чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 240 (25.11.04). д. шумаков

ЧАЙНЫЙ ТАЙВАНЬ. НЕМНОГО ИСТОРИИ
Как и было обещано в прошлом выпуске рассылки, я начинаю рассказ о чайной культуре острова Тайвань.

Как и положено человеку, воспитанному в духе исторического материализма, я начну рассказ о чае на Тайване с краткого переложения истории острова. На самом деле, связано это не только и не столько с моей любовью к истории, но с тем, что именно в истории Тайваня спрятан ключ к пониманию некоторых чайных особенностей острова. Я этот ключ поясню после изложения хронологии (подготовленной по материалам сайта www.taipei.ru).

Итак. Китайцы знали о существовании острова Тайвань уже в III веке нашей эры, но первое значительное переселение материковых китайцев на остров случилось только в первой четверти XVI в., когда в ближайшей к острову провинции Китая возник голод, и правители стали поощрять переселение голодающих на Тайвань. До этого Тайвань являлся всего лишь базой китайских и японских пиратов. Как и положено приличному острову.

В 1590 году португальцы, первые из европейцев, посетили остров и назвали его Ильха Формоза («Прекрасный Остров», вернее, если сохранять порядок слов, «Остров Прекрасный»), тогда же они предприняли попытку обосноваться здесь, но неудачно. В 1624 году голландцы захватили южную, а в 1626 году испанцы – северную часть острова. В 1646 году голландцы овладели уже всем островом, но в 1661 году были изгнаны укрывшимися здесь сторонниками китайской династии Мин.

В 1683 году Тайвань стал частью империи Цин. К тому времени население острова достигло уже 200 тысяч чел. На остров переселялись китайцы в основном из юго-восточной части страны материкового Китая. В 1858 году было достигнуто согласие о допуске испанских и голландских судов в порты страны. В 1874 году Япония предприняла карательную экспедицию на Тайвань, для защиты своих рыбаков от пиратов, которые по прежнем процветали на острове.

В 1884-1885 годах в ходе франко-китайской войны остров был оккупирован на короткое время французскими войсками, а в 1886 году Тайвань стал отдельной провинцией Китая. С 1894 года город Тайпей (современная столица Тайваня) стал официальным центром острова.

В 1895 году, после японско-китайской войны Тайвань и Пескадорские острова были переданы под суверенитет Японии. Местное население оказало ожесточенное сопротивление оккупантам, но было подавлено. За годы правления японских властей на острове было налажено на промышленной основе производство риса, развита ирригационная и транспортная системы.

С 1930-х годов начался промышленный подъем острова, основанный на производстве дешевой гидроэлектроэнергии. Местное население активно японизировалось, и сейчас, спустя много лет после вывода войск, японский язык иногда используется на острове как язык общения различных китайских общин.

В годы Второй Мировой Войны Тайвань стал базой вторжения японских войск в страны Юго-Восточной Азии. 25 октября 1945 года, после капитуляции Японии, остров был передан китайскому национальному правительству Чан Кайши. После начала гражданской войны в Китае в 1949-1950 годов тысячи беженцев, чиновников и военных сторонников старого правительства бежали на остров, спасаясь от коммунистических отрядов (этих переселенцев считают эмигрантами второй волны – и, конечно, потомки эмигрантов первой волны – XVII века – относятся к ним с некоторым пренебрежением).

Мао Цзэдун на Тайвань не пошел, ему хватало забот на материке и на Тибете, кроме того, с началом войны в Корее, США заявили о защите населения острова силами своего Седьмого флота. Тогда же началась активная экономическая и военная помощь Тайваню со стороны США.

В 1950-1960-х годах, когда в материковом Китае безраздельно властвовал Товарищ Мао, на Тайване не менее безраздельно (хотя и не так жестоко) правил Чан Кайши. Достаточно жесткое противостояние между Китаем и Тайванем продолжалось до 1969 года. С 1969 года началось, как это принято говорить, потепление отношений между материком и островом (при активном содействии США). В 1979 году США в полном объеме восстановили дипломатические отношения с материковым Китаем, разорвав их с Тайванем. Однако с прекращением дипломатических отношений, не прекратилась военная и экономическая поддержка островного государства со стороны США.

В 1987-1988 годах в политической жизни острова начались перемены: было отменено военное положение, длившееся с 1949 года, проведены свободные выборы президента, в небольших объемах начались контакты с КНР. Сейчас между Тайванем и Китаем отношения сложные – официально Тайвань является частью Китая, фактически – самостоятельным государством со своим правительством, своей валютой и своими законами. Достаточно часто речь заходит даже о возможности силового разрешения противоречий между остром и материком, но до этого, слава Богу, дело пока не дошло.

С нашей чайной точки зрения в этой истории есть два ключевых момента.

Во-первых, это период, когда остров находился под суверенитетом Японии (50 лет, с конца XIX века по середину XX). В такой оценке, безусловно, присутствует изрядная доля цинизма, но фактическая оккупация Тайваня японцами, вместе с разным вредом, принесла острову и изрядную пользу. В первую очередь тем, что на острове сложилась бизнес-культура, не то, чтобы близкая к западной, но способная на эффективное с ней взаимодействие. Такие понятия, как контроль качества, научные исследования для производства и прочие приятные штуки прижились на Тайване очень давно и существуют до сих пор. Вы не поверите, но на качестве тайваньского чая это сказывается невероятным образом.

Во-вторых, пока на территории материкового Китая Мао со товарищи под корень изводили традиционную, особенно связанную с роскошью, культуру, на Тайване она сохранялась. К чайной культуре это имеет непосредственное отношение. В 1950-1960-е года на материке она была уничтожена полностью. Мастера-керамисты, чаеторговцы и прочие носители чайной культуры либо бежали на Тайвань, либо были убиты. И своим возрождением (сравнительно недавним) китайская чайная культура обязана именно Тайваню – откуда она просто вернулась на остров, немного измененная, но, в общем и целом, та же самая...

Именно об эволюции тайваньской чайной культуры я расскажу в следующем выпуске.

ЧАЙНЫЙ ЗАПАД. ПРОТЕСТИРУЙТЕСЬ ЕЩЕ РАЗ. ЕСЛИ ХОТИТЕ...
В очередной раз блуждая по мировому чайному интернету, я набрел на сайт Американского совета по чаю (American Tea Council). Обычный совершенно сайт, но, как и на сайте Британского совета по чаю, на нем оказался чайный тест. Из 30 с небольшим вопросов в стиле «How many types of tea are there?» На все вопросы есть подробные ответы, и получить их можно прямо в процессе тестирования – что, конечно, снижает интригу. Но повышает информативность. Если интересно, вот ссылка.

ЧАЙНЫЙ БАЙКОНУР
Есть у меня хороший друг. Зовут его Сергей Кулдин, он социолог, философ и большой любитель чая. А родился и вырос он на Байконуре – как раз в те времена, когда наша космическая отрасль достигла своего апогея. Наверно, именно детство, проведенное на крышах многоэтажек в созерцании запусков разнообразных космических аппаратов, и определило способность Сергея сделать из любого предмета ракету.

Так вот. Поправ все правила и традиции, мы, в приятной компании и в минувшую субботу, приготовили цыплят карри, добыли несколько бутылок Божоле и решили устроить небольшую пирушку, отдаленно напоминающую тот самый французский праздник молодого вина. Вино и цыплят мы прикончили достаточно быстро – и от застолья бурного и веселого постепенно перешли к вечеринке степенной и чайной. И вот, когда разговоры в пятый или шестой раз пошли по кругу, Кулдин вдруг вышел из задумчивости и спокойно сказал: «А хотите, я покажу вам ракету...»

Грешным делом, я сначала решил, что молодое вино вернулось – однако Сергей был спокоен и потребовал чайных пакетиков. По счастливому стечению обстоятельств, в нашем доме оказался пакетированный чай – доставленный из США в качестве образца зеленого органического чая (Tazo. The Reincarnation of Tea. Envy, Organic Green Tea). Опять же, по счастливому стечению обстоятельств, пакетики оказались правильными – с ниточкой и ярлычком.

Взяв один из пакетиков, Кулдин аккуратно удалил ниточку с ярлычком, еще более аккуратно извлек металлическую скрепку, развернул пакетик и высыпал из него весь чай. Надо сказать, что, будучи развернутым, чайный пакетик запросто превращается в трубку из тонкой бумаги. Так вот, эту самую трубку Кулдин поставил вертикально на тарелку – и поджег сверху (именно сверху). Бумага, естественно, начала гореть сверху вниз и, когда от пакетика оставалось уже не больше двух сантиметров бумаги – это остатки взлетели. С пламенем – прямо к потолку. Причем до потолка эта ракета долетела без проблем – а назад уже медленно опустился пепел.

Сказать, что мы обалдели – значит, ничего не сказать. Немедленно после первого запуска мы, уже общими усилиями, изготовили пять ракет (по количеству участников мероприятия), водрузили каждую из них на свою тарелочку, составили в ряд и запустили. Пять последовательно взлетающих факелов окончательно укрепили меня в мысли, что теперь я буду постоянно покупать пакетированный чай. И меланхолично использовать его по непосредственному назначению...

Да, конечно, воспроизводя этот опыт дома, будьте осторожны с огнем. А чай, который был в пакетиках (Tazo. The Reincarnation of Tea. Envy, Organic Green Tea), я так еще и не попробовал...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
В своей сегодняшней колонке на «Информационном буме» я рассказываю о разных вариантах согревающего чая – весьма актуального в связи с наступающей зимой.