чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site


чай :: выпуск 184 (30.10.03). с. калинин

В этой рассылке: «Теастан» умер, а мы еще нет? — добротные цейлонцы — об этом сказано в календарях... (цитаты)

«ТЕАСТАН» УМЕР, А МЫ ЕЩЕ НЕТ?
Про мои ностальгические чувства, связанные с питием чая, выпускаемого уфимской чаеразвесочной фабрикой «Теастан», я уже писал. Башкирский (а точнее, индийский, цейлонский и вьетнамский, фасованный в Уфе) чай довольно добротного качества здорово выручал меня в бесчайные первые годы перестройки. Короче, это молодость, первые чайные открытия и восторги, это ...эх! (ах, ух, и т.п.)

Короче, этим летом, позвонили родственники из Уфы, с которыми мы не виделись уже лет надцать, и дипломатично поинтересовались, какой имено подарок прихватить при приезде (или по приезду?) в гости. Я, разумеется, заказал «хороший чай от «Теастана». На том конце телефонного провода возникла довольно долгая пауза, а потом прозвучал нерешительный вопрос: «А может быть мы какого-нибудь НОРМАЛЬНОГО чаю лучше привезем?» Нет-нет, настоял я, везите только уфимский... И вот (не считая по-прежнему качественного башкирского меда ;-))) в моих руках оказались три коробочки:

1) «Наша марка, крупнолистовой, из лучших сортов Индии и Цейлона». Чай черный байховый, сорт первый. 200 грамм, желтая пачечка с крупной эмблемой «Теастана» и традиционным слоном. На пачке красуется приклеенная сверху наклейка с медалькой Экспоцентр-2000. На обороте коробочки лирично так написано, что чай имеет восхитительный вкус и легкий, естественный аромат. «Гармония свежести горного воздуха Гималаев и энергия благоухающих субтропиков Цейлона — яркая особенность этого чая. Золотистый настой, доходчивый чайный вкус, богатство природных микроэлементов — полезны всем и каждый день». Плюс ниже рецепт заваривания, который мне переписывать влом ;-))), т.к. он не оригинален. Вообще текстовочка неплоха, копирайтеру — премия, но собственно вкуса чая это не исправляет...

2) «Золотой орел», цейлонский, высокогорный крупнолистовой. Чай черный байховый, сорт высший. 200 грамм, черная пачка опять же с крупной эмблемой «Теастана» и рисунком в виде взлетающего на фоне гор орла. Кроме того, пририсованы аж две какие-то медальки. Текст на обороте очень красиво говорит, что чай растет на высоте 900-1500 метров, «под влиянием неподвластных времени трех дружных стихий — Океана, Неба, Солнца». В результате заваривания обещается «...чайная мелодия с лучистым, золотисто-красного цвета, настоем и неповторимым, исполненным свежестью, ароматом...»

3) «Индийский чай. Коллекция изысканного чая». Черный, байховый, крупнолистовой, высший сорт. Это оказался самый любопытный вариант — купаж из ассамского чая (как сказано в текстовочке: «В Ваших руках — особая композиция из лучших сортов ассамского чая» ;-))), упакованный в картонную коробочку (всего 150 гр.). Кроме того, в картонную коробочку была вложена брошюрка, где описывались все чаи, входящие в серию «Коллекция изысканного чая» (Дарджилинг, Юннань, и, кажется, еще какой-то зеленый китайский чай). Кроме этого, в коробочку (запакованную в целлофан) был вложен пробник (!?!?!) — маленький пакетик с чаем. Вот этого юмора я совсем не понял — зачем же вкладывать пробник внутрь коробочки, если попробовать его можно только тогда, когда чай уже куплен и распечатан?!?!? Да, короче «...специально разработанная для этого чая коробка-шкатулка подчеркивает его красоту и защищает хрупкие отборные листья» ;-)))

Теперь мои дегустационные впечатления, которые, увы, оказались крайне безрадостными :-((

1. Внешний вид сухого сырья уже с первого взгляда вгоняет в тоску — все какое-то блеклое, серо-бурое, без «искры», типсов не видать даже в ассаме (№3). Остался загадкой размер листа: позиция №1 больше напоминала пыль для чайных пакетиков, позиции №2 и №3 более-менее тянули на BOP, но никак не на крупный лист.

2. При дальнейшей дегустации, вкус (аромат, цвет, терпкость и проч.) у позиции №1 вообще оказались какими-то... никакими, «нулевыми»! Чай просто пустой, пресный, безвкусный.

У позиции №2 вроде бы присутствовала родная цейлонская «крепость», но вот вкус оказался крайне пустым. Такое впечатление, что пьешь не чай, а некую травку, обладающую схожей с чаем терпкостью.

Позиция №3 просто огорчила... Признаю, крепость там есть, терпкость есть, насыщенный цвет настоя — тоже есть. Правда, нет характерного фруктового аромата; нет характерного красноватого оттенка ассамовоского настоя; и главное — нет характерного для ассама «солодового» привкуса!

Мысли такие: я тут недавно здорово веселился, увидев на пачке какого-то чая (кажется, дешевенький «Дженнингс») удивительную надпись «Чай ассамский», а на обратной стороне пачки — «собран и упакован в Цейлоне»! Моему счастью не было предела, это почти как «Дарджилинг. Вырашен и упакован в Мурманске» ;-)))

Короче, или «Теастан» изготавливает «изысканный» чай примерно таким же образом, или у них серьезные проблемы с составителями купажей и штатными дегустаторами...

3. Кстати, все эти минусовые минусы нельзя объяснить плохим хранением, старостью чая и проч., — он был свежайшего изготовления, судя по дате. Дегустировался и заваривался мною всеми возможными способами, но ключик к приличному вкусу так и не был мною найден :-((

Увы, мое субъективное резюме будет крайне грустным: последние несколько лет «Теастан» сильно сдает свои позиции по качеству (вкусовым характеристикам) чая. А молодость моя увядает, и количество чашек для снятия ностальгии приходится все увеличивать ;-)))

ДОБРОТНЫЕ ЦЕЙЛОНЦЫ
А теперь о вещах, которые меня если не порадовали, то, несомненно, утешили. Я продолжаю дегустировать всякого рода «народные марки» чая, в особенности цейлонского. Уж так сложилось на нашем чайном рынке, что продают значительно больше цейлонских чаев, чем моих любимых индийских. Вот Дарья Донцова — молодец! — у нее героини пьют исключительно цейлонский чай, крупнолистовой, без сахара ;-))) Я же неоднократно писал, что испытываю определенное предубеждение против цейлонских чаев — и это повод для работы над собой. Ибо у всякого правила должно быть исключение (аминь!), т.е. должен же я в конце концов обнаружить цейлонский чай, не уступающий лучшим индийским?! Продегустировал я в последнее время следующее:

1) Хеладив. Элитный Пеко, черный, байховый. 100 грамм, серая пачка с тремя нарисованными красно-буро-малиновыми чайными листками (как в разгар ферментации ;-)). На пачечке написано, что чай является победителем международных конкурсов «Продукт года 2000», «Лучший продукт на российском рынке 2001», «Лучший продукт 2002». Также на пачке указано, что чай легко узнать по оригинальным, как бы скрученным в спираль листьям, имеющим форму «барашков». Что еще? — чай произведен и упакован на Цейлоне, а подробности на http://www.heladiv.com

2) Хеладив. Стандарт OPA, черный, байховый. 100 грамм, серая пачка с тремя зелеными чайными листками. На пачке 2 медальки и немного информации на английском, при этом самым полезным фактом ;-))) является сообщение о том, что название чая происходит от слова «Хеладива» — древнего названия острова Цейлон. На пачке также есть установочная информация о том, что в результате нехитрых манипуляций должен получиться «медно-коричневый настой, обладающий приятным и слегка терпким вкусом».

Сразу напишу свои впечатления от обоих чаев. Они — ДОБРОТНЫ. Т.е. необычайно приятно осознавать (особенно после уфимских чаев), что все что написано на пачечке — правда!!! Элитный пеко — действительно качественный «проволочник», причем чаинка к чаинке! У обоих чаев настой красный, терпкий, вкусный, и что особенно порадовало, довольно гармонично сочетается вкус и аромат (обычно у цейлонцев напряг с ароматом). В общем, продукт очень приличный — завариваешь послабее и наслаждаешься ароматом и оттенками вкуса, завариваешь посильнее — и балдеешь от цвета и терпкости! Хо-ро-шо, добротная прочная четверка, но не пятерка, т.к. эти чаи меня ничем не удивили... Просто хорошие качественные цейлонцы.

3) Третий добротный цейлонец оказался у меня совершенно случайно ;-)) Это «Белощекий воробей» (классический утренний чай) из серии «Птицы цейлона», что выпускает ЗАО ТД «Рубин». Синяя пачка с нарисованой одноименной пичугой, 250 грамм, стандарт FBOP (то, что в коробке, стандарту соответствует ;-))). Вообще, «рубиновцы» молодцы, эта идея с познавательными птичками — довольно любопытный маркетинговый ход (пачки узнаваемы, понятна идея розыгрыша призов — отловить всех птичек ;-))).

Но я бы, например, усилил познавательную составляющую... Поясню. Кто в основном покупает чай? Правильно, домохозяйки. А кто в основном коллекционирует всяческую фигню, тщательно охотясь за самым редким покемоном? Правильно, дети. А кто в основном «спонсисрует» коллекции, которые собирают дети? Правильно, их мамы (т.е. домохозяйки). Элементарно, Ватсон, круг замкнулся. Если птичек на пачечках нарисовать, например, в стиле мультяшек-картинок-хентаек, а на обороте написать занятную сказку-энциклопедическую справку-загадку, а в качестве приза за собранные пачечки добавить красивый альбомчик для вкладывания всякой всячины (или там, силиконовую птичку, или сладкую птичку к чаю, или...), то получим мы что? А получим мы то, что мамы-домохозяйки будут не просто собирать птичек Цейлона, чтобы корыстно выиграть приз, а будут их собирать, чтобы доставить радость своим ненаглядным чадам. Готов спорить с кем угодно, что мотивация чадолюбия у домохозяек балла на 2-3 выше, чем голимая корысть ;-)))

Только не подумайте, что я иронизирую, или начитался Пелевина, или перебрал кофеина. Просто я маркетинговый гений (хотел в скобках поставить смайлик, но не стал, т.к. смайлик в скобках это просто какой-то неприличный иероглиф из компьютерной хираганы). За практически бесплатно подаренную маркетинговую идею господа из «Рубина» как честные люди просто обязаны: а) выслать нам ящичек чаю для дальнейших дегустаций и для порождения маркетинговых идей ;-))), или б) хотя бы ответить мне на вопрос — ну куда же все-таки делся замечательный дарджилинг в больших жестяных банках, который фирма Аджио-Рубин ввозила в страну еще в начале 90-х?!?!? Чай-то был очень позитивный, а потом пропал почему-то :-((

А теперь по существу... «Воробей» оказался довольно неплох, если бы не одно маленькое «но»... Вроде бы все соответствует, сухая заварка на уровне, настой цветет и пахнет, и вкусный и бодрящий, и все, в общем на твердую четверку (т.е. ДОБРОТНЫЙ цейлонец). Но на фоне «Хеладива» «Воробей» показался мне каким-то «сладким» и «тяжелым». Ради бога, не спрашивайте меня, что такое «сладкий» (возможно, это такое хитрое послевкусие) и что такое «тяжелый» (возможно, это особенности настоя, который получился из чуток передержанных при ферментации листьев) — я и сам толком не знаю! Это все мои тонкие и чисто субъективные органолептические осчущения! Но в целом чай очень неплох, рекомендую.

(На этом мое постижение цейлонского чай не заканчивается, продолжение читайте в следующем выпуске рассылки)

ЭТО СКАЗАНО В КАЛЕНДАРЯХ...
Недавно моя любимая мамочка, зная о моем увлечении чаем, принесла мне листочек из отрывного календаря (правда, почему-то от 23 ноября ;-)) неизвестного года), в котором содержится несколько цитаток про чай. Разумеется, что это был за календарик, и откуда взяты сами цитаты, история умалчивает...

Итак, цитаты:

«Томас Манн считал, что чай придает ясность духу. Бисмарк прдерживался мнения, что чаепитие способствует принятию лучших решений. Но... Чай также способствует и разводам, как свидетельствует английский репортер Джеффри Прайс.

Наследник британской короны принц Чарльз любит, чтобы послеобеденный чай заваривался не более трех минут. Он пьет его без сахара и без сливок. Принцесса Диана предпочитает чай, настоенный не менее 5 минут, в него обязательно должны быть добавлены коричневый сахар и молоко.

Агата Кристи клала одну ложку заварки на литр воды. «Это та самая доза, которая необходима для описания утонченного убийства», — объясняла она. Другой классик детективного жанра Альфред Хичкок во время съемок периодически потягивал цейлонский чай, считая, что он наиболее помогает работе мысли.

«Чай делает человека миролюбивым», — это уже мнение далай-ламы, и это, наверное, действительно так, потому что любителями чая были и Ганди и Альберт Швейцер. Казанова утверждал, что чай повышает потенцию».

PS: Как пел БГ «...это сказано в классике, сказано в календарях...» ;-)))