чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 320 (08.06.06). д. шумаков

АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ — 3
Сегодняшним выпуском, уважаемые подписчики, я заканчиваю рассказ о симпатичных мне ароматизированы чаях. У этих напитков, при их многочисленных и очевидных достоинствах, есть один принципиальный недостаток — они очень быстро надоедают. Несомненно, любой чай, в том числе и самый лучший и «самый чистый» тоже может надоесть — но ароматизированные чаи надоедают исключительно настойчиво и в рекордные сроки. Они очень удачно «разбавляют» традиционный чайный репертуар, добавляют в него пикантную нотку — но никогда не станут его основой, точно так же, как маринованные огурцы или специи никогда не станут основой пищевого рациона нормального человека. Наверное, это их способность надоедать передается и текстам — еще две недели назад писать об ароматизированных чаях было невероятно интересно. А сейчас — скучно.

Кстати, о специях...

АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ. ДОСКА ПОЧЕТА
Черные чаи со специями (кардамон, гвоздика, корица, перец и т.п.) весьма специфичны и, являются рафинированным воплощением всех свойств и достоинств ароматизированного чая: они категорически оттеняют чистые чаи, пить их хочется чрезвычайно редко — но от этого редкого пития можно получить удивительное удовольствие.

Самый приметный чай со специями на нашем рынке — это рождественский чай от Twinings. Рождественским он называется не случайно — он идеален именно под Рождество, когда снег, холод и темнота становятся столь безысходными, что спасает от них только праздник и все сопутствующие празднику атрибуты. В том числе и горячий и на редкость согревающий чай со специями, отлично сочетающийся с сахаром и разнообразными рождественскими закусками.

Частным случаем чая со специями является ванильный черный чай — напиток столь же приятный, сколь и редкий в наших краях: несколько раз он появлялся на полках магазинов под разными торговыми марками — и всякий раз достаточно быстро и благополучно пропадал. Ванильный чай — это тоже отличный согревающий напиток, но не такой радикальный, как чай с более суровыми специями. Он особенно хорош, пожалуй, летними ночами, когда холод воспринимается как исключительная подлость со стороны окружающей среды, а любой средство от этого холода избавиться вызывает искреннее (до скупых мужских слез) умиление.

У ванильного чая в чистом виде есть один заметный недостаток: это диссонанс между сладким ароматом и несладким вкусом. Когда после сладкой ванили в аромате вдруг не ощущаешь сладости во вкусе, чувствуешь какое-то разочарование. Поэтому чистый ванильный чай лучше немного подсластить. Или раздобыть ванильный чай, с небольшой толикой апельсинового масла (тот же Twinings предлагает именно такой ароматизированный чай) — удивительно гармоничный и приятный напиток.

Когда-то давно, кстати, на полках магазинов попадались ванильные чаи, в которых можно было найти лепестки ванили (Golden Vanilla от Sir Thomas Lipton), добавляющие напитку «романтизьму». Но та липтоновская линейка больше, увы, не продается.

Еще один симпатичный мне сладкий ароматизированный чай — это черный чай с ароматом личи. Этот фрукт давно уже перестал быть диковинкой, но я до сих пор не знаю, чем поливают чай для того, чтобы он этим фруктом пах. Получается, тем не менее, очень и очень симпатично. Аромат у этого чая одновременно легкий и тягучий — и полностью соответствует усредненному представлению об аромате восточном. Я, кстати, о личи действительно ничего не знаю, и даже не знаю, имеет ли этот фрукт какое-либо отношение к Востоку в шахрезадовском смысле этого слова — но аромат восточный ;) Возможно, из-за этой усредненной восточности (и чувственности) этот чай гораздо больше нравится женщинам, нежели мужчинам.

Очень любопытны ароматизированные черные чаи с мягкой персиковой ароматизацией. Опять же (я прошу простить меня за эти дурацкие оговорки — я ни разу не издеваюсь) я не встречал таких чаев в России — у нас чаи с персиковой ароматизацией очень химические. А зря. Мягкая персиковая ароматизация (как правило, это кусочки персика, несколько неэстетично облепленные чаинками или персиковая стружка, если так можно выразиться — ну и, конечно, какой-то ароматизатор, только совсем немного) не оставляет практически никаких следов в аромате напитка. Часто определить такой чай как персиковый, можно только взглянуть на него или почитав этикетку. Однако при заваривании персик дает замечательный эффект — его сладость одновременно усиливает и смягчает терпкость чая. Сам же персик проявляется в чуть заметных и очень комфортных оттенках, от которых получаешь удовольствие, сравнимое с удовольствием усталого мужчины, смотрящего на красивых женщин и вдруг с радостью понимающего, что его усталость дает ему право никак на этих женщин не реагировать, а просто сидеть и расслабляться...

Относительно недавно в России появились два ароматизированных улуна — женьшеневый и молочный. Если честно, то еще пяток лет назад сама мысль об ароматизированном улуне мне показалась бы настолько же противоестественной, насколько и мысль о черной водке. Однако время идет — черной водкой уже никого не удивишь, да и ассортимент ароматизированных улунов не ограничивается молочным и женьшеневым ароматами. Впрочем, женьшеневый и молочный улуны остаются классикой (если это слово здесь вообще употребимо) и продолжают пользоваться определенной популярностью.

Как и все ароматизированные чаи, молочный и женьшеневый бывают хорошими и плохими. Вернее даже, хорошими и отвратительными — во что иногда превращается улун при обработке его женьшеневой пылью, даже представить себе страшно. Самый гранулированный кенийский черный чай по сравнению с некоторыми женьшеневыми улунами — совершенно натуральный и очень естественный продукт. Впрочем, и к плохому, и к хорошему женьшеневому улуну я достаточно равнодушен.

Молочный же улун (чаще всего фигурирующий в магазинах под названием «Золотой (огненный) цветок с молочным ароматом» или «Най Сян Цзинь Сюань») в хорошем исполнении мне симпатичен. И ароматом, и вкусом (который, в нем очень сильно зависит от «базового» чая — гораздо больше, нежели в черных чаях) и теми легендами, что вокруг этого чая слагались. Сейчас уже никто особо не скрывает, что «молочность» этого чая является всего лишь следствием «работы» карамельного ароматизатора. А было время, рассказывали всякое — и о поливке кустов этого чая молоком (не иначе как от небесной коровы) или сахарным сиропом, о том, что никто, на самом деле, не знает, откуда у этого чая столь необычный аромат — а китайцы хранят тайну... И прочее, и прочее, и прочее.

На самом деле существуют чистые, неароматизированные улуны, в аромате которых присутствует молочность — несравненно более легкая, нежели вносимая ароматизатором, почти незаметная. Производят эти чаи из листьев чайного куста сорта Цзинь Сюань — но об этом я расскажу как-либо в другой раз.

Молочный улун оказался удивительно уместным банным чаем. В немного влажном воздухе предбанника, небрежно заполненного голыми мужиками, молочность чувствуется особенно сильно и создает какой-то удивительный, детский уют. После трех-четырех чашечек этого чая хочется принять позу, близкую, насколько позволяет полное отсутствие гибкости в членах, к позе эмбриона, завернуться в простыню и предаться безмятежности. Но настоящие мужчины никогда не расслабляются — и, стряхнув с себя чайное наваждение, отправляются в парилку, отпуская похабные замечания по поводу прилипших к разным местам банных листьев и пытаясь нехитро скрыть смущение от недавнего короткого, неглубокого, но очень милого блаженства.