Очередная встреча Московского Дайтякая состоялась. Ее девизом, как мне кажется, могло бы быть – «Ожидание».
Сначала мы ожидали самой встречи. Затем мы ожидали друг друга под замечательными витражами станции м. Новослободская. Потом мы все вместе ожидали под этими витражами Фина. Придя в клуб мы примерно с час ожидали своего ведущего. Дождавшись ведущего, который на пару с Фином сварил нам замечательный белый чай, мы ждали – когда же чаинки наконец опадут, и чай можно будет пить. Когда они, наконец, опали, и мы его выпили, мы стали ждать, а что нам предложат дальше. А под конец мы ждали, когда же можно будет встать и разойтись.
Но, на самом деле все было, как всегда очень здорово и чай был интересен и вкусен. Мы разместились в одной из кальянных комнат клуба ИНБИ, оказывается их у него две, мы разместились в той, которая быстрее проветривается. Стены комнаты окрашены в нежно зеленый цвет и приятно декорированы росписью в китайском стиле – это создавало умиротворяющую обстановку и позволяло утихомирить наше «ожидание». Нам принесли целую кучу баночек с зелеными чаями и одним белым. Белый мы решили пить безоговорочно, а из зеленых выбрали чай с самым необычным запахом, название которого перевести никто не сумел, а китайского аналога я не запомнила – что-то типа Гао Лу. Клубные работники обиделись, что мы не выбрали Маофен и настояли на том, чтобы мы его тоже включили в свою чайную карту.
Наконец пришел замечательный ведущий Шамиль и предложил сварить чай двумя способами: методом Лу Юя и методом Гао Чжи – я и не знала, что варки тоже бывают разными. Как мне разъяснили, Гао Чжи, живший примерно 2 столетия назад, видоизменил последовательность действий, мотивируя это изменением чая, воды и людей со времен Лу Юя. Различие методов состоит в том, что по Лу Юю происходит сначала засыпание чая в чайник и лишь затем доливается отлитая ранее вода; а по Гао Чжи надо сначала воссоединить воду (то есть влить в «кипящую» воду воду, отлитую ранее), и лишь потом запустить чай. Шамиль готовил чай по Лу Юю, а Паша по Гао Чжи. Чаи действительно отличались друг от друга – цветом, вкусом и ароматом. Было понятно, что это один и тот же чай, но, все таки, он был разным. Настой Гао Чжи был светлее и легче по аромату, Лу Юй – более насыщен, теплее и сытнее. То же самое прослеживалось и во вкусе – в Гао Чжи сохранилась кислинка и какая-то зелень, а в Лу Юе – было больше мягкости, хлебности, прожаренности.
Приготовление чая сопровождалось рассказом Шамиля о различных традициях приготовления чая. В том числе он поделился новым интересным рецептом: «Чай по-татарски»: Для этого чая, если я ничего не путаю, подойдут и зеленые и черные (красные) чаи. Нужно взять в равных количествах жирного молока (6%) и воды. Закипятить их. Заварка заливается кипятком и кипятится минуту, затем к ней добавляется горячее молоко и все это кипятится еще минуту, затем к этой смеси добавляется сливочное масло – примерно 1/3 пачки на полуторалитровый чайник и соль на кончике ножа и опять кипятится минуту. Снимается с огня, еще некоторое время настаивается и – можно пить.
Пока мы ожидали опущения чаинок, Николай Монахов объяснил нам, почему абхазский чай «Шотландская чайка» назван именно так. Вкратце, суть истории следующая: некий шотландский аристократ, попав в плен в районе Поти в ходе русско-турецкой войны, ассимилировался, уговорил грузинского князя заняться производством чая, и готовый чай имел форму чайки. К тому же чай по вкусу и аромату был очень близок, к привычному шотландцам вкусу. Более всего в этой истории нас позабавил эпизод о том, как происходила ассимиляция шотландца. Звучало это примерно так: «Он постепенно женился на грузинской княжне».
Затем мы пили зеленые чаи. Заваривали все в гайванях. Мао Фэн был хорош, спасибо клубным работникам, что они уговорили нас взять его... А непонятный чай Гао Лу был немного странен и по вкусу.
Процесс чаепития сопровождался «чайными нардами» – это новый вид игры, когда чашечка со стуком ставится на деревянную подставочку, и передвигается по циновке к чабани, а затем наполненная тащится обратно. Это выглядит особенно эффектно, когда несколько чашечек едет одновременно да еще и в разных направлениях. Игрок расслаблен и не думает о том, куда ходить, и правильно ли он ходит.
После зеленых – мы пили и любовались связанными красными чаями, любезно предоставленными Николаем Монаховым. Чай на самом деле был один, но связан он был по разному – хризантема (Николай предпочитал называть ее маргариткой), пагода (или конус) и фонарики (чай связан внутри и снаружи – что не позволяет ему развернуться). Сухой чай выглядел красиво – глянцево-темыные чаинки, чередуясь с золотисто-коричневыми, аккуратно сплетались в разные формы. После заваривания – маргаритка и пагоды раскрылись в темно-коричневые цветы, фонарики остались свернутыми в шарики. Вкус заваренного чая мне показался немного слабоватым по интенсивности и типично красным – со сладкими хлебно-медовыми нотами.
И под конец мы выпили еще один зеленый чай – Кольца Джейн – это скрученные в кольца (с помощью бамбука, как написано на упаковке) чаинки. Чай также предоставил Николай. Мне самым необычным в нем показался ярко выраженный вкус чабреца в первой и второй заварках. В первой он был очень ярким, во второй – слабее, в третьей совсем сошел на нет. Когда он ушел, проступили тоже типовые для зеленого чая сладко-цветочные нотки.
Фотографии Nagris, Little Bat, Айяр.