В Москве за последние несколько лет открылось немало мест, где можно с комфортом попить чай. Но мало кто знает, где конкретно эти места находятся. Конечно, несколько чайных заведений всегда находятся на слуху, рекламируются и считаются центрами чайной жизни столицы. Но ведь существует и достаточно большое количество тихих, уютных, ни на что высокое не претендующих, но из-за этого гармоничных и самобытных чайных пространств. Раскрыть подробную информацию о наиболее интересных чайных пространствах Москвы и призвана сегодняшняя рассылка.
Многие эксперты чайного рынка отмечают, что в последние годы любители чая начали лучше разбираться в напитке, проявлять интерес к его традиции и культуре. И не последняя роль в этом отводится специализированным чайным пространствам. Основным видом чайных пространств Москвы стали клубы чайной культуры, развивающие культуру китайского чаепития в российской столице. Именно этот формат организации чайного пространства познакомил москвичей с китайским коллекционным чаем. Первый клуб чайной культуры — в саду «Эрмитаж» — открылся в 1997 году и доселе остается наиболее известным среди собратьев. Следующими открылись клуб чайной культуры «Железный феникс», популярный среди молодежи, и чайный дом «У-Лун» («Лун Бау») — тихое и уединенное место для медитативных чаепитий.
Практически все клубы чайной культуры разработали определенные правила поведения людей, приходящих на чаепития. Существует запрет на курение и разговоры по сотовому телефону. Гости должны снимать обувь перед входом в чайный зал. Хотя практически во всех клубах распространено ограничение на еду, в некоторых все же включают в карту сухофрукты и орехи.
Наибольшее внимание к «клубной» чайной культуре было приковано в 2001-2002 годах, когда открылись многие московские клубы. Открылся чайный клуб «ИСТ», руководителем которого стал Бронислав Виногродский — создавший московскую философию и культуру китайского чайного действия. Появились и другие клубы — «Китайская чайная коллекция», «Чжун Дао». В начале осени 2002 года открылся чайный двор «ИНБИ», достаточно сильно ушедший от неписаных правил построения клубного пространства, разработанных предшественниками. В основном зале, вместо ковров, подушек и низких столов были поставлены классические столы со стульями. В карту, помимо китайского чая, были включены матэ, лапачо, масала, пирожные и сладости, свежевыжатые соки, кальян. Европеизацией формата клуба чайной культуры стала чайная при магазине «Чудеса Поднебесной», где в еще большей степени был сделан упор на «классику» в мебели и неориентализированный дизайн (сейчас в чайной проходит ремонт; приблизительный срок окончания — февраль 2005 года). Один из недавно открывшихся — «Чайный клуб на Вековой», сочетающий классический восточный стиль и просторность помещения. Ну а самой новой стала чайная «Зеленая панда», открывшаяся две недели назад и соединенная с небольшим восточным ресторанчиком. Стоит отметить, что клубы чайной культуры с жесткими правилами и канонами открываются все реже, уступая свое место более мягким и компромиссным формам организации чайного пространства.
Популярным и развивающимся форматом организации чайного пространства стали чайные комнаты при ресторанах, либо чайные рестораны как таковые. Наиболее качественными и впечатляющими примерами первых являются чайные при ресторанах «Шелк», «Джаганнат» и «Шанти»; вторых — «Пэко» и «Чайная гора». Чайные при ресторанах — это специально отведенные пространства для заваривания чая, но в них можно заказать и блюда из ресторанной кухни. Чайные рестораны — места, где предложение чая занимает существенное место в меню, наряду с едой, алкоголем и прочими стандартными ресторанными предложениями. Сама форма чайного ресторана также подразумевает эксперименты со смешением различных блюд с ароматами и вкусами чая (пример — свинина со вкусом жасминового чая или улуна), что тоже находит отражение в меню.
Стоит отметить, что форматы заведений не являются неизменными. Несмотря на то, что стиль китайской чайной очень устойчив и подвластен традиции и канонам, место все же может достаточно радикально измениться. Например, чайный клуб «Чжун Дао» стал образцом такого постепенного изменения: первоначально чайный клуб превратился в объединение чайной и ресторана, сменив название на клуб-ресторан «Чай» (в московской чайной субкультуре название «Чжун Дао» пока еще более популярно и понятно, так что в списке данное заведение идет под старым именем). По такому же пути прошла «Чайная гора», полностью превратившись из содружества чайной и ресторана в чайный ресторан. Вариантом, представляющим собой своеобразный гибрид чайного клуба и классического кафе, являются заведения под названием «Чайхона №1».
Чай заваривают и в ночных клубах, например в «Культе» и «Штопоре (Парабаре)», и в казино («Кристалл»).
Кроме клубов чайной культуры открытого формата существуют и закрытые для большинства людей чайные места. Примерами такого рода служат чайный клуб «Бамбуковая беседка» и чайная комната клуба «Штопор». И то, и другое пространства можно посетить либо по строго предварительной договоренности, либо совместно с завсегдатаями заведения.
Все перечисленные чайные пространства в основу своей чайной карты кладут китайские сорта чая и традицию заваривания. Но в столице существуют и места, акцентирующие внимание на альтернативных культурных традициях — клуб «Матэ» и Московское отделение чайной школы «Урасэнкэ». Первое продвигает культуру латиноамериканского напитка матэ, второе — традиции японской чайной церемонии.
Не стоит забывать, что у каждого из чайных пространств есть своя «специализация», не выраженная ярко и отчетливо, но влияющая на ощущения человека. В одних клубах лучше вести дружеские беседы, в других — пребывать наедине со своими чувствами. В некоторых чайных уместно проводить деловые переговоры, в иных же приятнее общаться с любимыми. Каждый человек находит наиболее близкие ему пространства. И не всегда его выбор останавливается только на одном месте.
Подробные комментарии и рассказы о конкретных проявлениях культуры чая в Москве — дело недалекого будущего. Сейчас же главным является знание. Знание о том, что где-то рядом с каждым из обитателей шумного города скрывается частичка уединения, спокойствия и красоты.