чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 199 (12.02.04). с. калинин

ЛИРИЧЕСКОЕ...
Вот что я вычитал на пачечке чая «Чайная долина» (об этом чае см. ниже):

«Одна из заповедей чайной философии гласит: чай – это бережливость, он учит находить комфорт в простом и скромном, это приятное без излишеств, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармония, душевность и миролюбие, открытость и доброта, сдержанность и сомнение. «Сомнение – полпути к мудрости» (Пубилий). Крупнолистовой чай обладает букетом тончайшего вкуса и изысканного аромата, сохраненного для вас в цельных листочках чая, которые при заваривании раскрываются, словно душа».

Вот про «раскрываются, словно душа» – особенно хорошо!

И СНОВА ЦЕЙЛОНЦЫ!
Вот оно это чудо: длинно упакованные четыре пачечки сортового цейлонского чая «Tea Gardens of Sri Lanka» от фирмы Batik (www.batiktea.com). Мы очень долго ходили с Шумаковым вокруг да около, но с денежками был напряг, и тревога за то, кто же купит сие коллекционное чудо, стоявшее в единственном приличном магазине города (!) в единственном экземпляре (!!!), все усиливалась. К сожалению/к счастью (нужное подчеркнуть), никто из коварных аборигенов не польстился на «исклюзивные» пачечки, и посему, через какое-то время, мне все же удалось ими овладеть ;-)))

Перечислю и сразу опишу свои впечатления. В наличии мы имеем (все пачечки по 100 грамм; все мелколистовые):

1) NUWARA ELIYA (черная пачечка). На пачке написано, что растет это удовольствие на высоте свыше 2000 м., при заваривании образуется светлый настой с прекрасным вкусом и ароматом. Да, еще, авторы пачки рекомендовали пить это дело с лимоном, лаймом или апельсином, а также с добавлением молока. Скажу сразу – этот чай из всех четырех имеющихся в наличии понравился мне более всего! По всем своим характеристикам (цвету, вкусу, аромату, терпкости и т.п.) этот чай вполне сопоставим с качественными дарджилингами. Пить его было сущее наслаждение! Цветочный аромат необычайно сильный, но не такой, как у дарджилинга, скорее ближе к кимунам или непальскому чаю. Вообще, чай NUWARA ELIYA оказался на редкость тонким и изысканным, доставив мне сущее наслаждение!

2) UVA (малиновая пачечека). Растет на высоте 4-5 тыс.м. в горах восточного Цейлона. Также на пачечке указано, что благодаря своим уникальным вкусовым и ароматическим свойствам данный чай используется для облагораживания многих чайных купажей. Рекомендуют заваривать это чудо 3-4 минуты и просто пить ;-))), хотя можно и с сахаром (по вкусу). С этим чаем мне было особенно интересно разобраться, т.к. было с чем сравнивать: в последнее время я довольно регулярно потребляю «Уву» от Master Team, и даже когда-то писал об этом чае в рассылке. Так вот УВА от «Батика» мне понравилась гораздо больше, благодаря одной маленькой, но яркой, специфической фишечке. Дело в том, что по вкусу и аромату и батиковская и мастертимовская «Ува» вполне сопоставимы и очень похожи... Но! У батиковской «Увы» есть совершенно расчудесное послевкусие – это легкий, но довольно устойчивый «холодок» на нёбе. Эдакая чуть мятная нотка, но удивительно приятно! У мастертимовской «Увы» подобного освежающего эффекта я не заметил, хотя на фоне остальных рядовых цейлонцев и этот чай весьма достойный.

3) RUHUNU (темно-синяя пачечека). Ruhunu – это такой цейлонский ассам ;-))) Кроме шуток, они очень похожи – черный, насыщенный, термоядерно терпкий чай и даже слегка что-то солодовое различается. Видимо, из-за этой зверской крепости его и рекомендуют пить со сладостями и молоком. Также на пачечке написано, что собран он с джунглевых плантаций (tropical rain forest) цейлонщины. Здесь у меня также была возможность заняться сравнительным анализом, т.к. буквально на днях была допита пачка мастертимовского Ruhunu. Здесь получается ситуация немного иная: мастертимовский чай тоньше и изысканней (при этом терпкость и «нефтяная чернота» настоя не страдают), а вот батиковский чай явно погрубее – аромата в нам маловато, зато терпкость такая, что аж челюсти сводит! (и это даже у такого любителя крепких чаев как я ;-))) Впрочем, под сладости и прочую колбасу, а также с зимним добавлением лимона, меда и капли бальзама, батиковский ruhunu оказался просто неотразим.

4) KANDY (бежевая пачка). Могу сказать одно: люди – нас обманывают! Это я про «всенародную» марку «Принцесса Канди» от «Орими Трейд»... Вот про батиковскую «Канди» писать довольно сложно: там все довольно ровное, сбалансиированное и гармоничное – и вкус, и аромат, и цвет настоя... Но качество этого «ровного» – значительно выше среднего! Чай вкусный и пьется легко. А вот с оримевской «Канди» вечно какая-то беда: то аромат отсутствует напрочь, то вкус травяной, то крепости никакой, то... :-((( А тут (спасибо «Батику»!) я хоть узнал, что «Канди» – вполне приличный чай! Кстати, на пачке поясняется, что Канди – это древняя столица Цейлона, расположенная в центре острова.

ПЛЮС 2 ИНДУСА
Кроме задегустированных цейлонцев мною были опробованы еще два индуса отечественного происхождения ;-))

1. Я офигел! – это про чай Darjeeling Extra Quality от «Майского чая» (темно-зеленая жестяная баночка 100 гр). Куплен за какие-то просто смешные деньги (то ли 50, то ли 60 руб.), но чай просто превосходный! Если уж сильно придираться, то м.б. он лишь слегка грубоват – аромат не тонкий, а такой, что на весь подъезд чувствуется ;-))), и м.б. с терпкостью чуток перебор, но я такое и люблю ;-))) Короче – шедевр! «Майскому чаю» – большое человеческое спасибо, наконец-то он (на фоне своих достаточно простеньких и каких-то безликих в последнее время чаев) меня-старика удивил и порадовал. Присуждается «Майскому чаю» медаль имени меня, отчеканенная на крышечке от коробочки (чайной)!!! Всем – пить!

2. Наконец-то наткнулся в нашей скудной торговле на чай от «Чайной долины»: желто-коричневатая пачечка 100 гр., нарисовано что-то а-ля «taoist painting», но не «горы и воды», а нечто типа плантаций. Написано: «Чайная долина. Чай черный, крупнолистовой, байховый, индийский, 100 гр., высший сорт». Что еще любопытно, чай, представленной мытищинской компанией «Авалон», маркирован не ГОСТом, а ТУ, что само по себе интересно, т.к. можно нарваться как на редкостную гадость, так и на нечто любопытное. Ну вот, после того, как я вас заинтриговал, я сделаю небольшое рассуждательное отступление...

Надо сказать, что на «Чайную долину» я обратил внимание благодаря их рекламе (речь про TV). Понимаю, что профессиональным рекламщикам мои дальнейшие рассуждения покажутся, мягко говоря, наивными, т.к. я тут несколько в стороне от брэндинга, позиционирования и прочего таргетинга ;-))) крупных российских компаний. Но мнение имею ;-))) Так вот, российская реклама чая в основном рассчитана на массового потребителя и рекламные посылы (messages) тут могут самые разные: семейное единство («Беседа»), комсомолистский ура-оптимизм versus работа («Брук Бонд»), аристократизм и «англомания» («Ахмад»), ну и т.п. «Майский чай» и «Лисма» по-моему как-то излишне упирают на лубочно-восточную тему – пляшущих слонов, простите, индианок ;-))) и прочие разноцветно-кришнаитские штучки ;-))) Короче, попса кругом :-((( А внимание на TV-рекламу «Чайной долины» я обратил как раз потому, что она была выдержана в духе восточно-мистически-романтическом-таинственном (как хотите, так и понимайте ;-))), а я сам себе фокус-группа ;-))).

Как это ни парадоксально, но реклама «Чайной долины» по духу даже ближе к типовой рекламе кофе (разумеется, «отрывайте ярлычки, ярлычки!» не в счет ;-))), где нещадно эксплуатируется «романтика» – полумрак, живой огонь, тайны и чувства, неожиданности и озарения, Он и Она, вернее Она и Он (т.к. кофе – напиток для истеричек ;-))). Так вот я утверждаю, что в чайной рекламе потеряна одна важная тема – романтический, мистический, таинственный зов Востока. При этом стилистика может быть и романтически-кофейная, а антураж не попсово-индийский, а сакрально-китайский или японский. Умозрительно я могу полагать, что сегмент потребителей, клюнувших на данную рекламу, будет не маленьким. Во-первых, на восточной мистике в период советских запретов на христианство воспитано целое поколение «дворников и сторожей» (молодежь 1980-1990 годов), многие из которых, кстати, сейчас выбились в средний класс, т.е. «могут позволить себе позволить...» Во-вторых, массовый потребитель-обыватель и продвинутый причастный-к-восточному любитель чая потребляют его совершенно по-разному. В смысле, и культура пития совершенно разная и объем потребления несопоставим. Обыватель, угощая чаем, с гордостью говорит: «Он еще совсем свежий – всего три дня назад заварил, всего пять раз кипятком промывал». Более-менее продвинутый чаеман всегда заваривает свежий чай, и пьет его раз 5-6 в день. В-третьих, понятно, что относительно продвинутые чаеманы в столицах могут зависать в чайных клубах или приличных восточных ресторанчиках. А в провинции куда податься бедному пост-интеллигенту!? Вот именно на таких людей и должна быть рассчитана «восточно-романтическая» реклама среднего по цене и качеству чая.

У наших рекламщиков почему-то подобная «восточная» тема не популярна. Полагаю, что она довольно сложна: тут нужна точная грань между откровенной попсой и излишней замудренностью. Но кажется мне, что «Чайной долине» их TV-реклама удалась именно в таком правильном духе... А что касается самого чая, то он весьма неплох. Это как раз добротный индийский чай добротного среднего качества. Даже ТУ-стандарт не подвел, все оказалось очень прилично. Чай среднелистовой, местами просматриваются типсы, цвет настоя очень насыщенный, довольно терпкий, послевкусие слегка цветочно-фруктовое, сладковатое. Короче, остается пожелать «Чайной долине» побольше красивой рекламы и качественных чаев!

ЧАЙНЫЕ КУРЬЕЗЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. РАЗ
Павел Яковлевич Башуцкий, петербургский комендант и любимец Екатерины II, производил впечатление человека недалекого и стал участником многих нелепых историй, однако на деле был ловким и хитрым царедворцем, умевшим развеселить власть имущих и тем снискать их расположение. В один из вечеров Екатерина II в Зимнем дворце в узкому кругу принимала гостей, и сама разливала чай. Первую чашку она налила французскому посланнику, и он, принимая чай из рук государыни, учтиво сказал: – Votre Majeste, cette tasse vous resemble! (Ваше величество, эта чашка похожа на Вас!) – Comment, mon cher? (Почему, мой милый?) – с удивлением спросила императрица. – Elle est comme vous plein de bonte (Она, как и Вы полна доброты) – закончил француз свой изысканный комплемент. (Каламбурчик, bonte – доброта, bon the – хороший чай). Екатерина одарила посланника улыбкой, а Башуцкий, который при сем присутствовал, проворчал себе под нос, но так, что слышали другие: – Погоди, мусье, погоди! И мы сумеем сострить не хуже тебя! На следующее утро Екатерина пригласила Башуцкого на утренний кофе. Когда императрица сама разлила кофе и подала Башуцкому чашку, он засуетился и выпалил свою остроту, по-французски, разумеется: – Ваше величество, эта чашка похожа на Вас! Она, как и Вы, наполнена хорошим кофе!

ЧАЙНЫЕ КУРЬЕЗЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. РАЗ
В 1783 году у бригадира Дьяконова родился внебрачный сын, его мать была крепостной. Крестили ребенка в Копорье, при крещении дали имя – Орест, а фамилию – Копорский. Воспитывал мальчика тоже крепостной, Адам Швальбе. Он рано обнаружил у Ореста талант к рисованию, и мальчика отправили учиться в Академию художеств. Там фамилию «Копорский», казавшуюся в те времена неблагозвучной, заменили на «Кипренский», может быть оттого, что нищее Копорье было знаменито «копорским чаем» – чаем из листьев кипрея. В Академии один из учителей Кипренского, Дойен, внушал своим воспитанникам: «Изучайте лица людей и краски своего века, если хотите стать живописцами». Кипренский последовал этому совету, созданные им замечательные портреты Евграфа Давыдова, Челищева, четы Ростопчиных, а также лучший портрет Пушкина («Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит») составляют золотой фонд русской живописи. Однажды Кипренскому посоветовали написать портрет всесильного Аракчеева. – Писать его надо не красками, а грязью и кровью, – ответил художник, – а таких вещей на моей палитре нет.

С сайта «Питерские байки».