Здравствуйте, уважаемые леточайники и все остальные «когда-нибудь чайники»! Как вам придуманный мною заголовок? Наверняка захотелось узнать – а что есть «главное»!? Главное, как говаривал в свое время Казанова, «чтобы глаза не больше рта были».
А если серьезно, то писать подобные заметки весьма непросто. Есть некое безумное чаепитие (просто по Льюису Кэрроллу), которое, как кажется, длится вечно, и ты погружаешься в этот чайный поток с головой, теряя ощущение пространства, времени и самого себя. А потом выходишь из этого «чайного запоя» и с удивлением взираешь на окружающий мир, и думаешь: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»
Очень трудно потом на бумаге сфокусировать все эти вкусы и ароматы, прожитые с такой яркостью и силой. Воспоминания смешиваются с фантазиями, реальность с мечтами, слова с ощущениями. Как тут вообще говорить о чем-то главном?
Но я попытаюсь, хотя, как известно, знающий не говорит... Шумаков (как и всегда) действует на меня расхолаживающим образом – мы виделись некоторое время назад, и он сказал, что пишет и пишет отчет о «Леточае», что уже написано 8 страниц. М-да... Во мне лень удивительным образом сочетается с рассудительностью в том самом смысле, что если есть хотя бы малейшая возможность чего-либо НЕ делать, то могучий разум уж обязательно найдет обоснование – почему именно это НЕ НУЖНО делать. Вот так и с леточайным отчетом... Если трудяга Шумаков уже столько написал, то я уж чего буду выпендриваться?
В подобных душераздирающих сомнениях прошло несколько дней, и вот, наконец, на сайте появился долгожданный отчет Шумакова. Я его прочитал и понял – чего-то важного не хватает. Написано все обстоятельно и подробно - в стиле той самой исторической литературы, которую так любит читать Денис ;-))) Однако мне, как истинному экспрессионисту и постмодернисту вечно не хватает некоего главного смысла. В данном случае («мне так кааатся», как говорил в свое время А.Райкин) «главным» является чайный Дух, который струился и витал сквозь нас и вокруг нас в те дни 17-19 июня 2005 года...
Путь следопыта Духа опасен – знаки Его темны, послания Его призрачны, повороты Его коварны... Душа человеческая то сливается с Духом в чайном потоке и гармония мира проясняется до небывалой резкости, то падает слабая Душа наша, словно пьяный под стол, забывая о Духе в слепом своем эгоизме или в увлеченности сиюминутными переживаниями. Гностичекие послания мои темны (и предисловие можно и не читать ;-)))), но вот я уже приступаю к лимерической охоте на Чайного Духа.
ЗЫ: Хронологии я не придерживаюсь, ибо время – человеческое изобретение, неведомое Духу.
1. Место. Мы вместе... Правда, не знаем – в каком: буржуинская уютность хижин, все от IKEA, пахнущие новизной полотенца, горячая вода. Ловушка комфортности – плен для тела, смущение для Духа. Но люди вокруг работают – они приветливы и трезвы, они готовы нам дать (продать?) все (даже Душу?). «Товар – деньги – товар» – это снова человеческое изобретение, неведомое Духу, но от общества потребления не скрыться, и это тупик. Это расслабляет, сбивает с толку и склоняет ко греху... ну, в самом широком смысле этого слова.
Но Дух – он выше всех тупиков, и мы как всегда уходим в третье измерение – вверх! А радости плоти, этот маленький и греховный уют посреди нашего бесприютного мира – пусть они будут. Много ли надо нашим изнеженным тельцам-тушкам (двуногим без перьев, как дефинировал один греческий дядька) надо!? Горячая вода, да сытная еда, да койка помягчее... И все это было, и тельца наши не просто расслаблялись – словно чисто прибранная горница готовились они к встрече дорогого гостя – Чайного Духа.
2. Снова место. Дух есть везде. Его можно даже выследить в лабиринтах стен, пропитанных выхлопными суррогатами воздуха, под искусственным фонарным солнцем. При желании, Дух можно отыскать в любых городских клоаках, если хорошенько поковыряться в помойках человеческих душ и провести тщательный шизоанализ диктатуры всего того уродства, что является плодом деяний рук человеческих. Путь дерьмонавта – это тоже путь просветления, но он для сильных...
А наша аскеза проста – был бы бескрайний простор озера, да высокое небо, был бы свежий ветерок в лицо, да дивные краски заката, был бы несмолкающий шум сосен, да набегающие на берег волны... И откуда-то сами собой приходит слова поэта: «Здесь у великой реки очищается сердце мое».
И, пожалуй, главный знак Духа для нас – бледных детей городских склепов – это простор. Над озером встречались две бесконечности – ветер и поток, и можно было часами смотреться в это зеркало Духа, забывая свои ничтожные тревоги и мирскую суету.
Это место было не просто готово к приходу Чайного Духа – он там уже был и, добродушно посмеиваясь, дожидался нас.
3. Знаки. Их было много, но укажу всего два. Первый – черный пес. Возможно, именно он заходил в гости к доктору Фаусту, или он – тот самый «черный пес Петербург». Я не знаю... Знак – это тайное послание Духа, свидетельство Его присутствия, требующее дальнейшей экзегезы и герменевтики. Смысл знаков раскрывается постепенно, да и то не всем. Знаю лишь, что любые повторения не случайны – животные вороной масти сопровождали нас на ОсеньЧае 2004, явились они и сейчас.
Шаманское знание говорит мне, что животные эти, настроенные к нам мирно – знак благосклонности Нижнего Мира. Это означает – обретение/нахождение спрятанных/потерянных во тьме сокровищ/драгоценностей. Одной из обретенных драгоценностей был чай, но вот нашли ли мы эти сокровища в собственной душе? Не знаю, не знаю... Но шанс, предоставленный Духом, у всех леточайников, несомненно, был.
Вторым знаком является присутствие на наших чайных мероприятиях ребенка. На ОсеньЧае-2004 это был Глеб, сейчас это был Егор. Даже было бы здорово, если бы возникла такая традиция – присутствие детишек на наших сезонных чаепитиях.
Неугомонный Егорушка доставил нам много радостных моментов, хотя, было немного жаль его родителей – Пашу и Оксану. Наверное, им постоянно приходилось решать сложную задачу по распределению внимания между Егором и чаем ;-))) Хотя, возможно, это со стороны кажется сложным делом, а для родителей и ничего – привычно.
Недаром один хороший товарищ сказал: «Будьте как дети». Чистая и мощная детская энергетика является весьма уместной и пикантной добавкой к чаю. И, несомненно, Чайный Дух был весьма рад этому вкладу...
Да мы все – леточайники – и были как дети. Смешные, веселые, восторженные, искренние, расслабленные, увлеченные, открытые, энергичные, творческие. Странные и немного инфантильные чайные люди. Серьезная взрослость наша осталась где-то там за порогом ЛетоЧая, и это было в кайф. Это как машина времени – отпустить вожжи, выкинуть из головы бизнес-планы и насладиться внезапно остановившимся мгновением детства. А Егорушка был для нас маленьким, но незаменимым образцом и зеркалом..
4. Опора. Разумеется, единственная опора всего есть Дух, но я не об этом... В мире феноменов (не ноуменов) принято отыскивать причины и следствия всех событий. И есть ключевые причины, которые являются корнем всего и питают правильное течение всего. «Сила – в пальцах ног», говорили старые Мастера, и были правы...
В переводе с заумного на русский это означает, что у мероприятия ЛетоЧай была такая опора. Это человек Духа, который является Его проводником и проецирует Его энергетику в Мир, структурируя хаос, дирижируя событиями, сдвигая со своих привычных мест горы. Это человек, без которого ничего бы не было, и вы все его знаете...
Это – Шумаков. Скромный рыцарь Духа, настоящий чайный джедай, душа и сердце, руки и ноги, голова и хвост всего случившегося. Практически, как альфа и омега... Он нашел базу, он собрал всех воедино, он добывал и заваривал чай и вел о нем дивные разговоры. Мог ли Чайный Дух устоять перед такой доброй магией и не сойти в души своих верных чаепоклонников?!
...А был он (как лично мне показалось), этот человек и пароход, в дни нашего мероприятия несколько уставшим и рассеянным. Засыпал рано, просыпался поздно, впадал в магический транс перед светящимся ящиком. Иногда смеялся невпопад. То ли праведные хлопоты утомили его, то ли несколько опечален он был отсутствием дорогой его сердцу Олюшки. Да... Труден путь служения Чайному Духу, но пока есть такие люди, как Денис – у правильных событий есть опора. И это значит, что мы все еще обязательно встретимся!
5. Дары. Знающие люди говорят, что есть три способа получить шаманский дар: по рождению, по науке и «подарок духа». ЛетоЧай – это и был такой «подарок Духа» всем нам – эдакий чумовой чайный экспириенс, полет на чайном листике сквозь пласты реальности. Но этот «подарок Духа» всем нам не состоялся бы без вполне осязаемых чайных даров.
От себя могу сказать, что я корова шизанутая – я могу и на лыжах, и под седлом... Это в том смысле, что мне, по большому счету все равно, что пробовать – я могу пойти в ближайший супермаркет, накупить того чая, коего ныне средства позволяют и устроить офигительный «ДомаЧай-200...». Это тоже будет некий экспириенс, своего рода античайный чай, постижение еще одного лика, чумазого и безобразного, Чайного Духа. По-моему, такой опыт на грани экстремального только позволяет лучше знать чай и воспитывает любовь к хорошему чаю. Беда бывает только в том, что далеко не всегда есть возможность встретится с хорошим чаем...
Практически каждый участник ЛетоЧая привез с собой какие-либо «любимые» или просто «интересные» чаи. Но были люди, некоторые из которых хотя и не почтили нашу скромную тусовку лично, но без которых общение именно с хорошим чаем так и не состоялось бы. Это люди, чьи чайные дары сделали наше мероприятия настоящим «подарком Духа», а наш чайный экспириенс рафинированным и грацильным.
Рискуя навлечь на себя неудовольствие сих почтенных господ, я все же укажу на них пальцем:
1) Сергей Х. («Бирюзовый чай Тайваня»). Сергей – ты балуешь нас и просто качественными чаями (вроде Пушонга с Ли Шанем и Али Шанем) и всякими диковинными раритетами (вроде Фу-Шоу Хэй Бинг Ча или конкурсного Пэн-Фэна)!
Понимаю, что звучит коряво, но это от чистого сердца – без твоей щедрости вряд ли мы могли позволить себе всякие безумства, вроде варки креветок в пушонге ;-))) Тысячу раз спасибо, и вообще, старина Хо – нам очень не хватало тебя лично!
2) Дима Лехин. Наш резидент в Англии («Бонд. Просто Бонд!»), уникальный человек, который вот уже много лет (!!!) снабжает нас добротными чаями английской фирмы Whittard of Chelsea. Димке также огромное спасибо за то, что он терпит нас, чудиков, таская на себе посылочки с хорошим чаем через псковско-английскую границу ;-))
3) И снова Шумаков ;-))) Я сильно подозреваю (хотя, м.б. и не прав), что чаи в нашем списке от питерского клуба «Целый Мир» и от «Ахмад» были куплены лично Денисом (а не подарены данными организациями) и наотмашь брошены в общий котел.
4) Разумеется, спасибо всем-всем, кто нам прислал или лично привез собственные чаи и щедро поделился ими с окружающими: Николай Монахов, Аня, Ульяна, Лена, Паша, наш австралийский друг (Федя-Тед) и все-все остальные (а вдруг забыл кого? Мне заранее стыдно...).
...Перечитал текст последней заметки и несколько засумлевался... Получается, что как-то «все ходы записаны» – кто что привез. Я вот, сволочь такая, ничего на ЛетоЧай с собой не взял из reserve du patron (хозяйских погребов) и сделал это вполне сознательно, как только увидел чайную карту мероприятия с 40 заявленными чаями, некоторые из которых мы, кстати, так и не попробовали. Может быть, погреба раскроются ближе к осени...
Поверьте, не было задачи делить и считать! В наше странное, суетливое и неблагодарное время было лишь желание низко поклониться всем и каждому, кто привез с собой даже ничтожный чайный пакетик и внес его в общий бурлящий котел ЛетоЧая. Да не оскудеет рука дающего!
6. Вырезано с согласия автора.
7. Культурная программа. В любое материальное событие тонко вплетаются некие нематериальные со-бытийные слои. Это как вышивка – есть серый и грубый холст (материальное), а есть сплетающиеся в удивительный узор разноцветные нити Духа. Как только разум человека начинает различать этот узор, придавая ему смыслы, Природа уступает место Культуре.
Седые стены Изборской крепости и Денис в качестве гида. Парапланы и снова Денис с рассказом о местных воздухоплавателях. Вечерние чаепития на уходящей в озеро косе – и подробнейшая лекция Дениса о самоварах. Душевный и содержательный рассказ Ани о японской чайной церемонии, йогические секреты имбирного корня от Ульяны, рецепты вкусных блинов от Лены и Дениса. Денис с рассказами об английской чайной традиции, постоянно обращающийся к Лехину: «Правда, Лехин?». Дима с новостями о жизни и чае в дружественной Беларуси. Неоднократные и (особенно подчеркнем!) точные прогнозы о погоде над Псковским озером от Почетного Метеоролога ;-)))
А еще незримо присутствовал саксофон Колтрейна (спасибо Паше) и дивный женский джазовый вокал (западные джазовые стандарты, спетые певицами-китаянками – более чем пикантная штучка! За это спасибо Иришке). Слушали еще что-то суфийское и что-то бразильское. Включив в три часа ночи канал «МузТВ» искали тайный смысл в посылаемых зрителями SMS-ках. А еще был загадочный свист неведомых ночных птиц и навеянный ими разговор о «Хрониках заводной птицы» Мураками. Заходили в гости и Бандерас с Сельмой...
Своего рода вербальным вирусом мероприятия стала фраза «Господин (госпожа) дал (-а) волю своему воображению», повторяемая всеми и всегда. Фразочка эта прилетела из фильма режиссера Вонг Карвая «Китайская одиссея» (всем рекомендую, фильм на редкость душевный). Там есть такой стремный эпизод: герой с героиней ведут крутую кунфушную битву и в какой-то момент тесно прижимаются друг к другу, естественно, между ними пробегает «волна неведомого ранее чувства» и они «дают волю своему воображению». Она представляет себя вместе с героем в красивых костюмах под вывеской «Мировое турне лучших мастеров кун-фу», он представляет себе «постельную сцену» - он лежит в кровати, на животе у него стоит гайвань с чаем, напрягая мышцы пресса он заставляет гайвань высоко подпрыгивать, а женщина (героиня) рядом млеет от восхищения. Пока они представляли все это, драка приостановилась кто-то из многочисленных зрителей задал вопрос, дескать, что это они делают. На что ему кто-то из толпы резонно ответил: «Разве не видишь, госпожа и господин дают волю своему воображению». Короче, фраза прижилась, и в течение всего «Леточая» мы, как могли, давали волю своему воображению...
А вообще, здесь есть повод для будущей великой традиции – брать с собой на сезонные чаепития любимую музыку, фильмы, книги... То есть, кроме чая, немного пищи для души (Духа).
8. Люди. Вообще, здесь надо бы писать про всех - про всех... Но я не буду про всех, так уж мне хочется – напишу только про тех людей, которые лично меня поразили какой-то особенной концентрацией чайного Духа. Это вот мое очень субъективное, кого не упомянул: хотите - обижайтесь, хотите – нет.
Шумаков! Ну, про тебя я уже писал, поэтому – больше не буду ;-)))
Аня! Весь ЛетоЧай просто любовался тобою! Спокойное совершенство души твоей, как-то мягко и незаметно наполняло все происходящее на нашем мероприятии. Ты была во всем – начиная от брутального мытья посуды или нарезания бутербродов, и заканчивая хризантемным благородством японской церемонии или грациозной ловкостью гунфу-ча. Цветок души моей...
Ульяна! Просто какое-то «чайное солнышко»! Человек удивительно светлый, позитивный и пытливый, воспринимающий чай, мир, жизнь, людей – открыто и радостно. Внутренний источник этого чайного оптимизма и энтузиазма ключевой, чистый – и прости меня, если я иногда пытался привнести в твою светлую песню нотку дисгармоничного скептицизма. У психологов это называется «метод камертона» - стукни по нему тихонько, и послушай, каким звуком отзовется. Всегда откликалась ты чистотой душевной...
Лена! Человек термоядерной энергии, необъятных интересов и огромной жажды жизни... Не удивлюсь (но, честное слово, не хочу специально обидеть), если чай для Лены – всего лишь преходящее увлечение, и уже на следующее лето она с таким же энтузиазмом бросится в какую-нибудь кофейную тусовку ;-))) Восхищает меня другое – сам подход к делу. Тот накал страстей и напор, то искреннее желание понять, попробовать, быть включенной в процесс, общаться, дегустировать и т.д. и т.п. Все это было подобно урагану, и, как и всякое стихийное бедствие, завораживало. Лично мне было даже немного завидно - рядом с такой увлеченностью чувствовал я себя столетним стариком...
9. Чай. Все-таки наше чаепитие безумное – такого чайного винегрета, который мы слопали за три дня, даже нарочно придумать сложно! Ниже приводится чайная хронология от Иры + мои крайне субъективные оценки данных чаев.
Пятница, 17 июня, завтрак в бунгало
1) Darjeeling Tea. Bewley's of Ireland – средней паршивости, грубоват, пустоват. Или это я еще не проснулся и ощущала не фунциклировали как надо?
2) Irish Breakfast Tea. Bewley's of Ireland – (не пробовал)
3) Melrose's De Luxe Quality (пакетики). Melrose's of Scotland – не понравилось. Какой-то свой характерный вкус есть, но грубо и сопоставимо с ординарными цейлонскими чаями.
4) Darjeeling. Mlesna – Неплох! Добротное среднее качество, ароматности маловато, но цвет и крепость вполне дарджилинговские.
5) Dimbula BOP. Mlesna – самая крепкая Dimbula из всех мною пробованных. При этом аромат «правильный» димбаловский , цвет настоя несколько темноват. Или это все-таки купаж?
Пятница, 17 июня, дневное чаепитие в беседке
6) Пушонг (2004 год). Бирюзовый Чай Тайваня – старый добрый знакомец!!!
7) Пушонг (2005 год). Бирюзовый Чай Тайваня – не соглашусь с оценками Дениса (см. его отчет). Мне показалось, что вкус свежего пушонга действительно более резкий, более выражен «вставляющий» эффект (что закономерно для свежего чая), более яркий (в желтизну) цвет настоя. НО! Вкус показался более жидким, не таким наполненным, а аромат явно «заваливается» в травяные нотки, в отличие от более цветочного пушонга-2004. М.б. я и злостный консерватор, но мне пока больше нравится пушонг-2004 – он потоньше, а пушонг-2005 кажется мне каким-то более попсовым.
8) Кай Хуа Лун Дин. Целый Мир. №260, зеленый, странный – соглашусь с замечанием Иры по поводу «странности». Во вкусе выражены какие-то кудиновые нотки, аромат и вкус довольно плоские.
9) Пуэр Бин Хуа. Целый Мир. №240, странный: цветочный чай со вкусом ромашки – однозначно гадость! Либо микстура для выведения кожных паразитов... Хотя, конечно, это просто классический тизан (травяной чай), м.б. и дико полезный, но я умею составлять травяные сборы и повкуснее.
Пятница, 17 июня, вечернее чаепитие в беседке
10) Пуэр 1989 год, чёрный рассыпной. Привезла Ульяна – на вкус немного резковат, но с топленым молоком – отлично!
11) Пуэр черный рассыпной, 10 лет. Бирюзовый Чай Тайваня – старый добрый знакомец! По сравнению с предыдущей позицией более мягкий и ароматный, но пикантности меньше.
12) Прессованный выдержанный чёрный улун «Ладонь Будды» (Фу-Шоу Хэй Бинг Ча, 1999 год). – это гениальный шедевр!!! Чай, который лично мне понравился на ЛетоЧае больше всех остальных! Вкус по сравнению с пуэрами более мягкий, а вот «мерцание» аромата породило много разных оценок – и «сигары», и «шоколад», и «чернослив», и «сухофрукты» и др. Очень любопытная штучка.
Пятница, 17 июня, самовар на берегу озера
13) Szechuan Province. Whittard of Chelsea – дивная штука! Сычуань – северная провинция, чай, скорее всего – «родственник» юннаня (ассама), но с легкой ноткой подкопченности. Очень и очень приятен и своеобразен.
14) Yunnan Province. Whittard of Chelsea – добротный средний чай. Но (как мне кажется) не лучше ахмадовского или гринфилдовского.
15) Orange Blossom. Whittard of Chelsea. Ароматизирован апельсиновым маслом и цветами – ничего выдающегося. Нечто подобное легко изготавливается в домашних условиях путем добавления апельсиновых корочек к любому более-менее приличному чаю. Но легкий согревающий и прочищающий носоглотку эффект вечером на берегу озера был более чем кстати.
Пятница, 17 июня, японское чаепитие в бунгало
16) «Свежий Ветер» с плантации «Коямо-Э (Маленькая Гора) близ Киото». Зеленый порошковый чай. Привезла Аня – дико вкусно! Про аромат говорить сложно (он есть, на поверхности простецки-травяной, но с тонким изменчивым цветочным бэкграундом), но терпкая свежесть этого чая и выраженный «торкающий» эффект вспоминаются крайне ярко даже в момент написания этих строк!
Суббота, 18 июня, пробуждение
17) Пуэр, черный рассыпной, 10 лет. Бирюзовый Чай Тайваня. Варка на молоке, с мёдом. – No comment. Вспоминаются только строки Высоцкого: «Утром отрезвляющий, общеукрепляющий...» Короче, это наше все... Ну и т.д. и т.п.
Суббота, 18 июня, конрткультурное чаепитие на башне Луковка в Изборске
18) Darjeeling Badamtam First Flush 2005. Whittard of Chelsea – хорош, собака! Пожалуй, один из эталонных чаев. Но... У меня тут возникает крамольная мысль, что он слишком тонок для уличных чаепитий, т.е. слишком забивается посторонними запахами. Надо бы нам для контркультурных чаепитий что-нибудь погрубее брать с собой... Ассамы, например.
Суббота, 18 июня, чаепитие в Изборске, на Трувором городище, под парапланами
19) Nepalese. Ahmad Limited Edition – неплохой «непалец», обладающий всеми родовыми признаками данного чая – светлым настоем, легкой и пряной, чуть суховатой терпкостью, родственной одновременно и дарджилингу и юннаньскому чаю, выраженным «черно-цветочным» ароматом (у черных чаев он более «тяжелый», чем, например, у зеленых). Но... как справедливо написал Денис – доводилось пробовать непальцев и получше.
20) Keemun. Whittard of Chelsea – китайцы бы такой Ци Хун раскритиковали... Но в целом – добротный средний чай.
Суббота, 18 июня, вечером в беседке после дождя
21) Имбирный напиток с лимоном и мёдом от Ульяны – гадость!!! Ну, не чай это, не чай! Лекарство, снадобье, допинг – но не чай! Меня, попавшего под ливень, незадолго до ЛетоЧая друзья отпаивали глинтвейном – на вкус не отличить от имбирного напитка!
22) Гёкуро. Целый Мир – очень приятная свежая штучка. Вообще начинаю себя ловить на мысли, что мне все больше нравятся японские чаи. Именно какой-то своей легкостью и свежестью. В целом очень нежный, без явной грубой «травы».
23) Мэн Дин Гань Лу. Целый Мир. №150, зеленый, подкопчёный - понравился! Во вкусе и аромате есть что-то родственное классическому Лун Цзину, но сам чай несколько полегче.
Суббота, 18 июня, гунфу-ча в беседке
24) Ли Шань Улун (осень 2004). Бирюзовый Чай Тайваня – старый знакомец! Качество стандартно высоченное!
25) Али Шань У Лун (высокогорный 1600 метров, 2005, Дун-Пьян (поздний зимний), собран до заморозков). Бирюзовый Чай Тайваня – также без комментариев – чай выше всяких похвал!
Суббота, 18 июня, самовар и закат на берегу
26) Russian Caravan. Whittard of Chelsea – отличный чай в классическом исполнении
27) Lapsang Souchong Eagle. Whittard of Chelsea – мягкий ЛС, тогдашним холодным и ветреным вечером пился легко и душевно. Очень хорош!
28) Apple Crumble. Whittard of Chelsea – (не пробовал)
Суббота, 18 июня, долгая ночь в бунгало
29) Пуэр Шу 19 лет (Yunnan Chitsu Pingcha). Бирюзовый Чай Тайваня. Варка – отлично!
30) Пуэр со сливками. Варка – отлично!
31) Пуэр Шен, с дикорастущего дерева, 18 лет. Бирюзовый Чай Тайваня – у меня есть такой дома ;-))) Но все равно отлично! Он немного грубоват, но в его безыскусной простоте что-то есть. Лично мне его своеобразная «дубоватость» даже нравится.
32) Гун-Фу Хун Ча. Тайваньский чай по технологии дарджилинга. Которого всего кило восемьсот собрали. Заварили в полуторалитровом стеклянном чайнике – не понравилось! Возникали устойчивые ассоциации с грузинским черным чаем времен моей молодости. За попытку тайваньским чаеводам спасибо – но получилась скверная пародия на дарджилинг.
33) Выдержанный прессованный чёрный улун <Ладонь Будды> (Фу-Шоу Хэй Бинг Ча, 1999 год) на молоке. Бирюзовый Чай Тайваня...
Воскресенье, 19 июня, утро перед завтраком
34) Nuwara Eliya. Mlesna – самая странная Н.Э. из всех, которые я пробовал – настой темнючий, почти малиновый, вкус зашкаливает своей терпкостью, если не сказать – горечью. М.б. потому, что чай крупнолистовой? Аромат где-то близок к медовому, но довольно «играющий» и любопытный.
35) Nuwara Eliya. Clipper (Tea Tang) – мелколистовой, настой светлый и не такой терпкий, как можно было бы ожидать от мелколистового чая. Очень напоминает пробованные мною ранее «стандартные» Н.Э. от других фирм.
Воскресенье, 19 июня, утро, гунфу-ча в беседке
36) Ми Лань Сян Дань Цун. ИСТ – очень любопытный улун. Скорее понравился. Но, по сравнению с очевидным мощным и устойчивым вкусом и ароматом тайваньских улунов (п.24 и 25), чай оказался довольно тонким и капризным. Вкус начал «садиться» уже после 2-3 проливок, аромат (кстати, очень любопытный ягодный – кто-то унюхал черную смородину, кто-то малину, кто-то нечто от свежих фруктов) также проявляется как-то мимолетно, на какой-то одной температурной ноте и быстренько тает.
37) Конкурсный Пэн Фэн (урожай прошлого года) (Пэн Фэн Би-Сай). Бирюзовый Чай Тайваня – этот чай несколько меня ошеломил и поставил в тупик. Либо чай «очень простой», либо мы – хреновые специалисты, не смогли разгадать его секрет и раскрыть его качества. Осталась какая-то недосказанность... Первое впечатление – однозначно негативное! Чай пустой, простой, грубый, чем-то напоминает средней руки дарджилинг. Чувствуешь в этом впечатлении какой-то подвох, напрягаешься, пытаешься разобраться... и понимаешь, что чай не так прост, как кажется! Есть очень тонкая игра вкуса и аромата, и возникает ощущение заваривать его еще и еще, меняя условия, пробуя всякие варианты. Жаль, но для пристрастных экспериментов у нас просто не хватило времени!
Воскресенье, 19 июня, последнее чаепитие
38) Масала на основе Indian Spiced Chai (Whittard of Chelsea), со сливками и медом – эту гадость я варил собственными руками... Я всячески сопротивлялся и пытался аргументировать, мол, не летний это напиток, но народ страстно возжелал. Не знаю, напиток вроде вышел неплохой, а Виттардовская масала в некотором роде – классика, но больно уж не по сезону. Но народ вроде пил и остался доволен.
39) Ti-Tree Tea. Old Bush Brand (Australia) – средней паршивости. Чай ароматизирован довольно сильно, но сам ароматизатор не очень резкий и не противный. Попробовать «чай с ароматом чайного дерева» довольно прикольно, но пить такое регулярно я бы не стал.
10. Время. ЛетоЧай умер – да здравствует ЛетоЧай! Мы прожили это счастливое время все вместе, мы заловили прекрасного чайного Духа, накрыв его прокинутыми чайными чашечками. Возликовав душою, мы выпустили Чайного духа на волю, и он улетел, торжественно и строго сделав прощальный круг над простором озера.
Чай кончился, чтобы начаться вновь, чтобы быть вечно. А время – это всего лишь человеческое изобретение...