«СЛОВО О РУССКОЙ ПИЩЕ»
Прогуливаясь в минувшие выходные по книжным магазинам, я наткнулся в одном из них на небольшую книжку И.С.Лутовиновой «Слово о русской пище», в которой автор (далее по аннотации) «исследует названия и происхождение самых распространенных видов русской пищи». Изучив оглавление и алфавитный указатель кушаний и напитков, я обнаружил в последнем несколько ссылок на чай, нашел их, изучил, счел достаточно скромными (чай в книге не исследуется вовсе), но интересными и книжку купил.
Первый раз в книге чай упоминается в рассказе о сочне, который завершается строками из Бестужева-Марлинского (был такой очень интересный и сильно романтический писатель, популярностью в свое время превосходивший Пушкина).
Я формалист: люблю я очень
В фарфоре чай, вино в стекле;
В обеде русском добрый сочень.
Ничего особенного о чае, конечно, но приятно. Основные же «чайные» страницы книги начинаются сразу после небольшого рассказа о сбитне. Здесь я позволю себе достаточно большую цитату, потому что и рассказ о сбитне тоже достаточно любопытен.
«И опять хочется обратиться к описанию этого напитка, сделанному И.С.Шмелевым: «[Рождество. Торговля елками] Нард гуляет, выбирает... сбитенщики ходят, аукаются в елках: Эй, сла-дкий сбитень!.. В самоварах, на долгих дужках, сбитень. Сбитень? А такой горячий лучше чая. С медом, с имбирем душисто, сладко»; «Сбитню кому, горячего сби-тню, угощу? Пьем сбитень, обжигает». Гиляровский сообщает, что еще в начале XX в. в Москве в Охотном ряду «сбитенщики разливали по копейке за стакан горячий сбитень любимый медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках».
Сбитень сейчас окончательно вытеснен чаем. В Толковый словарь русского языка слово сбитень включено в значении: «в старину: горячий напиток из меда с пряностями».
Употребление же чая стало известно в России только в середине XVII в. В одном из памятников XVII в. находим: «Русские ведут торг также с Китаем, добывая оттуда шелковые одежды. Привозят оттуда также чай...» (Г. Лудольф). «В старообрядческих домах он получил признание только в XIX веке. До того времени он, наравне с кофе, рассматривался как нововведение антихриста. В России чай и кофе появились почти одновременно: чай впервые при Алексее Михайловиче, из Азии, кофе при его сыне Петре, из Европы. Реакция на них у старообрядцев была одинаковой: Кто пьет чай, тот спасения не чай, Кто пьет чай, тот от Бога отчаялся, Кофий пить налагать ков на Христа».
В настоящее время среду русских самым распространенным напитком является, конечно, чай. Причем самым вкусным чаем для нас был и остается тот, который заварен исключительно по-русски, то есть без кипячения заварки. А пить такой чай русские люди любят, заливая его горячим кипятком из самовара и заедая маленькими ложечками вкусного душистого меда или варенья из любых ягод и фруктов, также истинно русского блюда, особым образом сваренного. Специфика такого варенья заключается в том, что ягоды (фрукты) в густом сиропе сохраняют свою цельность, аромат и вкус натуральной ягоды (фрукта)».
Конец большой цитаты.
Я не буду сейчас рассматривать точность или неточность представлений автора о качествах чая и способах его употребления, наиболее ценимых русскими. Совершенно очевидно, что наша всенародная любовь к чаю из самовара абстрактна многие из наших земляков, имея несомненное представление о самоваре, чаю из самовара никогда не пили. Интересно не это.
Лет шесть-восемь назад я переживал период достаточно активного интереса к ягодам, травам, кореньям и прочему подножному корму. Интерес этот достаточно быстро сошел на нет не имея, к счастью, рациональной потребности в целебных свойствах даров природы, я некоторое время просто развлекался с их вкусами и ароматами. Обнаружив, что большая часть из них удивительно ароматны, но не особенно вкусны и нуждаются (при использовании в напитках) в какой-то «вкусовой базе» (в меде, в чае, в спиртном), я два года подряд смешивал разные травы и ягоды с чаем, пришел к выводу, что постоянные смеси сильно надоедают и что чистые чайные или чистые травяные переживания много интереснее совокупных и «завязал».
Сейчас, однако, в силу объективных и приятных обстоятельств, я вновь столкнулся с травами и был поражен насыщенностью, свежестью и органичностью их ароматов. Череда, ромашка, давно любимый мною чабрец и даже простая, как швабра, мята ароматы дают просто удивительные. Аромат чая, безусловно, тоньше и изысканнее, но, как это часто бывает, на контрасте с этой тонкостью и изысканностью сильные и настойчивые ароматы трав выигрывают.
Я ни в коем случае не собираюсь сравнивать сейчас травы и чай вещи эти во многом не сравнимы. Но мне стало любопытно, по каким причинам чай так быстро вытеснил в России напитки на основе трав тот же сбитень, например.
Ведь по вкусу, аромату и целебным свойствам сбитень едва ли уступал чаю. На первых порах наверняка был дешевле и, наверняка, привычнее (хотя, конечно, не стоит преувеличивать масштабы распространения сбитней национальным напитком его назвать можно едва ли). И, тем не менее, чай сбитни вытеснил до степени совершенно неприличной, почти полностью.
Мне кажется, что в «противостоянии» чая и сбитня решающим стал тот факт, что сбитень являлся продуктом производства кустарного, а чай, в его европейской ипостаси, продуктом производства индустриального. И уступая, вероятно, сбитню по качественным характеристикам (вкусу, аромату, целебному действию) он полностью превосходил его по другим потребительским характеристикам.
Во-первых, в какой-то момент чая стала просто больше. Урожайность чайной плантации и производственные мощности чайных фабрик даже сто пятьдесят лет назад наверняка превосходили урожайность лесных и луговых «месторождений» трав и «производственные мощности» их сборщиков.
Во-вторых (как следствие «во-первых»), чай стал доступнее. И по цене, и по возможности приобрести его в любое время и в любом месте. Как сейчас, например, кока-кола доступнее и дешевле хороших газировок черноголовского «Байкала» или «Тархуна», например.
В-третьих, как любой индустриальный продукт, чай был обеспечен более мощной информационной поддержкой (старинную рекламу чая найти можно запросто даже в Интернете, реклама сбитней мне не встречалась ни разу).
Ну и, наконец, в-четвертых, чай был напитком модным и европейским. Что для русского потребителя всегда было очень важным. Особенно в России XIX века, во времена жуткой моды на западничество.
Короче говоря, по моей гипотезе чай вытеснил сбитни во многом благодаря имиджу и доступности. Можно даже сделать банальный и спорный вывод о том, что чай в XIX веке в России занимал в культуре напитков место, схожее с тем, которое сейчас в нашей культуре напитков занимает упоминавшаяся уже кока-кола.
Впрочем, на этом выводе я настаивать не буду.