...прошедшей в Питере в середине октября 2004 г.
Оказывается префектура Киото и Ленинградская область являются побратимами. И в честь этого была организована политико-бизнес-экологическая конференция для представителей двух администраций. Однако, там, где наличествует политико-бизнес-экология не обойтись и без культурного обмена. Префектура Киото, помимо всего прочего, знаменита еще и тем, что в ней расположена одна из крупнейших чайных школ Японии – Урасенке, которая была основана ближайшими наследниками самого известного чайного мастера Сенно Рикю, жившего в XVII в. Искусство чайного мастерства всегда высоко ценилось в среде японской аристократии, ему обучали даже императорских детей. Жена губернатора Киото тоже училась в этой школе. Она захотела продемонстрировать свое искусство побратимам из ленинградской области. В этом деле ей понадобились помощники, в качестве которых выступили готэй-сенсеи (сенсеи – старшие советники школы) отец и сын и ученики московского филиала Урасенке (в том числе ваша покорная слуга). Часть группы вместе с японцами выхала за день до церемонии, чтобы подготовить площадку. Остальные приехали в день церемонии. Я была во второй группе.
Рано утром мы вышли из поезда на Московском вокзале в Санкт-Петербурге и проехали в «Редисон» на Невский, где нас ждал великолепный завтрак. В 7 утра еще не очень хочется есть, но так как мы не каждый день завтракаем в роскошных отелях со шведским столом на котором есть все – рыба, икра, ветчины, французские сыры, немецкие булочки, фрукты, свежевыжатые соки, на глазах поджаренные яичницы и омлеты, кофе и конечно же чаи – то мы, давясь, но, пытаясь соблюсти приличия, принялись поглощать столько сколько могли вместить наши сонные желудки. За оставшиеся полчаса до выезда на место дислокации (то есть проведения церемонии), мы еще успели ввалиться в номер одной из наших девушек и совершить омовения.
Затем мы погрузились в минивэнчик но доехали лишь до Суворовского проспекта, так как необходимо было зайти в цветочный магазин и купить охапки разных цветов, поскольку в чайной церемонии непременно присутствует особый вид икебаны, так называемая тябана (чайная икебана), а процесс ее создания творческий – и заранее трудно сказать какие именно цветы и в каких количествах могут понадобиться. Хотя отличительные признаки тябаны – простота и скромность.
Наконец мы прибыли к Смольному собору, рядом с которым и находилось здание, где проводилась конференция и сопутствующие ей мероприятия (например, наша церемония). Оказалось, что кроме нас гостей будут услаждать также исполнительницы на кото. Это такой струнный инструмент – длинная доска которую кладут на колени и перебирают струны пальцами.
Мы немного поспорили из-за пространства, но, наконец все решилось. Исполнительницы расположились в одной половине зала – мы в другой. Мы разместили весь наш инвентарь и побежали переодеваться.
Непростое это дело – одевать кимоно – куча каких-то завязочек подвязочек, подкладочек. И когда все было завершено, я радостно решила сфотографироваться (самая первая фотография).
Когда я в таком виде вошла в зал, у японцев глаза стали квадратными (насколько это возможно для японцев). Старший сэнсей забегал вокруг меня, лопоча что-то по-японски, размахивая руками и показывая на грудь. К нему присоединился младший сэнсей и тоже стал что-то показывать.
До прихода гостей еще оставалось время и наша «хозяйка» решила порепетировать с церемонией, ее наставлял младший сэнсей, а старший сенсэй в это время составлял тябану.
А мы тем временем раскладывали сладости. В церемонии все должно быть красиво и само угощение, и то как оно подается. Например, на дно нарядной коробочки укладывается рисовое печенье и сверху – две мармеладки. Все выглядит как цветочек.
Гостей ожидалось очень много – человек 70 – пришло около 100, сбежались все сотрудники здания, не каждый день угощают японским чаем. Но всем всего хватило.
Во время церемонии мне было не до фотографирования. Так как я вместе с остальными разносила угощение и чашки с чаем. Кому-то чай нравился, кому-то – нет.
Зато после окончания я позволила себе попозировать. Специалист и здесь заметит грубую ошибку. Я ее увидела только на фотографии. Моя правая рука слишком «переломлена» в кисти. Это мешает плавному течению ци. Все линии должны быть сглаженными. Будет над чем поработать...
Вот собственно и все. Потом мы сами выпили по чашечке чая, упаковали свой инвентарь под шумок выступающих на конференции губернаторов и тихо удалились.
Наши японцы поехали на официальные приемы, а мы устроили себе неофициальный. Долго искали ресторан китайской кухни, но попали во французское кабаре. Славно там посидели да пошли гулять по ночному Питеру.