Show Must Go On. После того, как хозяин пробует чай, он делает задумчивое лицо (как это умеют делать только восточные люди) и добавляет в чай заварку, мяту, сахар, снова подогревает чайник — короче говоря, получает удовольствие от процесса и доставляет удовольствие зрелищем. Считается, что прежде чем предложить чай гостям, хозяин должен попробовать его минимум три раза. Что, естественно, делает процедуру приготовления чая весьма длительной, но очень для всех приятной.

Когда представление окончено, стаканы наполняются напитком на две трети — чтобы можно было держать их за края — иначе горячо будет. При питии следует очень бережно относиться к аромату чая. На горячий чай не принято дуть, а сам чай принято пить, глубоко вдыхая аромат. Принято выпивать два стакана чая. От третьего уже можно отказываться — хотя предложить его нужно обязательно.

Ценность марокканской чайной традиции для нас состоит в том, что она воспроизводима в наших условиях гораздо легче, чем многие другие. И напиток получится в результате гораздо более привычный для европейца, чем чай тибетский или монгольский.

В Мавритании и Тунисе чай пьют примерно также — может быть, чуть упрощая приготовление. Вместо мяты часто используют майоран, вербену, померанцевую воду, амбру, базилик, герань, мускат, миндаль, кедровые орешки и всякие прочие ароматизаторы. Приготовлением чая занимаются, в основном, мужчины.

В Египте чай пьют совершенно иначе — из за синтеза традиционного пристрастия к кофе и английской чайной традиции, заимствованной в годы Первой Мировой войны. Чай пьют очень крепким — еще крепче, чем его пьют англичане. Возможно, тем самым египтяне желают его сравнять с кофе хотя бы по цвету. Чай пьют из обычных стаканов, к которым подается стакан кипяченой воды — запивать. К чаю могут подаваться мята и сахар — по вкусу.