чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site


чай :: выпуск 196 (22.01.04). д. шумаков

ФОТОГРАФИИ
Я продолжаю делиться английскими чайными впечалтлениями, тем более что накопилось их за минувшие несколько дней предостаточно. Прежде всего, спешу сообщить, что я выложил на сайт все сделанные пока фотографии. Думаю, что за оставшиеся «английские дни» их больше не станет. Так что это — своего рода фотоотчет о чайном путешествии. Камера у меня, правда, старенькая... Тем не менее.

Две чайные. The Little Tea Room в Кембридже (о ней я писал в прошлой рассылке) и Оранжерея Кенсингтонского дворца (о ней я напишу позднее).

Магазин-музей Twinings на Стрэндстрит. О нем я тоже писал в прошлой рассылке.

Bramah Museum of Tea & Coffee. О нем много будет написано в этой рассылке.

Магазины сети Whittard. Очень я ими вспечатлился. Только еще не описал. Скоро ;)

The Tea House. Чайный дом недалеко от Ковент Гардена. Типичный чайно-фенечковый магазин.

Forthum & Mason. Магазин и Ресторан. На Пикадилли.

ХАРЛОУ. 13 ЯНВАРЯ. ИМБИРНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Еще собираясь в Англию, мы твердо решили, что купим там Имбирного Человечка, отломаем ему ноги и оторвем все пуговицы. Столь жестокие планы по отношению к этому кондитерскому антропоморфу были связаны с тем, что знакомство наше с Имбирными Человечками было ограничено просмотром мультфильма «Шрек». Ну а что там вытворяли с этим персонажем, знают, наверное, почти все.

Кроме откровенно садистских планов на Джинджермена (Ginger Man), мы имели на него еще и планы чайные. Было чрезвычайно интересно узнать, на что этот пряник (или кекс — мы еще точно не знали) годится в качестве чайной закуски. Короче говоря, при первой же возможности мы приобрели разных Имбирных Человечков. И стали их изучать.

Оказалось, что в английском фольклоре Имбирный Человечек занимает тоже самое место, что в русском — Колобок. Он от всех ушел (у него есть ножки), а лисичка его съела. Из-за такого архитипического места в культуре, Имбирные Человечки продаются во всех кондитерских отделах всех приличных магазинов. Да еще и в разных вариациях.

Имбирный Человечек — это пряник с имбирем, выполненный в форме человечка (хорошо объяснил). И с пуговицами. Пряник твердый — так что гибкость этого персонажа в «Шреке» является художественным преувеличением. Если имбиря в Человечке не очень много, то он — очень приятная закуска к чаю. Имбирь обостряет вкусовые рецепторы — и, пить чай, если он не общигающе горячий, становится приятнее. Вкус лучше улавливается.

Имбирные Человечки не являются традиционной английской закуской к чаю (хотя имбирь в выпечку, в том числе и чайную, здесь добавлять любят). И его употребление с чаем было нашей самодеятельностью. Удачной, как оказалось.

Да... Ножки, пуговицы и головы были отрезаны, оторваны и откусаны. При опытах потрадало больше десяти Имбирных Человечков.

ГРИНВИЧ. 14 ЯНВАРЯ. КАТТИ САРК
Гринвич часто упоминается в разных путеводителях и туристических справочниках, как одна из чайных достопримечательностей Англии. Потому что именно там стоит на приколе знаменитый чайный клипер «Катти Сарк». И по нему можно даже походить. И штурвалом поштурвалить, пока никто не видит.

«Катти Сарк» действительно красив — правда ему здорово не хватает парусов. Только вот с чаем он почти совсем не связан. Чайные клипера — это класс парусных судов. Однако возили они не только чай, но и почту, и шерсть. Так вот, при перевозках чая из Китая «Катти Сарк» никак себя не зарекомендовал — там блистали другие клипера. Звездный час «Катти Сарка» настал при перевозках шерсти из Австралии.

Но он — последний из чайных клиперов. И уже давно — без парусов. Будоражащим воображение мальчишек красавцем он остался только в серебре да на рисунках. Именно рисунок с изображением этого корабля обворожил меня лет в восемь — и я повторял его название, как магическое заклинание, делающее меня причастным к океану, парусам и ветру. Наверное поэтому смотреть на «Катти Сарк», ставший из клипера музеем, мне было чуть грустно. И даже шотландская ведьма из стихотворения Бернса, украшающая нос парусника, казалась мне вовсе не задорной и стремительной, а какой-то виноватой и немного жалкой.

Но она по прежнему держит в руке оторванный лошадиный хвост... Спасибо этому кораблю. Он очень много значит для меня.

ЛОНДОН. 14 ЯНВАРЯ. ЧАЙНЫЙ МУЗЕЙ
На английском этот музей называется «Bramah Museum of Tea & Coffee». Bramah — это, на самом деле, фамилия. Носящие ее люди вот уже на протяжении нескольких поколений занимаются чаем и кофе. А в 1998 году открыли музей. Музей этот находится недалеко от театра «Глобус», работает с 10 до 18 часов и представляет собой совершенно замечательное явление (у этого музея есть сайт. Вот его адрес: http://www.bramahmuseum.co.uk. Он не особенно информативный, но все же).

Фактически, музей состоит из четырех частей. Музея чая, музея кофе (о котором я рассказывать совсем не буду), чайно-кофейно-посудно-книжного магазина и чайной (или кофейни — это кому что больше нравится). Билетик в музей стоит четыре фунта, детям и членам профсоюза — дешевле. В музее можно фотографировать все, кроме историй, сопровождающих экспонаты. Истории эти, кстати, достаточно интересные и подробные, так что бережливость администрации музея понять достаточно легко.

Экспозиция чайного музея постоена очень приятным способом. С одной стороны, в ней присутствует некий порядок — разделение по странам, например. С другой стороны, этот порядок не очень строгий — и там, где простая куча экспонатов смотрится живописно, они свалены в эту простую кучу.

Начинается экспозиция с коллекции заварочных чайников — как китайских, из исиньской глины, так и всяких других. Полки с этими чайниками с одной стороны, и чайные машины разнообразного назначения с другой образует своеобразные ворота, по которым, собственно, и входишь в музей. Я не буду пытаться передать в рассказе точный план музея, расскажу только о тех экспонатах, что мне особенно запомнились.

1. Восточная (китайско-японская) часть музея достаточно скромна. Небольшой набор экспонатов и достаточно краткие пояснения отдают должное Китаю, как родине чая и Японии, как стране, превратившей чаепитие в искусство. И все. Музей, все-таки, английский — так что и основная часть экспозиции посвящена чаю в Англии (и, в меньшей степени, чаю в Европе).

2. Русская часть экспозиции соседствует с восточной. Ее главными экспонатами являются самовар (естественно) с настоящими сушками и баранками, и большая чайная баба, изображающая пышную женщину — скорее всего, купчиху. Кроме этого, в русской экспозиции есть немного гжели, пяток матрешек, модели самоваров, еще чайные бабы, бутылка водки, палеховский поднос и шикарные шоколадные конфеты: «Аленка», «Мишка косолапый» и т.д. Вообще, небольшой русский стенд в сочетании с самоваром и крупной бабой, оставил очень приятное впечатление. Понятно, что он немного попсоватый — но совсем немного, без перебора. Все стереотипы учтены, никаких перегибов нет. И, что самое главное, гжели немного. А то я ее, грешным делом, недолюбливаю.

3. Совершенно шикарная, хоть и небольшая, часть экспозиции посвящена немецкому и австрийскому фарфору. Именно рядом с этими чайниками, чашками и прочими причиндалами, понимаешь, что именно Германия и Австрия являются родиной европейского фарфора. Изящные формы, причудливые расцветки, необычные конструкции и очень интересная роспись — и все это на каких-то пятнадцати-двадцати предметах. Причем мастерство, с которым выполнены эти экспонаты, как бы отделяет их от функциональности чайной утвари. Смотришь на чайник, и понимашь, что чай в нем заваривать нельзя. Можно им любоваться, хвастаться, восторгаться, но заваривать чай — нельзя. Все эти причиндалы и так являются самодостаточными.

4. В музее я открыл для себя неизвестный ранее чайный жанр: чайные карикатуры и иллюстрации. Они в музее развешены по стенам и очень интересны. Я, честно говоря, даже на предполагаю, где могли размещяться эти веселые картинки (значительная часть сюжетов связана с переполохом за чайным столом, во время которого вся сервировка оказывается на полу). Но разглядывать их — сущее удовольствие.

5. Самый большой чайник в мире. По меньшей мере, так на нем написано. Он фарфоровый или фаянсовый (в таких объемах я плохо различаю эти материалы) и действительно очень большой — примерно в половину человеческого роста.

6. Индийская и цейлонская часть экспозиции умилительна. Улыбчивые индианки, большие картинки, заставляющие вспомнить букварь (но о чае), иллюстрации из колониальной жизни — и все это выполнено такими яркими красками, что невольно начинаешь думать о солнце, море и ярко-зеленых чайных листьях.

7. Чаи. Коробочки, баночки и пакетики с чаями занимают несколько стендов. И вот на этих стендах глаза разбегаются окончательно и бесповоротно. Причем интересно не только смотреть на то, какие бывают чаи, но и на то, какими они были раньше. Эволюция чайной упаковки могла бы стать предметом увлекательнейшего исследования — и я очень жалею, что не имею возможности такое исследование провести. Кстати, среди известных и совершенно неизвестных марок чая на отдельном и весьма приметном месте стоят две пачки с грузинским чаем. С тем грузинским чаем, звездный час которого пришелся на 1970-е года.

8. Чайная утварь (относительно современная). После изучения нескольких стендов с разнообразными чайными причиндалами, придуманными в XX веке, я понял, что старинная чайная утварь знакома мне много лучше, чем современная. Ну вот, например, среди прочих экспонатов присутствуют электрические чайники, совмещенные с часами. Скорее всего, часы могут выполнять роль таймера — хотя это совершенно неочевидное их использование. Или заварочные чайники всяческих причудливых форм — в виде комодов, животных, автомобилей. И все — красочно расписанные. Или масштабный кипятитель (назвать столь масштабную конструкцию «кипятильником» просто язык не поворачивается) для воды, состоящий из четырех соединенных между собой сосудов желтого металла. Одним словом — всякая приятная чайная всячина.

Вот. Но это все — цветочки. Есть в этом музее один стенд, котрый меня приворожил. И подарил мне новую мечту, по силе и чистоте сравнимую с детской. На этом стенде собраны чаные чашки, в конструкции которых предусмотрена специальная держалка для усов. Как человек, усы которого время от времени отрастают и начинают очень неопрятно макаться в чашки, я проникся таким усовершенствованием. Пить из такой чашки, наверное, не особенно удобно. Но смешно. И еще как-то солидно, что ли...

Одним словом, я теперь хочу такую чашку... Набравшись всех эти музейно-чайных впечатлений (очень сильных, честное слово), мы отправились пить чай в чайную при музее. Посещению музея предшествовала поездка в Гринвич, во время которой мы изрядно промокли и продрогли — так что мы, не сговариваясь, заказали по Лапсанг Сушонгу, к которому взяли Tea Cakes и Scones с джемом. Чайные кейки были традиционно хороши (хотя с соленым маслом они вкуснее, чем с несоленым). А вот Scones (этот такие лепешечки с изюмом, также считающиеся традиционной чайной закуской) нам совсем не особенно понравились — другая культура, ничего не поделаешь ;)

Во время чаепития мы внимательнейшим образом изучили меню-буклет, в котором, кроме списка напитков и закусок, была рассказана история семьи Bramah и описана английская чайная церемония. Последняя информация чрезвычайно меня заинтересовала — я перескажу ее в следующей рассылке. А рассказ о музее я завершу описанием одного простого события.

Когда мы уже собирались уходить, в музей (через одну из потайных дверей) вошел владелец. Я совершенно бесцеремооно сравнил его с портретами его родственников на меню и понял, что он — тоже Bramah. Так вот, этот замечательный пожилой дядька обошел свои владения, перебросился парой слов со смотрителем и официанткой, побеседовал с гостями, полистал книгу отзывов и, удовлетворенный, удалился.

И я понял, чем я хочу заниматься. Я хочу быть владельцем такого музея. Чтобы собирать в свое удовольствие экспонаты, подбирать рецепты чая и выпечки, сочинять чайные истории и составлять невероятные экспозиции. А вечерами наведоваться в музей, подсаживаться к знакомым гостям, читать отзывы и со тихой радостью усталого мужчины смотреть, как угощает посетителей чаем симпатичная официанка-полячка.

Ну, ничего. Мне еще только 31. Наверное, я еще успею ;)