чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 250 (03.02.05). д. шумаков

В феврале очень трудно удержаться от глубокомысленного замечания, связанного с тем, что и наступивший год пройдет так же быстро, как и все прошлые — январь-то пролетел совсем незаметно... Вот я и не удержался. Извините ;)

ШТРУДЕЛЬ И СУШЕНЫЕ ЯБЛОЧКИ
Время от времени я натыкаюсь на необычные продукты, которые, иногда ожидаемо, а иногда — совершенно неожиданно, становятся отличными закусками к чаю. За эту неделю таких «натыкания» произошло целых два — на штрудель и сушеные яблочки.

Справедливости ради замечу, что до недавнего времени штрудель (иногда его называют «струдель») я ел только в «полуфабрикатном» виде. До Австрии (именно оттуда родом этот пирог с яблоками и корицей) я пока не добрался, а в других местах найти натуральный штрудель непросто. Чаще продаются штрудельные полуфабрикаты. Именно из такого полуфабриката мы и приготовили штрудель первый раз — когда гостили в Англии. Штука эта оказалась очень удачной и, вернувшись в Россию, мы при первой же возможности купили аналогичный полуфабрикат в нашем супермаркете.

Разочарование, которое нас постигло, было достаточно жестоким. Дело в том, что в настоящем штруделе яблоки должны быть нарезаны кубиками и должны быть с кислинкой — а в нашем вместо яблок было повидло и оно было сладким. Так бы мы и мучались без штруделя — но совершенно неожиданно оказалось, что очень приличный пирог с яблоками готовят в «Пилигриме», единственной, пожалуй, кофейне в Пскове. Причем они делают его сами — не из замороженного полуфабриката, а «живьем». И его, уже готовый, можно купить и спокойно пить с ним чай.

Но. Перед употреблением штрудель нужно непременно разогреть. Горячий, насыщенный яблочным духом и немного оттененный корицей, он великолепен. Только чай с ним нужно пить не особенно горячий — чтобы совсем не обжечься.

Вот. А вторая «чайная закуска» оказалась и вовсе простой — но от этого не менее приятной. Совершенно случайно, желая попробовать новое лакомство, мы купили сушеные яблоки от «Орехограда», в простом и весьма непритязательном пакете. Существенным отличием этих сушеных яблок от традиционных было то, что они были засушены целиком, имели привлекательный янтарный цвет и были «сочными», что ли. То есть липкими и не особенно удобными в обращении — брать их руками без каких-либо шпажек не очень хотелось. Мало того, сразу было ясно, что серединки из этих яблок никто не вынимал — и к встрече с ними во время еды нужно было быть готовыми.

Но все эти недостатки компенсировались удивительно приятным вкусом этих яблочек и их удачной сочетаемостью с черными чаями (я имею те чаи, которые называются черными в европейской традиции). У них ненавязчивая, фруктовая, но вместе с тем, очень яркая и свежая сладость, они обладают приятной вязкостью, едятся, как семечки и вообще в моем личном рейтинге чайных закусок находятся сейчас на одном из первых мест. Да и стоят они в наших псковских магазинах всего 39 рублей за 300 грамм. Но и съедаются эти триста грамм за один вечер одним человеком.

ДАЙТЯКАЙ
В 1587 году Хидэёсе, военный объединитель Японии, устроил масштабное мероприятие, вошедшее в историю, как «Китано дайтякай» («Великое чаепитие в Китано»). Есть все основания предполагать, что в этом чаепитии приняло участие около 5000 самураев, чай для них готовили несколько чайных мастеров и множество их чайных помощников. Это чаепитие было важным политическим мероприятием и считается одной из существенных вех в истории Японии. Существует также гипотеза, что именно при проведении этого чаепития начались разногласия между Хидэёси и Сэн Рикю, самым знаменитым чайным мастером Японии. В 1591 году эти разногласия привели к самоубийству Сэн Рикю.

Почему-то именно эта торжественная история вспомнилась нам, когда несколько недель назад мы стали планировать чаепитие в Москве. Так случилось, что как раз 25 января, во вторник, многие заочно и лично знакомые любители чая, общающиеся на форуме нашего сайта, оказались в Москве. Шанса собраться и выпить чаю мы упустить не могли. Конечно, масштабы Москва Дайтякай не шли ни в какое сравнение с тем чаепитие, что случилось более четырех веков назад. Но, за то, оно было не менее представительным (все участники — просто отличные люди). И сепукку никто не сделал (что тоже, пожалуй, хорошо). Мало того, я склонен предположить, что и чай у нас был ни чуть не хуже, чем у японцев (хоть и совсем другой).

Итак. Организацией мероприятия занялся Павел Шведов, базой мероприятия стал Чайный Дом «У-Лун» (Лефортовский переулок, дом 8, строение 2). Нас было 17 человек — из самых разных городов и вообще очень разных людей. Чаепитие длилось более трех часов. Чай заваривали и подавали Павел Шведов и Сергей Хорольский. Мы выпили зеленого чая, улуна, красного чая (черного, в европейской традиции, как меня достали эти уточнения ;) и пуэра. Нельзя сказать, чтобы наши чайники отличались изяществом — но они были большими, и чаю хватило всем. Вот фотографии — можете убедиться сами ;)

Таков сухой остаток. Теперь впечатления.

Чайный Дом «Улун» — это одно из первых чайных пространств Москву. «Улун» открылся третьим по счету — после чайного клуба в Саду «Эрмитаж» и «Железного Феникса», что недалеко от Лубянской площади. Как и многие чайные пространства, «Улун» расположен в неочевидном месте — в помещении, которое раньше занимала старообрядческая церковь. И церковная архитектура определяющим образом сказалась на чайном пространстве.

Во-первых, она определила акустику. Слово, сказанное в одном конце зала, может быть услышано в другом. Такая слышимость заставляет всех посетителей шептаться — и этот шепот заполняет все помещение, аккуратно переплетаясь с тишиной и полумраком.

Полумрак — это «во-вторых». Сам я являюсь безусловным и безоговорочным сторонником «светлых» чаепитий. Чай прекрасен при ярком свете — особенно при солнечном. Однако и из незыблемых правил должны быть исключения. Полумрак «Улуна» происходит не от недостатка света — он, этот полумрак, там просто живет. И прогонять его совсем не хочется.

Ну а в-третьих, именно церковная архитектура — совершенно узнаваемая — создает тот контраст, который возникает в душе, когда понимаешь, что под крышей старого храма люди теперь пьют чай. Сначала от этого становится очень неуютно, хочется забиться в угол и тихонечко сидеть — но эта неуютность очень быстро проходит, уступая место чуть грустному покою.

Короче говоря, мне понравился этот Чайный Дом...

Начало чаепития я пропусти по вполне объективной причине — в компании двух других участников мероприятия мы пробирались по Москве в час пик. Удовольствие это, как вы понимаете, ниже среднего. И первые полчаса чаепития я совершенно не помню. Я почти все время просидел молча, наслаждаясь тем, что суетные улицы и еще более суетное метро позади, что люди кругом собрались приятные и не толкаются и что можно пить вкусный чай — Павел приготовил что-то из Воробьиных язычков (это такой зеленый китайский чай). Допускаю, что все эти первые полчаса я еще и глупо улыбался — но не уверен.

Дальнейшие воспоминания носят более системный характер. Мы выпили тайваньского улуна, который называется Цуй-Юй У Лун — «Нефритовый улун». Это достаточно простой, но очень приятный чай, дающий ярко-желтый настой (что в полумраке, впрочем, было не особенно заметно) насыщенного и очень мягкого вкуса. Потом мы пили красный чай, название которого я благополучно забыл, но нам он был представлен не только под своим настоящим именем, но и как «баклажановый» чай. Дело в том, что при дегустации этого чая во рту проявляются нотки, которые ближе всего к легкой вязкости баклажанов. Именно к легкой, а то знаю я эти «синенькие» — могут вязать, как надо. Ну и закончилось все, как я уже говорил, пуэром, который гармонично завершил всю чайную гамму. Потом, правда, мы еще на всех пару бананов поделили — но это уже не в счет.

Вот ведь что любопытно. Я достаточно хорошо помню чаи, которые мы пили (забытые названия не в счет ;), но совсем не помню, о чем мы беседовали. Помню лишь, что беседа была приятной и что в гостиницу я вернулся в замечательном расположении духа.

Я благодарю всех, кто организовал это чаепитие и всех, кто принял в нем участие.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Своей сегодняшней колонкой на «Информационном буме» я начинаю рассказ о современной китайской чайной церемонии.