чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 279 (25.08.05). с. калинин

В этой рассылке: Млечная тропинка на Тайвань — Кто такой этот мерчандайзер?

МЛЕЧНАЯ ТРОПИНКА НА ТАЙВАНЬ
Вообще, интересная эта вещь — чайная мода. Ее можно сравнить с модой на одежду: представьте себе, что вы открываете какие-нибудь бабушкины или дедушкины сундуки, вытаскиваете из пыльного чулана или с дачного чердака древний узел с вещами, развязываете его, а там... А там какие-то вещи, которые были необычайно модными в те далекие времена. А сейчас просто невозможно смотреть на эту одежду без улыбки.

Хочу заметить, что опыт ношения супермодной одежды молодости наших родителей у меня был ;-))) Были в конце 1950-х — начале 1960-х годов так называемые «стиляги», те самые, которые «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Так вот в родительских «сундуках» были обнаружены приталенная рубашка с о-о-громным отложным воротничком, укороченные полосатые брюки-дудочкой, бесформенный плюшевый пиджак а-ля teddy bear. Вся эта одежка была в относительно хорошем состоянии, и я, пребывая в «трудном» подростково-юношеском возрасте, и желая произвести на сверстников шоковое впечатление, напялил их на себя в качестве дискотечно-тусовочной одежды. Чтобы обеспечить себе крепкий тыл, я подкрепил свой новый имидж легендой, что сия одежда была привезена родственником из-за границы, и что «там» сейчас это самое модное, что есть...

Провокация удалась, и вскоре «новая мода» распространилась среди моих знакомых: кто-то шил подобные вещи в ателье, кто-то заказывал подобные шмотки у фарцовщиков, но была еще и парочка действительно «продвинутых» участников этой мистификации, которые, похоже, догадались, что одежка эта совершенно не новая, а древняя, добытая из родительских сундуков... Сдается мне, что эти, разгадавшие секрет «новой моды» люди поступили также как я (откопали подобную одежду в родительских сундуках), но никому ничего не сказали — что они, дураки, чтобы себя же в дураках выставлять ;-)))

Байку я эту рассказал к чему ;-))) А к тому, что мода — это юмористический феномен общественного сумасшествия. Мода приходит и уходит, а мы потом недоумеваем и смеемся: «Неужели по такой фигне все с ума сходили?» С другой стороны, отрезвление, которое наступает после ухода моды, позволяет понять, что есть истинные ценности («классика»), а что — случайное и наносное.

Также и с чаем: в советские времена (80-е гг.) была какая-то неадекватная мода на чай №36, который, в общем-то, был весьма простеньким купажом; в перестроечные времена всех захлестнуло поветрие с сильно ароматизированными «чаями-компотами»; потом стройными рядами стал наступать зеленый чай; вот уже распахнули свои двери «продвинутые» чайные заведения и народ ломанулся на китайскую экзотику...

Трудно сказать, каким будет очередной «закидон» чайной моды, но какие-то ее «микровсплески», в особенности в «продвинутых» заведениях нынешнего общепита происходят постоянно. Взять, к примеру, разного рода чайные клубы: то все затряхиваются с белых чаев, то вдруг пошла волна интереса к Хун Ча, то все прутся с «одиноко растущих» и диких-предиких Е Шенов ;-))), ну и т.д. и т.п.

Одно из таких модных чайных «микроповетрий» в течение последних 2-3 лет — это чай Най Сян Цзинь Сюань, как его обычно переводят «Огненный цветок с молочным ароматом». Многие чайные заведения (да и не только чайные, а и вполне рядовой общепит) довольно активно «окучивали» своих клиентов, предлагая им именно этот чай, как своего рода «открытие года», «бестселлер года» и т.п. Не обошлось тут и без противоречий: одни заведения позиционировали Най Сян как «элитный чай для настоящих знатоков», а другие — как «чай с простым и ясным вкусом для начинающих любителей чая». Местами Най Сян пытались предлагать любителям кофе, дескать его «молочность» во вкусе сделает его более понятным для кофеманов. От себя добавлю, что довод довольно странный, т.к. у многих фирм, изготавливающих ароматизированные чаи, в линейке обязательно есть 1-2 чая, обладающих убойным кофе-какавным ароматом ;-))

Как и всякая мода, подбирающаяся к границе полного абсурда, Най Сян оказался не исключением — мне на глаза, например, попалась реклама одного из довольно элитных и дорогих SPA-салонов, где Най Сян предлагается как идеальное средство коррекции... женской груди! Логика тут проста и прямолинейна: молоко = Инь = женское... Для полного успеха, правда, требовалась известная регулярность пития чая Най Сян, совмещенная с массажем хитрыми филиппинскими ракушками сами догадываетесь чего ;-))

Когда говорят о чае Най Сян Цзинь Сюань то обычно речь идет об улунском чае, специальным образом (китайцы делают из технологии страшный секрет) обработанным молочно-карамельной эссенцией (состав которой опять же — великая тайна). В вездесущем Интернете встречается как минимум два «секретных» рецепта подобной молочной ароматизации. Первый, довольно витиеватый («дорогой») и заключается в том, что куст опыляется раствором сахарного кубинского тростника, а корневища кустов поливаются растворимым молоком, а потом обкладываются шелухой рисового зерна. Предполагается, что «сладость» впитывается через листья, а «молочность» — через корни. Второй способ, более примитивный и дешевый, заключается в том, что на одной из стадий изготовления чая (скорее всего, или при паровом способе «убийства зелени», или перед окончательным высушиванием) над ним распыляют ароматизатор. Лично мне первый способ кажется несколько мифологичным, а вот второй вполне зауряден.

Могу сказать, что первое мое знакомство с «Огненным цветком» (сейчас я уже и не вспомню, что это был за чай) оставило двойственное впечатление. Последующие пробы китайских Цзинь Сюаней лишь укрепляли это мнение. С одной стороны, подобная «молочная» ароматизация гораздо лучше, чем та, которая присутсвует в «чаях-компотах» многих отечественных и зарубежных фирм. Мало того, если учесть тот факт, что чай традиционно сочетается с молоком, то в этой идее, несомненно, что-то есть...

Обратной стороной этой идеи было то, что я столкнулся с двумя прискорбными вещами: а) качество чая, который использовался как основа для «молочной» ароматизации чаще всего было ниже среднего; б) самого ароматизатора обычно было вгрохано в чай столько, что возникало ощущение, будто ириску жуешь, а не чай выпиваешь... Возникало стойкое ощущение, что тебе хотят «втюхать» чай, недостатки которого просто замаскированы непонятным (синтетическим? или каким-то очень банальным?) ароматизатором.

В целом, новый вкус не произвел на меня чрезмерного впечатления, а сама попытка чайных заведений сделать из нового чая моду, вызвала скептически-негативное отношение. Мало того, раскрою великую тайну — я разгадал секрет «молочного цветка»! Могу поделиться еще одним «секретным» рецептом, как его сделать в домашних условиях ;-))) Берете улунский чай (какой не жалко ;-))), берете «Чудо-молоко» (карамель+банан; или просто ванильное), заварку тонким слоем рассыпаете на листочке бумаги и сверху аккуратно разбрызгиваете «Чудо-молоко» (чем мельче распыление, тем лучше). Дожидаетесь, когда все это дело высохнет естественным образом, завариваете, и получаете «Огненный цветок» ;-))) В принципе, можно заварить любой чай (черный или зеленый) и подлить в чашку с ним того самого «Чудо-молока», будет ну почти «Золотой цветок» ;-)))

Однако могу сказать, что в последнее время мой скепсис относительно Цзинь Сюаней сильно пошатнулся! Хорошие новости пришли совершенно неожиданно и заключались они в том, что мне довелось попробовать несколько тайваньских «огненных цветов» (чаев, приготовленных из листьев чайного куста сорта Дзинь Сюань, выращенных на разных плантациях) с естественным «молочным ароматом», любезно предоставленных для дегустации фирмой «Бирюзовый чай Тайваня». Размещаю их в том порядке, в котором они мне понравились (своего рода рейтинг): 1) Ли Шань Цзинь Сюань; 2) Ву Лин Цзинь Сюань; 3) Али Шань Цзинь Сюань; 4) ординарный Цзинь Сюань с равнинной тайваньской плантации.

Главные впечатления: а) «Молочно-ирисочный» аромат и вкус на грани различения. Сильно подозреваю, что если бы пил этот чай на бегу, не концентрируясь на вкусовых ощущениях, то «молочность» можно было бы запросто не заметить; б) Селекционная база (сорта улуна) для экспериментов с «молочностью», несомненно, высочайшего качества. Достоинства улунского чая от подобной «естественной ароматизации» не пропадают, а лишь усиливаются. У меня была возможность заняться сравнительным анализом, т.к. под рукой были «простые» (без «молочности», не Цзинь Сюани) Ли Шань и Али Шань. Еще добавлю, что свои ароматические характеристики тайваньские Цзинь Сюань почти на 100% унаследовали от качественной основы, «молочность» же очень легко присутствует во вкусе и послевкусии, причем не конкурируя с основным улунским вкусом и послевкусием, а привнося в него пикантные обертоны. В целом тайваньские Цзинь Сюани произвели очень сильное и позитивное впечатление...

Мораль всей истории такова: мода есть мода, а классика есть классика! Хороший улун (да и любой хороший чай) никакой ароматизацией (ни «естественной», ни «искусственной») не испортишь, если, конечно, творцам сей ароматизации присуще чувство меры ;-))

КТО ТАКОЙ ЭТОТ МЕРЧАНДАЙЗЕР?
Вот тут совершенно случайно ;-))) почитывал я книгу В.Снегиревой «Книга мерчандайзера». — М., «Питер», 2005 и совершенно случайно натыкаюсь на раздел, посвященный мерчандайзингу бакалейных товаров (и непосредственно — чая) в современном большом магазине.

Лично мы не знакомы, но авторша, например, мерчандайзила такие шопы как «Седьмой континент» и т.п. В-общем-то «правильная» авторша ;-))) Когда я читал кусочки, посвященные чаю, то впечатление складывалось противоречивое. Кое-что уважаемая авторша намерчандайзила весьма точно! Например, весьма понравилась мне мысль, что чай для магазина — имиджевый товар, к которому надо относиться особенно трепетно, что продавцы должны быть хорошо подготовлены и компетентны, чтобы квалифицированно помочь покупателю выбрать чай... Ну и еще кое-какие правильные мысли ;-)))

Однако некоторые сентенции вызывали, мягко говоря, удивление... Даже как-то само собой вспомнился эпизод из «Золотого теленка», где тов. Бендер объясняется с знатоком автопробега: «Кто такой этот Студебеккер? Это что, папа ваш — Студебеккер? Знаток!» (ну и т.д.).

Не вдаваясь в детальную критику скажу, что в разделе об ассортименте чая (раздел о выкладке я не комментирую, на мой взгляд он весьма неплох), авторша приводит несколько загадочные данные о факторах и закономерностях чайного спроса. Одни из них банальны (о том, что в «офисных» кварталах лучше идут чаи в пакетиках, а в «рабочих» кварталах — гранулированные и дешевые), другие — спорны (слишком локальные и непостоянные тенденции спроса).

Главная же претензия с моей стороны — крайне консервативная и пассивная позиция по отношению к чайному ассортименту. Из позиции авторши (впрочем, весьма характерной для всей современной торговли) следует, что магазин должен превратиться в тупую и банальную лавку, покорно следующую за спросом, но не в точку формирования такого спроса. Я не идеалист, и представляю, что писать против ветра — это особое искусство... Но коли уж чай имиджевый товар, способный сформировать «лицо» магазина, то почему бы не поиграть в более агрессивный маркетинг? Или на фига они (мерчандайзеры) тогда нужны, если надо просто плыть по течению, а течение это могут указать банальные маркетологи!?

Впрочем, через некоторое время прочитать посвященный чаю отрывок из книги В.Снегиревой вы сможете в нашей библиотеке (если редакция и автор разрешат), и сами сможете составить собственное впечатление о ее рекомендациях. А пока, если вдруг попадется «живая» книга, обратите внимание на страницы 170-171 и 173-176.