«ЛетоЧай 2005» закончился уже более двух недель назад а я, если честно, до сих пор не могу прийти в себя. Или во время, или после, а может и перед этим масштабным чаепитием, во мне что-то сломалось и до сих пор не может вернуться на место.
«Что-то» это отношение к чаю. На протяжении достаточно долгого времени (года, эдак, с 1992) чайная культура являлся для меня самостоятельной и развитой категорией, соединяющей в себе очарование и силу природы, мифологию, историю, традиции, технологии и множество прочих важных и не очень вещей. К этой культуре хотелось прикоснуться, она завораживала, изящно обманывала, привлекала и вызывала желание разбиться в лепешку но внести в нее свои две копейки. Почти ничего не изменилось и сейчас. Чайная культура сохранила свою привлекательность, она завораживает, искушает, обманывает и побуждает писать в том числе и эти строки. Но сейчас она для меня маска, ширма, фантом.
А за ширмой чайной культуры люди. Совершенно конкретные человеки, которых, как это всегда бывает в случае с конкретными человеками, можно перечислить поименно. Чай может соединить меня с этими людьми и все, после этого он становится просто напитком, который приятно разделить с друзьями и за который можно спрятаться, если общение с новым человеком доставляет определенный дискомфорт.
А чайная культура... Сейчас мне кажется, что это такое специальное искушение. Человеку скучному и неинтересному чайная культура дается в качестве костыля, подпорки, которая позволяет говорить чужими словами, чувствовать по готовым схемам и гордиться очевидной гордостью. И, может быть, дает шанс увидеть собственную неинтересноть.
Человека же нескучного и интересного чайная культура проверяет на вшивость. Она испытывает его своей масштабностью и многогранностью, пытается растворить и подчинить, подкупает эстетикой и интеллектуальностью, соблазняет трепетными формами. И предлагает заменить живую человеческую этику на мертвую себя, наполняя собственной значимостью каждое чаепитие. И если, начиная чаепитие, человек начинает действовать с позиции чая чайная культура его победила.
А вот если чаепитие сразу после его начала становится просто спутником, приятной, но необязательной составляющей неспешной беседы, шумного веселья, легкого флирта или просветленной одинокой печали чайная культура проиграла. И заняла подобающее ей место. Рядышком, тихо, у ног замечательных людей, которые всегда рядом с нами. И у ног каждого из нас. Потому что каждый из нас тоже замечательный человек...
Вот. Все это, я написал только для того, чтобы сказать спасибо всем своим чайным и просто друзьям. Друзьям, которые стократно интереснее чая, даже если это самый лучший чай.
ПУЭР ЗА ПЕЧКОЙ
Есть у меня один интересный знакомый Алексей Курс (это у него фамилия такая). Так вот, у Алексея есть родственники, проживающие в сельской местности и окруженные всеми необходимыми для сельской местности атрибутами хомутами там всякими, озимыми и гумном. Среди этих атрибутов есть и печь. Совершенно классическая и чудесная русская печь, которая долго-долго хранит тепло и на которой, как оказалось, можно приготовить пуэр необычным и кросскультурным способом.
Нужно просто заварить его в чайнике кипятком, поставить его на теплую печку и оставить на ночь. Я понимаю, что такой способ приготовления этого чая трудно воспроизводим, но, говорят, вкус у пуэра утром просто фантастический.
(Оговорюсь сразу я не уверен, что приготовленный таким способом напиток сохраняет все свои полезные свойства. Способ, все-таки, противоречит всем классическим канонам).
УДОВОЛЬСТВИЕ ПРАЗДНЫХ ЛЮДЕЙ
Наверное, я уже как-то писал в рассылках о том, что минувший Новый Года был для меня связан не только с классическими новогодними и рождественскими торжествами, но и с переездом на новую квартиру и, соответственно, с ее, новой квартиры, ремонтом. Большого напряжения духовных и физических сил ни переезд, ни ремонт от нас с женой не потребовали однако мы изрядно уставали от большого количества разнообразной физической работы.
Именно тогда, после совместной с перфоратором тряски и прочих экзистенциальных занятий, я заметил, что мои чайные запросы чрезвычайно упростились. Никакие дарджилинги, лишани и прочие изыски никакого удовольствия не доставляли. Душа радовалась банальнейшему «Английскому Завтраку», причем непременно с сахаром и лимоном. Ни о каких «чистых» чаепитиях в те дни не возникало даже и мысли чай превратился в запивку для бутербродов и всякой прочей снеди не столько лакомой, сколько сытной.
Аналогичное «упрощение» случилось и со вкусами алкогольными. Традиционная наша новогодняя трапеза, состоящая из бутылки коньяку, чая «Русский караван» и простых и легких закусок в минувшую новогоднюю ночь не доставила нам ни малейшего удовольствия.
Тогда я просто решил, что физическая работа не особенно соотносится с изысканными напитками, посмеялся сам над собой, закончил ремонт и, спустя очень короткое время, вернулся к чаям достаточно тонким. И только потом вспомнил, что в Китае прошлого века применительно к изысканной чайной культуре употреблялся термин «Чаепитие праздных людей». Термин этот, несмотря на некоторую вычурность, исключительно тонок. Много и тяжело работающий человек не запаривается на тонкие ощущения ощущения «толстые» для него гораздо важнее и, пожалуй, приятнее.
Этому простому явлению можно найти несколько объяснений. Романтическое и лестное для всех любителей изысканного чая приходит в голову сразу. Уставший человек не может воспринимать тонкие напитки, потому что их восприятия требует изрядных сил и порядочной «работы» напряжения вкуса и обоняния, активной работы фантазии, возможно разговоров и мыслей. И все это вкушение, вдыхание, болтание и думание требует изрядной энергии. А у уставшего человека ее просто нет.
Возможно и более приземленное объяснение. Для физически работающего человека чаепитие это один из способов восполнения затраченных сил. И в нем уж не до изысков, чай должен быть максимально «энергетическим»: крепким, сладким, да еще, по возможности и с лимоном...
А сейчас я вспомнил это вот в связи с чем. Мне вдруг в голову пришла идея попробовать сравнить чайные впечатления от двух совершенно одинаковых чаепитий (по посуде, чаю, времени проведения и т.п.), различающихся только степенью участия в них подопытного кролика.
Чаепитие первое должно полностью обслуживаться «кроликом» (сервировка, чаепитие, уборка), чаепитие второе подразумеваем, что «кролик» будет только пить чай все остальное (сервировка, обслуживание, уборка) за него сделают другие люди.
Интересно, какой чай будет вкуснее?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
По идее, каникулы «Информационного бума» должны закончиться как раз сегодня. Я в этом не уверен, но очередную колонку, на всякий случай, написал и опубликовал. Об осени.