чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 318 (25.05.06). д. шумаков

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ
Всем вам, уважаемые подписчики, наверняка известен тот факт, что в западноевропейскую культуру разнообразные ароматические масла и прочие благовония пришли изначально вовсе не для того, чтобы сделать прекрасное (благородных женщин и мужчин) еще более прекрасным (и ароматным). Изначально все те ароматические вещества, которые, в конечном итоге, превратились в современную парфюмерию, призваны были сделать изначально вонючее чуть менее вонючим — своими приятными запахами они должны были перебивать запахи неприятные. На протяжении достаточно долгого времени жители Западной Европы не отличались особой любовью к гигиене. Тому были и объективные причины (горячая и чистая вода была роскошью — в том числе и из-за дороговизны дров) и субъективные (во времена крестовых походов, например, не особенная забота истинного христианина о собственном теле была естественным противопоставлением мусульманской чистоплотности).

Восток, воплощением которого в рамках этого текста будем считать Японию, особых проблем с гигиеническими процедурами не испытывал. Ну или испытывал их в значительно меньшей степени, нежели Запад — распространенность и относительная доступность горячей воды (хотя бы в форме термальных источников в той же Японии) позволяла благородным мужам «не вонять» (извините) естественным образом. И отношение к ароматическим веществам на Востоке изначально отличалось от западного — они украшали и без того приятную жизнь, но не делали невыносимое чуть более терпимым.

Различие между западным и восточным подходом к ароматам можно наблюдать и сейчас. Совсем недавно я с удивлением узнал, что в японские парфюмерные дома, признанные и популярные в Европе, почти не производят мужских ароматов. И это при том, что спрос на мужскую парфюмерию (несмотря на торжество гигиены) постоянно растет. У японцев просто «не сходится» — для них естественным мужским состоянием является совершенно отсутствие запахов, и зачем поливать парфюмом чистого мужика, они просто не понимают. Подход очень разумный, я его полностью разделяю, однако речь сейчас не об этом.

В последнее время меня все чаще и чаще посещает мысль о том, что в Европе и на Востоке чай тоже ароматизируют с совершенно разными целями. На Востоке — чтобы украсить напиток. На Западе — чтобы скрыть его недостатки. Конечно, правило это совсем не является железным. И братья-китайцы запросто могут пустить бросовый чай в жасминовую ароматизацию, и европейцам нередко удаются настоящие ароматические шедевры — только вот почему-то до нас они доходят чрезвычайно редко.

Большая часть продающегося в наших магазинах ароматизированного чая (особенно черного ароматизированного чая) по результатам воздействия на человека можно сравнить с химическим оружием. Только вред эти ароматизированные чаи наносят не здоровью (что, в случае с химическим оружием, конечно, печально, но, по-своему, честно и понятно), а вкусу и чайным предпочтениям, создавая у потребителей представление о том, что вкусный чай — это чай с дополнительным насыщенным вкусом, а ароматный чай — это чай с одеколонным ароматом. А это уже — идеологическая диверсия высшей степени коварства.

Ситуация усугубляется при этом тем, что в неправильном ароматизированном чае, как правило, хорошего нет вообще ничего. Сам чай там достаточно фиговый — или старый, или изначально невысокого качества. Ароматизация же этого чая производится часто столь изощренными способами, что по сравнению с некоторыми ароматизированными чаями бульонные кубики являются исключительно натуральным продуктом. Почти живой коровой, только порезанной на геометрически правильные кусочки.

Самым коварным обманом в большинстве ароматизированных чаев, конечно, являются кусочки фруктов, создающие у потребителя иллюзию того, что ему подсунули исключительно натуральный продукт. Это, конечно, совсем не так.

Почти всегда любые «кусочки» и лепестки добавляются в чай исключительно для красоты. Даже в классический ароматизированный чай — жасминовый зеленый — цветки жасмина чаще всего добавляются уже после ароматизации. Для красоты и «помечания» чая.

Чтобы убедиться в «противоестественности» ароматизации чаев с кусочками фруктов, достаточно поставить очень простой опыт.

1. Нужно купить ароматизированный земляничный чай. С ягодками, дивным ароматом земляники и выраженным земляничном вкусом. От которого хочется петь про земляничные поляны навсегда или про Люси на небе с бриллиантами.

2. Нужно купить достаточно простого черного чая и добыть немного земляники — буквально через месяц сделать это будет проще простого. Землянику нужно высушить (это красиво и ароматно) и добавить в приготовленный заранее чай. К количестве, заведомо превышающем количество ягодок в магазинном ароматизированном чае.

Смею вас заверить, что во втором варианте (варианте исключительно натуральной ароматизации) вы не получите и намека на те насыщенные вкус и аромат, что «украшают» чай магазинный. Потому что в магазинном чае земляника — для антуражу, а в нашем мы будем пытаться использовать ее по непосредственному назначению. Безуспешно.

Даже если мы прыгнем выше головы и высушим землянику не просто так, а в чае (это сложно технически, но возможно), с таким расчетом, чтобы он отдавала аромат заварке, у нас ничего не получится. Намеки на земляничный аромат в «натуральном» чае, безусловно, будут — но они будут очень легкими. А вот во вкус от сушеной земляники перейдет только кислина.

Короче говоря, для того, чтобы получить ароматы и вкусы магазинного уровня интенсивности, в чай нужно добавлять разнообразные ароматизаторы. Именно этим и занимаются почти все без исключения производители ароматизированного чая.

Мне это не нравится, но писать гневные разоблачения я не стану. В конце концов, на чайном рынке спрос и предложение влияют друг на друга в равной степени и кто более виноват в огромном количестве «компотов» на чайных полках — потребители со своеобразным вкусом, или производители, этот своеобразный вкус формирующие, я для себя пока не решил.

Мне непонятно другое. Наличие на рынке товаров низкого уровня, рассчитанных на непритязательные вкусы, как бы само собой подразумевает и наличие товаров более высокого класса. В случае с ароматизированными чаями этого «само собой» не происходит. Небольшое количество качественного ароматизированного чая (в основном — зеленого и улунского) присутствует «клубной» чайной торговле и у некоторых хорекашных поставщиков — но массовому потребителю эти чаи недоступны.

А зря. Не в том смысле «зря», что клубы и хорекашные поставщики не работают на массового потребителя (их чая просто на всех не хватит), а в том смысле, что зря производители массового чая не озадачиваются вопросами создания хорошего ароматизированного чая, предпочитая ему кондовые напитки, которыми впору записать кильку в томате. А ведь удачно ароматизированный чай — удивительный напиток. Ароматическая гамма чая, особенно черного чая, такова, что в нее органично вплетаются самые разные ароматы — от бодрящих, типа мяты или лимона, до пряных и сладких, типа корицы или персика. Но. Для того чтобы ароматизированный чай доставлял истинное удовольствие, ароматизация должна быть чрезвычайно деликатной. Можно даже сказать — нежной. Только тогда знакомство с таким чаем будет легким и доставляющим изысканное и чуть смущающее удовольствие — такое, какое получаешь от необязательного флирта с умной и милой девушкой.

Нам же вместо «чудного виденья» подсовывают чаи, которые можно сравнить только с хохочущей басом размалеванной и густо спрыснутой парфюмом вульгарной бабищей. В принципе, ее тоже можно каким-то образом использовать — но только не для изящного флирта.

Вот. Разошелся. Сдается мне, что тему ароматизированных чаев я продолжу в следующий четверг, но уже более конкретно — рассказом о тех ароматизированных чаях, которые мне особенно понравились.

СНОВА AHMAD
На нашем сайте продолжается он-лайн дегустация чаев линейки Ahmad Limited Edition коллекции 2005-2006 годов. Очень любопытный опыт получается.

И еще в ахмадовскую тему. Под ссылкой — интервью с титестером компании Ahmad Tea. Интервью явно постановочное (я еще ни разу не встречал людей, говорящих в живой речи такими мощными предложениями), но интересное. И представление о работе титестера более или менее позволяет получить. Спасибо, Душечка.

Кстати, оказалось, что внимательно попробовать и описать 11 чаев — это по-настоящему сложная работа.