чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: форум : обсуждение статей


Пишет Guiganlanshi, 2010-09-21

Обсуждение статьи: выпуск 528 (21.09.10). д. шумаков (http://teatips.ru/...)


Отвечает Guiganlanshi (guiganlanshi@gmail.com), 2010-09-21

Денис, по-моему, у тебя получилась отменная рекламная статья для нашего проекта "Чайное Путешествие". Но ситуация выглядит на самом деле не так плачевно. Не скажу за Тайвань, но по крайней мере комфортные и познавательные чайные туры в Ханчжоу или У И Шань - это уже реальность. Полагаю, что тайваньцы в плане чайного туризма даже поотстали от материкового Китая. Каждая вторая новость из чайного чайнанета в том или ином виде упоминает чайный туризм.


Отвечает Guiganlanshi (guiganlanshi@gmail.com), 2010-09-21

Да, и с открытостью информации с нашей стороны всё в порядке обстоит, как раз наша фишка в том, чтобы сообщить покупателю максимум возможного.
Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев покупателю это гораздо менее важно чем сам вкус и аромат того чая, который он покупает.


Отвечает mo2, 2010-09-21

Цит.
Изменения, которые происходят с чаем в процессе правильного хранения, по степени своего влияния на вкусо-ароматические характеристики продукта часто оказываются менее заметными, нежели изменения, обусловленные климатическими условиями. /цит.
А на зеленом чае удалось проверить это утверждение?


Отвечает Денис Шумаков, 2010-09-21

Нет, на зеленом не проверял. Из долго хранимого (больше года) зеленого чая пил только порционный, который под азотом хранится. Категорично утверждать не могу, но мне показалось, что в процессе хранения вкус и аромат чая практически не изменились. Но специально со свежим чаем я его не сравнивал.

На чаях типа высокосортного Лунцзина или там Билочуна не проверял вообще.


Отвечает Алексей Чураков (puer.ru@yandex.ru), 2010-09-22

Цитата
Полагаю, что и через пять лет заложенный на хранение-выдержку улун можно будет пить с изрядным удовольствием.
Конецитаты

Боюсь простое вакуумирование чая окислительные процессы не в силах остановить.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-09-22

Конечно. Но все равно чай останется чаем. И вкусный будет, скорее всего. А все происходящие в нем изменения можно полностью саналогизировать с изменениями, происходящими в процессе выдержки в вине. На миллезимность продукта это не влияет.


Отвечает satori, 2010-09-22

"Но информационная закрытость чайной торговли и производства чая связана не только с тем, что чай — это достаточно дешевый продукт и запариваться на его качественное информационное сопровождение никому неохота (хотя именно информационное сопровождение чая, на мой взгляд, позволит поднять чайную культуру на высоту, сравнимую с высотой культуры винной). "

Денис, а ты считаешь, что чаи, достойные интереса, дешевле вин, достойных интереса?
Хотя,.. как сравнивать?.. По цене за стакан?
За вина не скажу, но что чай, что виски при интересе глубже потребительского денег отнимает заметно :(


Отвечает Guiganlanshi (guiganlanshi@gmail.com), 2010-09-22

Кстати, вспомнил о ещё одной связи вина и чая. В июле или августе на Тайване прошла очередная туристическая конференция, и там один профессор каких-то общественных наук сделал доклад о развитии тайваньского чая и чайного туризма. В качестве примера грамотного подхода профессор предложил рассматривать культуру французских вин. Так что миллезимность и терруарность чая вполне можно рассматривать по аналогии с винами.


Отвечает satori, 2010-09-22

"Если этого не произойдет, то в чае плебейско-функциональная часть его сущности будет все больше доминировать над частью культурно-гастрономической."

Все это так конечно.
Но я вот еще что думаю... Если алкорынок можно назвать организованым, т.е. худо-бедно давно все поделили и существует порядок, в котором можно ориентироваться, то что творится... ну хотя бы, в Китае? Десятка два-три крупных производителя, которые контролируют ситуацию на расстоянии своей досягаемости, а дальше? "Крестьянские семейные традиционные шены", "пуэры с дикорастущих деревьев заоблачных утесов", "монастырский чай" и т.д и т.п. Вот интересно, а какова пропорция в общем реальном объеме производства между культурными производителями и дикими? Это я к тому, что крестьянам этот "культурный рынок" - как козе баян.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-09-22

По цене за литр готового напитка, конечно.

Ну или за стакан. Это как удобнее.

При любом раскладе почти весь чай окажется дешевле водки.


Отвечает satori, 2010-09-22

"По цене за литр готового напитка, конечно."

Ай, виноват!.. Тогда конечно.


Отвечает Guiganlanshi (guiganlanshi@gmail.com), 2010-09-22

2 Сатори
Саша, я не знаю, как это происходит в европейском виноделии, но китайские чаеводы заинтересованы только в одном - как подороже и побольше продать собранное сырьё. Продают его они не туристам, а специальным закупщикам, работающим на себя или на фабрику, которая их наняла.
Эпоха диких производителей уходит, а у цивилизованных производителей на уме должно быть такое явление, как увеличение производственной цепочки, которое влечёт за собой рост прибавочной стоимости и доходы. Поэтому эта цепочка уже не может упускать из виду такое явление как чайный туризм.
Информационная закрытость чая - это не китайское, а российское явление. Я вряд ли забуду того весеннего доброжелателя, который отговаривал меня возить моих покупателей в чайные места.
Кстати, монастырский чай (а точнее даосский и буддийский) - это уже бренд, а не общее обозначение "сакральных" или энергетически мощных сортов чая.
А шен из домика в деревне это конечно романтично, но совершенно не практично на уровне долгосрочного чайного бизнеса.


Отвечает satori, 2010-09-22

2 Guiganlanshi -
1. Не, "монастырский чай" и остальные я в кавычках вспомнил исключительно по той причине, что при их упоминании инстинктивно вспоминаешь мыл ли ты сегодня уши... бо сейчас тебе туда столько вского зальют!
Не отрицая самого чая по сути хочу заметить, что приведенные словосечетания - своего рода ступень развития девственниц, осликов и пр. атрибутов чаебаек, как "нагрузки" к необоснованно дорогому чаю.

2. "Информационная закрытость чая - это не китайское, а российское явление."
Извини, неубедительно... Как минимум десяток-два форумчан торчит в Китае и китнете безвылазно, но при этом часто ветки кончаются резюмом "фиг знает, правду нам все равно никто не скажет".
Я так подозреваю, что "информационная открытость" напрямую зависит от степени организации рынка. Возвращаемся обратно: какая доля его организована?


Отвечает Guiganlanshi (guiganlanshi@gmail.com), 2010-09-22

Саша, фраза "фиг знает, правду нам все равно никто не скажет" вовсе не означает то, что эту правду трудно отыскать. Она означает то, что ищущий либо опустил руки, либо вообще не искал.
При этом я не утверждаю, что в китнете совсем нету белых пятен, они безусловно есть. Но точно могу сказать, что у нас их гораздо больше. И дело даже не в нашей оторванности от информационных потоков, а в банальном нежелании людей транслировать имеющуюся информацию - в этом контексте вышеприведённая фраза является прекрасной отмазкой.
А проценты организованности чайного бизнеса в Китае - тут уже сами китайцы склонны их несколько преувеличивать. Но там, где есть такое явление, как чайный туризм, чайный бизнес точно организован.


Отвечает Vera, 2010-09-22

Денис,
даже если и передранный из винных тем, пассаж про очарование места действительно очень красив)


Отвечает Сергеев (sergeev@tdsergeev.ru), 2010-10-01

2 Сергей Анатольевич
Уж где-где, а на Тайване с информацией о происхождении чая, а также и с чайным туризмом все тип-топ. Заходите на сайт отслеживания сельскохозяйственной продукции http://taft.coa.gov.tw/... , вводите код со специальной зеленой наклеечки, которой снабжаются все тайваньские с/х продукты, включая чай, и можете увидеть всю его терруарность, фото фермера и его биографию, и даже веб-камеру на поле. Что до чайного туризма, то на Тайване действует правительственная программа по поощрению сельского туризма, городские жители едут табунами в село пожить и потрудиться в поле от одного дня до месяца. А вопиющая ассортиментная бедность тайваньских чайных магазинов обусловлена тем, что очень многие жители городов предпочитают заказывать себе чай у крестьян. В чайные туры "по крестьянам" ездят группами и самостоятельно. Для "дикарей" издаются специальные путеводители по чайным местам. А что рядом нет пятизвездочных отелей - так Тайвань небольшой, от любой самой удаленной чайной плантации до ближайшего города пара-тройка часов по хайвэю. К тому же, в этой богатейшей стране мира люди совершенно неприхотливые и лишенные тяги к внешнему комфорту. Помню гостиницу в какой-то деревне в уезде Цзя И, где все было предельно скромно и потерто, но работал бесплатный Вай Фай. Уж такой народ эти китайцы. Тяга к внешнему лоску и блеску у них считается большим недостатком.

2 Денис:
ЦИТ
Чай станет по-настоящему терруарным напитком только после того, как удобство посещения чайных плантаций и чайных производств станет таким же комфортным, как и посещение европейских виноделен
КЦИТ
Неужели правда жизни в виде облупившихся чаеобрабатывающих станков и неопрятно одетых потных крестьян дает менее яркие ощущения, чем нарочито театрально-пасторальный вид европейских виноградников?? Слава Богу, что сохранились места, где туристическая индустрия не превратила естественный ландшафт в театральные декорации, где дух местности сохраняется не на бумаге в виде состава почв (который на самом деле не может быть неизменным на фоне активной сельскохозяйственной деятельности), а в своем собственном исконном виде. И я уверен, что Ваш тайваньский отчет как раз об этом.:))))


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Сергей, прошу прощения за задержку с ответом, много думал.

Конечно, побитые работой машины, чумазые фермеры и прочие непасторальные штуки являются источником ярких ощущений. Особенно если человек, получающий эти ощущения, интересуется чаем. Для такого («погруженного») человека вся эта «непастораль» и связанные с нею неудобства являются может быть и раздражающим, но всего лишь фоном и запросто могут быть названы удобными словами «колорит» и «самобытность». Мало того, я наблюдал, как все эти штуки работают в качестве объекта чайного туризма. Причем наблюдал в Хуаляни, вдалеке от основных чайных туристических дорого Тайваня.

Выглядит это примерно так. У чайного дома-магазина с демонстрационным залом разгружается автобус с тайваньскими туристами. Туристов проводят в демонстрационный зал, в котором приготовлен чай «на посмотреть» и «на попробовать». В этом зале (там стоят одновременно человек сорок) происходит небольшой рассказ о чаях, прерывающийся поспешными дегустациями. Потом все аплодируют, совершают короткий набег на магазин (покупок почти никто не совершает), грузятся в автобус и отбывают. Весь визит занимает около часа, сразу после публикации этого поста закину несколько фотографий. А вот прошлогодняя заметка про это место: http://teatips.ru/...

На производство и на плантации никого не ведут. Предполагая, видимо, что развлекательно-туристический потенциал производства и плантаций невысок.

Является ли все это дело чайным туризмом? Да, безусловно. Развивает ли такой туризм миллезимностть и терруарность чая? Думаю, что нет — потому что нет погружения, нет никакой особенной информации о чае, ничто не цепляет, обычная тиражная экскурсия, одна из многих. В один из «ЛетоЧаев» под Псковом Лена-Лето организовала визит к Геннадию Глазову, на «Медовый хуторок». Там все тоже самое, только про мед. Прошло несколько лет — и я сомневаюсь, что кто-либо из посетителей «Хуторка» помнить хоть что-либо важное о псковском меде кроме того, что было прикольно.

Для того, чтобы чайный туризм начал работать на миллезимность и терруарность, к описанной схеме нужно добавить четыре вещи: зрелищность, информационную прозрачность, запоминаемость и комфорт. Нужна банальная индустрия гостеприимства.

Самое прикольное, что на том же Тайване и в той же Хуаляни мы видели пример туризма, который уже работает на терруарность чая на все сто процентов. В монастыре Фо Фа Шань (вот тут я о нем писал тоже в прошлом году: http://teatips.ru/...).

Со зрелищностью там все в порядке. Весьма привлекательны не только плантации (а это, кстати, на Тайване случается не очень часто, не знаю, как в других местах) и местность, в которой они расположены, но и всё, что сопровождает производство и подачу чая. Производственные помещения вылизаны. Машины блестят, как в аптеке. Монастырь... ну если не красивый, то уж точно интересный. Монахи ходят с монашками. С информационной прозрачностью все просто отлично — можно ходить, трогать, смотреть и разговаривать. Куча книжек, даже с перебором. Фотография настоятеля с президентом и увеличенной в фотошопе банкой чая. Комфорт? Пожалуй. Там, по меньшей мере, очень чисто и опрятно. Запоминаемость? Безусловно. Хотя бы потому, что без книжек-бумажек оттуда не уедешь. Да и вообще на общем чайно-фермерском фоне монастырь трудно забыть.

И все. Чай (весьма приличный, кстати), привезенный из этого монастыря, уже неразрывно связан с самим монастырем. А это первый шаг к терруарности.

Конечно, над бизнес-ориентированностью монастыря можно сильно смеяться. Как и над сказками, которые они там иногда, но без перебора рассказывают. Но мне кажется, что для того, чтобы чай стал терруарным продуктом, чайные местности должны покрыться сетью таких мест, как этот монастырь (при этом им совсем не обязательно быть монастырями). Я не думаю, что это плохо скажется на качестве чая. Таинственности, конечно, поубудет — ну так это и хорошо.


Отвечает is, 2010-10-05

спасибо за два новых слова.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Это туристический объект снаружи.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

А это внутри.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Это туристы разгрузились.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Это туристы слушают.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Это туристам рассказывают


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

А это пробуют. Ну и все, в общем-то.


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Is, не за что ;)


Отвечает Сергеев (sergeev@tdsergeev.ru), 2010-10-05

Денис, прочитал Ваши посты с интересом. Как человек немного знакомый с историей и практикой туризма, могу сказать одно: "правильно" организованный турбизнес разрушает объект туризма. Сохранить баланс между посещаемостью и аутентичностью объекта посещения крайне непросто. Может быть, не так уж плохо, что массу туристов не пускают дальше домика для дегустаций?


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-05

Да, сохранение объекта туризма — это уже совсем другой вопрос. Тут я полностью согласен — развитие чайного туризма в конечном счете может поставить вопрос о разделении производства чая и демонстрации этого производства (так поступают, например, некоторые хересные бодеги — есть реальное производство, а есть лубочное, с виноградниками, бочками и прочей туристической завлекухой).


Отвечает Сергеев (sergeev@tdsergeev.ru), 2010-10-05

Так вот и вопрос: где граница между туристической завлекухой и терруарностью? Там где все чисто и красиво, есть ли там дух местности, который вы ассоциируете с терруарностью?


Отвечает Денис Шумаков, 2010-10-06

Мне кажется, что этой границы нет. Эти две категории могут сосуществовать, не нанося вреда друг дружке. Чай и производство чая — это не Колизей. Толпы туристов можно от него отвести. Самый простой вариант — это организация лубочных чайных туристических объектов при реальных плантациях и местностях.

Ну то есть самый простой пример. Есть чайный регион. Дарджилинг, например. Который спокойно себе производит чай. И на одной из плантаций региона строится чайный туристический городок. Гостиница, демонстрационная плантация, торговля, дегустации, разный интерактив, музей, демонстрационное производство, всякие модели-гербарии, возможность поездок по остальным плантациям. И все, в общем-то.

Получается, что мы и туристическую завлекуху имеем, и чайное производство практически не страдает, и терруарность расцветает во всей красе.