чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 296 (22.12.05). д. шумаков

Давным-давно, когда мишки, как известно, были пчелами, а рассылка эта только начиналась (и объем каждого выпуска редко превышал одну страничку) у меня была одна благая мысль — постоянно пробовать разные сорта чая, появляющиеся в наших супермаркетах и публиковать впечатления от этих дегустаций. Затея была благородной, я начал ее реализацию — но очень скоро ее бросил. По двум причинам.

Во-первых, пробовать супермаркетовские чаи по «площадям» неинтересно — потому что очень многие из продающихся в супермаркетах чаев имеют совершенно одинаковый усреднено-чайный вкус, который способен достаточно быстро надоесть самому преданному ценителю чая. Конечно, можно было бы развлекаться ароматизированными чаями — но этот способ получения пикантных впечатлений меня как-то не увлек.

Во-вторых, если попробовать все чаи, что продаются в супермаркетах Пскова (Москвы, Санкт-Петербурга — нужное подчеркнуть, отсутствующее — добавить) еще можно (хотя бы теоретически), то выпить весь приобретенный для дегустации чай невозможно физически. И морально тоже невозможно — потому что нередко это никудышный чай. Дарить чай родственникам и друзьям по принципу «на тебе, убоже, чего нам не гоже» тоже как-то не получается. Так что дегустационная эпопея непременно должна была закончиться складским кризисом — е его первые ласточки, имеющие форму пачек, пакетов и банок с разномастным чаем, уже начали появляться у меня дома и на работе. Запускать это было нельзя — и период большой «супермаркетовской» дегустации в моей чайной жизни закончился, почти не начавшись.

С тех пор все очень сильно изменилось. Чай в супермаркетах я стал покупать достаточно редко — в тех только случаях, когда чай этот или безоговорочно хорош, или удивляет (чем удивляет — не очень важно). Недели полторы назад я удивился — и купил юннаньский чай в несколько необычной для чая упаковке. О нем, собственно, и пойдет далее речь.

ЮННАНЬСКИЙ ЧАЙ
Юннаньский чай — понятие очень обширное и многогранное. Потому что Юннань — это достаточно большая провинция Китая, в которой производится большое количество сортов чая. Если честно, то только пуэров, родиной которых как раз и является Юннань, достаточно для того, чтобы прославить не любую местность на земле. А ведь пуэры — далеко не единственные юннаньские чаи.

Однако все «именитые» чаи из Юннани продаются под собственными названиями — и покупать их, пожалуй, лучше не в супермаркетах, а в специализированных чайных магазинах. Но кроме «именитых» на полках магазинов весьма часто можно найти чай, на котором просто написано — «Юнанньский» (ну или по-английски — Yunnan Tea).

Этот чай, несмотря на свою простоту и непритязательность, достоин всяческого внимания, особенно если в своих чайных привычках вы тяготеете к европейским традициям.

В европейской традиции Yunnan Tea — это, чаще всего, черный среднелистовой чай, с черными с «пепелинкой» чаинками, суховато-цветочным ароматом, темным и немного мутноватым цветом настоя, бархатистым, чуть сладковатым, немного шершавым и «туповатым» (в хорошем смысле этого слова) вкусом и мягким, сладким, сухим послевкусием, в котором, при желании, можно уловить копченые нотки (но не всегда). Короче говоря, это очень вкусный чай.

Мне приходилось пробовать юннаньский черный чай в исполнении Whittard of Chelsea, Ahmad (в серии Limited Edition), Twinings (продается только в развес, и только в Лондоне) и Greenfield. Юннаньский чай от Twinings меня разочаровал, от Whittard of Chelsea и Ahmad — порадовал, от Greenfield — удовлетворил.

И вот буквально недели две назад на полках одного из местных магазинов я наткнулся на забавные пакеты с клапанами, в которых по цене 40 рублей за 100 грамм продавался самый разный китайский чай, произведенный Чжецзянской чайной компании Китая для компании Лэнд Грант. Среди этого «самого разного чая» был и юннаньский.

Меня этот чай привлек и немного неочевидной упаковкой, и тем, что он «Юннаньский красный чай» (напомню, что в классической китайской классификации те чаю, что мы называем черными, называются красными). Рассудив, что если уж при выводе продукта на российский рынок производители рискнули использовать непривычное для наших потребителей обозначение вида чая, он качества самого чая можно ожидать приятных сюрпризов.

К сожалению, я ошибся. В аромате этого чая, конечно, присутствует что-то от хорошего юннаньского черного чая — но он грубый вкусом и я даже не знаю, в каких условиях его можно пить. Попробую, конечно, еще несколько раз. Если мнение изменится — сообщу.

ЗИМАЧАЙ 2006
Как вы, возможно, знаете, время от времени мы собираем компанию из любителей чая и отправляемся на какую-либо природу — на большое чаепитие. Большое чаепитие традиционно длится три дня, за это время всесторонней дегустации подвергаются 30-40 сортов чая (я не то, чтобы хвастаюсь — но это тоже показатель), в промежутках между чаепитиями происходят разнообразные прогулки, путешествия, сауны и прочие спокойные развлечения. Таких чаепитий с лета 2004 года случилось уже шесть, их собирательное название — «ЛетоЧай» и именно им посвящен отдельный раздел нашего сайта с целой кучей отчетов и фотографий.

Сейчас у нас, правда, совсем не лето. Поэтому ближайшая наша встреча будет называться «ЗимаЧай 2006». Она пройдет 20-22 января 2006 года на базе загородного отеля «Плесков», недалеко от Пскова, на берегу Псковского озера (мы там уже два раза пили чай, нам понравилось). Для того, чтобы присоединиться к мероприятию, вам нужно будет связаться с его организатором (Елена Шахметова, leto-07@yandex.ru), сообщить о своем желании, получить подтверждение того, что вы занесены в списки и быть готовым прибыть в Псков утром 20 января 2006 года. А еще нужно быть готовым расстаться с небольшой суммой денег (3500 рублей + примерно 1000 рублей). 3500 рублей (это оплата участия в мероприятии) пойдут на оплату проживания, завтраков, трансферта, чая, воды, чайных лакомств, путешествия в Изборск или Печоры (это как пойдет) и других увеселений. Примерно тысяча нужна для двухдневного самостоятельного питания в ресторане (обеды и ужины) — впрочем, на базе есть кухни, при поездке из Пскова на базу будет заезд в магазин, так что можно будет готовить ужины и обеды самостоятельно, и немного сэкономить.

Я, к сожалению, первый раз не смогу принять полноценного участия в «ЗимеЧае 2006» — мы с женой сможем приехать в «Плесков» только на один день. Но все остальное — хорошее место, веселая компания и отличный чай — останется неизменным. Кстати, это мероприятие большей частью будет посвящено дегустации китайского чая.

Я буду продолжать информировать вас, уважаемые подписчики, о подготовке к мероприятию, а пока, если есть вопросы, можно задавать их непосредственно Елене Шахметовой или в соответствующей ветке нашего чайного форума.

НОВОСТЬ НЕДЕЛИ. FORTNUM & MASON ПРИХОДИТ В РОССИЮ
Первая цитата из оригинальной новости: «Британский Гастрономический Дом Fortnum & Mason подписал договор с ООО «Столичная торговая Компания» (СТК) об эксклюзивном праве на бренд Fortnum & Mason в России и странах СНГ». Вторая цитата из новости: «Первые 300 наименований «F&M» к концу декабря появятся в сети гастрономов премиум-класса «Глобус Гурмэ», оператором которых выступает СТК. В ближайшие годы планируется открыть в Москве отдельный магазин Fortnum & Mason». Среди прочих роскошных продуктов, а ассортименте Fortnum & Mason присутствует и чай — более 200 сортов, среди которых достаточно много фирменных купажей (не очень интересных) и плантационных чаев (очень интересных). Совсем не обязательно, правда, что весь чайный ассортимент Fortnum & Mason появится в России.

Я информацию о приходе знаменитого лондонского торгового дома впервые прочитал на www.akm.ru, затем она буйным цветом расцвела по всему остальному русскому Интернету, обрастая мнениями и комментариями. Я тоже позволю себе небольшое мнение и небольшой комментарий.

Главный Fortnum & Mason (есть еще «неглавные», в Японии, например) — это, как я уже однажды писал, магазин роскошных продуктов питания, расположенный в Лондоне, на Пиккадилли, в здании бывшей оперы (отчего витрины магазина оформлены в оперном стиле и у дверей магазина постоянно играет музыка). Магазин этот очень шикарный (скорее именно шикарный, нежели красивый), весьма дорогой и очень интересный — правда скорее с точки зрения «поглазеть», нежели с точки зрения «купить». С моим уровнем доходов, конечно.

Чая там много. Очень много. Говорят, сортов 200 (см. новость). Я сам не считал — глаза разбежались. Значительная часть этого чая упакована в разнообразные подарочные коробки (часто — деревянные и очень претенциозные), наборы и прочие приятные штуки. А вот качество чая, продающегося под маркой Fortnum & Mason очень разное. От посредственного (купажи, в том числе фирменные) до весьма высокого (плантационные чаи).

Одним словом, будет очень приятно, если хотя бы часть чайного ассортимента Fortnum & Mason появится в России. Даже если он будет раза в два дороже, чем в Лондоне, иногда себе можно будет его позволять.

Кстати, Fortnum & Mason — это торговый дом, но не чайная компания. То есть сам Fortnum & Mason чая не производит, он его только продает. А производится чай, продающийся под маркой Fortnum & Mason хорошо всем известной компанией Twinings, которая является лидером английского рынка высококачественных чаев (тех, что по-английски называются «Speciality teas») и, как вы, наверное, знаете, торгует не только в Англии. (В качестве еще одной ремарки замечу, что компании Twinings принадлежит еще один чайный брэнд, достаточно хорошо уже в России известный — Jacksons of Piccadilly).

АНОНС
15 декабря 2005 года в московском чайном клубе «ИСТ» состоялось финальное состязание чайных мастеров, следующих китайской традиции чаепития. В турнире принимали участие не только жители Москвы, но и других городов России. Победителем турнира стал Юлиан Шильников, представляющий чайный клуб «ИСТ». Второе место занял представитель новосибирского клуба чайных традиций «БаоЛинь» Владислав Ильин. На третьем месте — москвичка Татьяна Елизарова.

Это — вкратце. Подробный рассказ о состязании появится в одной из наших ближайших рассылок.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
На «Информационном Буме» я написал сегодня рождественскую историю...