чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 243 (16.12.04). д. шумаков

Сегодняшний выпуск рассылки получится у меня достаточно коротким. Совмещенный с переездом ремонт съедает все мое свободное время. Чай пить реже стал — а уж нормальную рассылку написать и вовсе не могу ;) Мало того, в грядущий понедельник я отбываю в славный город Санкт-Петербург с кратковременным рабочим визитом — и следующий выпуск рассылки толком подготовить не смогу. Как буду выкручиваться — еще не знаю.

К счастью, от вас, уважаемые подписчики, приходят письма. Которые и спасают меня в таком жутком цейтноте. Однако начну я этот выпуск не с писем, а с короткой и немного ностальгической заметки, написанной мною для прошлого выпуска — но в последний момент в него не вошедшей. Через неделю пригодилась ;)

ДАВНО НЕ БРАЛ Я В РУКИ МОНТИРОВКИ...
Как и многие мои коллеги-компьютерщики, пришедшие в IT-индустрию в самом-самом начале 1990-х, я на протяжении нескольких первых «компьютерных» лет долго и запоем играл в компьютерные игры. А из-за того, что в те времена игровой рынок не был таким насыщенным, как сейчас, я играл не просто в игры, а в игры-легенды. По ним, в принципе, можно стоить своеобразное и очень ностальгическое летоисчисление. «А это тогда, когда мы на LXH летали...»

Начав с пажитновского «Тетриса» еще на ДВК, я прошел стандартную игровую эволюцию — не напрягался, заходя к принцессе в «Каратеке», убивал Джаффара за 60 минут, отмечал в баре получение каждой новой медали за удачно сфотографированный советский штаб, рубился в «Стар Контрол», в компании восьмерых таких же балбесов игрался в первых «Варлордов», долетался с напарником-другом (одному, конечно, удобнее — но так никому не обидно, один рулит, другой — стреляет) на LHX до полковника — ну а после этого игр стало очень много, и все уже не вспомнить.

Так вот, отчасти с играми связана эволюция моих чайных вкусов. Уделять пристальное внимание чаю и начал в то благословенное время, когда мы с друзьями впятером сидели за одним компьютером в переоборудованном туалете школы №4 города Пскова. Все на этом компьютере делалось по очереди — и пока счастливчики программировали, игрались или занимались какими другими компьютерными делами, я заваривал чай, а потом говорил: «Мужики, идите чай пить». Мужики от такого предложения не отказывались — и я занимал компьютер.

Первый раз я задумался над преимуществом чая без сахара в «1942», когда, отбиваясь от японских истребителей, облил клавиатуру сладким чаем.

Ну а по-настоящему распробовал очень многие чаи я под разнообразные пошаговые стратегии — в то время, когда ходил компьютер, я созерцал его перемещения и пил чай. С тех пор я считаю, что именно «созерцательное» чаепитие — самое вкусное. Главное, чтобы созерцание было расслабленным — а наблюдать можно за чем угодно. За декоративными рыбками, птицами, падающими листьями, ходами компьютерных оппонентов или красивыми женщинами (особенно, если такое наблюдение ни к чему не обязывает).

Вот. А накатила на меня такая игровая ностальгия, потому несколько дней я с удовольствием тряс стариной и прикидывался Гордоном Фрименом...

ЧАЙНЫЙ ВОСТОК. ТАЙВАНЬСКИЕ ПОПРАВКИ
Почти сразу после публикации в прошлой рассылке первой части тайваньской чайной истории, я получил от Сергея Хорольского некоторые поправки к этому тексту. С удовольствием их представляю вашему вниманию.

1. Первым официально произведённым на Тайване чаем действительно является Пэн Фэн — он же «Восточная Красавица» (Дун Фан Мей Жень), он же «Формоза Улун», он же «Шампанский Улун» и т.д. На первых пачках этого чая изображалась очень милая китаянка, изящно держащая чашку чая в руке. Уже в наши дни, на Тайване, в местечке Ымэй (Omei, или Emei), уъезда Мяоли (Miaoli) этому знаменитому чаю даже поставили памятник.

2. Японцы — они действительно принесли современную, по тем временам, технологию по выращиванию и производству чая. Интересно, что культивировали они исключительно красный (чёрный, по-европейски) чай. Улуны — это уже заслуга самих тайваньцев. Кстати, начиная с прошлого года, японские фермеры из Шидзуоки приезжают на Тайвань осваивать искусство приготовления улунских чаёв. Сейчас ведутся переговоры о закупке Японией саженцев, селекционированных на Тайване, а также оборудования для производства улунов.

3. Тайваньская Опытная Чаеводческая Станция (Tea Research & Extension Station) — она на Тайване одна, но у неё есть несколько филиалов, специализирующихся на разных видах чаёв. Центральная Станция расположена в уезде Таоюань, недалеко от столицы острова — Тайбэя. Один филиал в уезде Наньтоу, в местечке Лугу — именно его специалисты участвуют в выборе «чемпионского» Дун Дин У Луна — одного из самых известных тайваньских чаёв. Другой филиал находится на Севере в районе горы Вэньшань и специализируется на Бао Чжуне. Ещё один филиал обосновался в географическом центре Тайваня, в городке Ю-Чи (Yuchi) — там выводят сорта для высокогорных чаёв и редчайших красных».

Вот. Спасибо Сергею за комментарии — а я продолжу рассказ о чайной истории Тайваня в следующей рассылки. Если обои поклею ;)

ЧАЙНЫЙ ЗАПАД. ГАННОВЕРСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Просто отличный рецепт приготовления чая с описанием процедуры чаепития прислал Сергей Задорожный. И его тоже я с большим удовольствием представляю вашему вниманию.

«Хотелось бы поделиться о немецкой «чайной церемонии», точнее, о ее традиционном северогерманском варианте (Ганновер). А то у вас как-то скудно написано — мол, подаются сливки и все.

Итак, черный чай весьма крепко заваривается в заварочном чайнике объемом 0.5-1 литра в полотняном (почти марлевом) мешочке в течение 3-5 минут. Потом мешочек убирают, а сам чайник ставится на подставку с греющей свечой, где постоянно подогревается.

Чай разливается по чашкам, в которые предварительно кладут большие (1-2 см) прозрачные монокристаллы сахара — Kluntje (не путать с кусковым сахаром и с коричневыми кристаллами!). В чашку добавляются сливки, причем их нужно брать из сливочника специальной крошечной ложечкой и аккуратно наливать в чай по кругу. На чашку — ровно 2 ложечки, по половине окружности чашки. При этом сливки сначала опускаются на дно чашки, а затем поднимаются вверх под разными углами тонкими белыми иглами. Очень красиво.

Чай не перемешивается! Немцы ловят особый кайф от того, что вкус меняется в процессе питья от горького к сладкому.

Затем чай подливается из горячего чайника и фокус со сливками повторяется. А вот сахар так и лежит в чашке во время всего процесса — без перемешивания такой кристалл растворяется очень медленно».

Большое спасибо Сергею за рецепт. Только вот такого сахара я никогда не видел в наших магазинах. А ведь попробовать эту штуку ох как хочется...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
В своей сегодняшней колонке на «Информационном буме» я рассказываю о том, как эволюционировал мой собственный чайный вкус...