чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 276 (04.08.05). д. шумаков

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
«Информационный Бум» ушел на каникулы до сентября. Колумнисты — тоже люди, в отличие от ведущих рассылок ;) Так что ссылок на новые колонки пока не будет.

НЕДЕЛЯ ДЕГУСТАЦИЙ
Всю минувшую с выхода прошлого выпуска рассылки неделю я, уважаемые подписчики, пробовал новые чаи. Занятие это, как вы понимаете, приятное — но нелегкое. Я, конечно, понимаю, что профессиональному титестеру попробовать несколько новых чаев в день ничего не стоит — но я то не титестер. Мне дегустационную форму поддерживать ни к чему — я удовольствие получаю.

Вот об этом удовольствие я и хочу сказать сегодня несколько слов. Сначала — общих, потом — частных.

ЧАЙНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Я уже как-то рассказывал, что одним из основных мотивов моего устойчивого интереса к чаю является мотив коллекционный. Сам факт появления на моей чайной полке нового чая доставляет мне массу удовольствия — и это коллекционное удовольствие во многом определяет мои впечатления от дегустации чая. Очень простым способом определяет — новый чай мне почти всегда нравится.

Естественно, чай, который нравится, хочется пить еще и еще. И я, конечно, пью его еще и еще. И достаточно скоро мое отношение к новому чаю меняется двумя принципиально разными способами.

Во-первых, чай может нравиться не переставая — мало того, все более и более близкое знакомство с напитком позволяет открывать в нем новые нюансы вкуса, выбирать оптимальный режим его заваривания и подбирать идеальный антураж для чаепития. Конечно, такая симпатия не означает, что понравившийся чай вытесняет из чайного рациона все прочие и потребляется декалитрами. Нет — он просто становится любимым чаем, которому ты всегда рад и который гарантировано доставит удовольствие... У такого чая, кстати, есть еще одно характерное свойство. Когда подходишь к чайной полке и думаешь «Что бы такого выпить, чтобы понравилось» — этот чай приходит на ум в первую очередь.

В моем чайном хозяйстве такими чаями стали индийские дарджилинги, китайские юннани-кимуны-сычуани в их европейском исполнении и тайваньский лишаньский улун. Старожилами этого списка «гарантированного чайного удовольствия» являются дарджилинги — и я надеюсь, что моя к ним любовь продлится ее долго-долго. Тем более, что в Дарджилинге под девяносто чайных плантаций — и далеко не со всех мне довелось попробовать чай...

Замечу, что трансформацию первого рода (из новых — в любимые) проходят, очень немногие чаи. Большая часть новых чаев подпадает под «во-вторых».

Во-вторых, чай может сначала нравиться — а потом надоесть. Это совершенно нормально — очень многие способы получения удовольствия, с которыми мы сталкиваемся в жизни, проходят аналогичный путь — и нет ничего удивительного в том, что надоедают чаи.

Как вы понимаете, чаи могут надоедать самыми разнообразными способами. Можно, например, перепить конкретного сорта чая. Так часто бывает с чаями ароматизированными — ваш покорный слуга лет двенадцать назад выпил столько Эрл Грея, что до сих пор покупает его только для гостей.

А может надоесть целый вид чаев — например, чаи зеленые или чаи черные. Часто такое резкое изменение вкусов связано с сезонами. А иногда — с банальным «перепоем» того или иного вида чая. Вариантов множество.

Так вот. Гармония в чайной коллекции наступает именно тогда, когда в ней представлены чаи двух видов — и постоянно любимые, и те, что нужно пить время от времени. Чайное разнообразие, которое всегда под рукой и которое способно удовлетворить самые разнообразные запросы: от традиционных до самых странных...

Очень у меня длинное вступление к рассказу о новых попробованных чаях получилось.

ЧАЙ АРОМАТА
О том, что абхазские чаи стали для меня одним из открытий этого года, я писал уже неоднократно и самыми разными способами. Однако напишу еще раз — тем более что благодаря Николаю Монахову моя чайная полка пополнилась сразу десятком новых чаев с Кавказа.

Здесь и сейчас я не буду подробно рассказывать о каждом из этих сортов — каждый из них мне нужно еще распробовать чуть более подробно. Естественно, какие-то чаи мне понравились очень, а какие-то не понравились совсем. Естественно чаи эти очень разные и по качеству листа и по качеству обработки (среди них есть, например, «деревенские» чаи — такие, которые собирают и изготавливают только для себя). Но во всей этой «кавказской линейке» мне удалось, кажется, заметить два связанные между собой закономерности.

Во-первых, мне показалось, что самое сильное впечатление в абхазских чаях производит аромат сухой заварки. Он очень разный и почти всегда очень заметный и очень приятный, этот аромат. Пожалуй, этот аромат можно назвать «персидским»: он теплый, немного пряный и очень отзывчивый — раскрывается моментально, с первым вдохом и практически не меняется при последующем вдыхании. А еще он немного щекочет нос — как и положено пряному персидскому аромату.

Очарование этого аромата настолько велико, что чай этот хочется немедленно заварить — и вот эта «немедленность» является, пожалуй, очень серьезной ошибкой. Потому что в я заметил в абхазских чаях еще одну закономерность. «Во-вторых»...

Во-вторых, абхазский чай очень капризен в заваривании. Перекипевшая вода, длительное настаивание, неудачное количество заварки, невысокое качество воды — все это может настолько испортить напиток, что (особенно по контрасту с замечательным ароматом) его дегустация закончится полным разочарованием. Поэтому обходиться с этим чаем нужно очень мягко и аккуратно. И заваривать его не сильно горячее водой. И не особенно крепко. И не особенно долго... И все равно может ничего не получиться! Как и положено капризному персидскому явлению, этот чай ведет себя, как захочет.

Это, как вы понимаете, и недостаток, и достоинство одновременно.

UVA PETTIAGALLA
В прошлых (сильно прошлых) выпусках рассылки я неоднократно жаловался на то, что не могу распробовать цейлонский чай. Очень редкие образцы чая с этого замечательного острова мне нравились — причем нравились очень сдержанно, на уровне замечания «Ну... Ничего. Пить можно».

Уже несколько раз я ставил крест на собственных взаимоотношениях с цейлонскими чаями, решив, что не судьба. Но примерно раз в год мне попадает под хвост вожжа — и я решаюсь на очередную цейлонскую дегустацию.

В последний раз такая вожжа побеспокоила меня чуть меньше месяца назад, когда я отправлял в Англию Дмитрию Лёхину очередной масштабный заказ на чаи от Whittard of Chelsea. Выбрав в каталоге самый дорогой цейлонский чай (это не от пижонства — я просто уже давно заметил, что цена у Виттардовских чаев в подавляющем большинстве случаев пропорциональна качеству), я включил его в заказ, решив, что эта проба будет решающей. «Проба крестом», так сказать.

Сегодня из Англии пришла посылка. Перед тем, как сесть писать этот выпуск рассылки, я заварил цейлонский чай из региона Ува (что на восточной стороне Цейлонского Центрального нагорья), с плантации Pettiagalla. Заварил и решил — как чай понравится, так и напишу.

Чай понравился. Честное слово. В нем оказалась изюминка, которой я никогда не встречал в других чаях. Наверное — это главная цейлонская изюминка. Не знаю. Буду проверять.

Сухая заварка этого чая очень темная, без светлых фракций (редкие коричневые чаинки таковыми, конечно, считать нельзя). Аромат сухой заварки (и настоя, впрочем, тоже) очень простой, хотя и достаточно настойчивый. Цвет настоя — невероятный! В белой посуде он темно-апельсиновый, очень яркий и праздничный. Вкус — приятно горький. Не терпкий — а именно горький. Но эта не та отвратительная горечь, в которую уходят перестоявшие плохие зеленые чаи. Эта горечь — мягкая и приятная.

А изюминка этого чая — в его «округлости». Честное слово, я не очень хорошо представляю, что скрывают за этим термином дегустаторы вена. Я округлостью называю такое чувство, что тебя при первом глотке легонько стукнули по лицу подсдутым воздушным шариком...

Мощные переживания накатывают по четвергам, да?