чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: чай в организации

Чай в организации может выполнять две функции: он может являться стандартным напитком, предлагаемым посетителям в качестве стандартного жеста хорошего тона, и быть элементом корпоративной культуры организации. Начнем с первого варианта — он проще и распространеннее.

Итак, чашка чая (точно также, как чашка кофе и другая посуда других напитков) стала в современной бизнес-культуре неотъемлемой частью деловых встреч, переговоров, перекуров — и всех прочих мероприятий, сопровождающих простой человеческий «бюзинесс».

Естественно, для того, чтобы иметь возможность предложить своим партнерам или гостям стакан воды, чашку чая или кофе, в офисе должен быть набор чистых стаканов и бокалов, чайной и кофейной посуды. В крайнем случае, можно воспользоваться одноразовой пластиковой посудой и соответствующими принадлежностями — но чаще всего к одноразовой посуде прибегают только в случае прихода большого количества гостей.

Если вы предлагаете напитки своим гостям, то перед тем, как начнется встреча, следует поинтересоваться, что они предпочтут — чай или кофе. Напитки подаются через пять-десять минут после начала беседы. Кофе и чай можно подавать с молоком или сливками (в отдельном молочнике) и, естественно, с сахаром. Если планируется длительная встреча (или она стала таковой неожиданно), целесообразно объявить перерыв для чая или кофе.

Если организация проводит крупное мероприятие (конференцию, презентацию, семинар), то, естественно, необходимо позаботиться об организации кофе-брейков. Этот термин используется чаще, хотя, конечно, на этих самых «брейках» подается и чай и другие напитки. Кофе-брейки организуются и проводятся по банкетным правилам, описанным в предыдущих разделах. К чаю на кофе-брейках обязательно нужно подавать лимон — чай с лимоном целесообразно пить выступающему перед выступлением или в перерывах.

Если в организации допускается питие чая на рабочих местах, то, конечно, о чайных причиндалах может позаботиться каждый конкретный сотрудник. В идеальном варианте, организация может изготовить фирменную посуду. Целесообразно также устроить в каждом «чаепьющем» помещении небольшой чайный столик — все-таки, питие чая непосредственно за рабочим столом — вещь не очень правильная. Очень кстати будут также специальные источники горячей и холодной воды (из большой перевернутой пластиковой бутылки — кажется, они называются «кулерами») — они избавят офис от электрочайников.

И, конечно, чайная корпоративная культура может стать замечательным дополнением к общему имиджу организации — особенно в том случае, если организация работает с большим количество клиентов. Что нужно сделать для того, чтобы ваши реальные и потенциальные клиенты обалдели?

Во-первых, нужно завести специальную чайную посуду. Как это ни странно, но формирование «чайного имиджа» организации следует начинать именно с посуды — так как на нее гораздо скорее обратят внимание и, в отличие от чая, ее достоинства проще оценить. Посуда эта должна отличаться и от традиционной офисной посуды (это не трудно) и от традиционной чайной (это сложнее). Такая посуда может быть либо изготовлена на заказ, либо грамотно подобрана. Первый случай, конечно, круче, но... Едва ли вы быстро и просто найдете специалиста, который сможет такой заказ грамотно сформулировать и фирму, которая такой заказ выполнит. Конечно, логотипов на кружки нашлепают запросто — но это все не совсем то. Так что, возможно, целесообразнее подобрать готовую посуду — но оригинальную. Или просто красивую, выходящую за стандартные офисные рамки.

Во-вторых, конечно, нужно создать корпоративный чайный рацион. Существует, опять же, замысловатая возможность нашлепать на упаковки с чаем фирменных эмблем — но это уже будет полный выпендреж. Достаточно ограничится решением типа «У нас пьют только...», а вместо троеточия поставить название фирмы. Хорошо подойдут для формирования корпоративной чайной культуры чаи Ahmad, Twinings и Newby (последние, правда, пропали куда-то). Они достаточно разнообразны, выдержаны в едином стиле и, как правило, хорошего качества. Естественно, о наличии этих чаев и традиционных «фирменных закусок» придется кому-либо заботиться.

В-третьих, разумеется, всю эту корпоративную чайную культуру нужно продумать и внедрить. И это — самое сложное. Потому что необходимо решить:, когда и в каких местах будет питься чая, как и в каких случаях его предлагать клиентам и посетителям, кто за все это будет отвечать, каким будет фирменный рецепт — и так далее и тому подобное. В решении этих вопросом мы не будем давать рекомендаций — все слишком зависит от конкретного случая. Однако вопросы эти, безусловно, решаемы.

И вот когда у вас появится особенная посуда, из которой вы будете пить особенный чай по особенным правилам — все ваши клиенты станут постоянными, посетители — клиентами, а конкуренты срочно побегут в посудные и чайные магазины.