чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 352 (18.01.07). д. шумаков

ОБНОВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
В нашей «Чайной библиотеке» произошло небольшое, но приятное обновление. Константин Шеховцев прислал два достаточно старых текста о чае: статью О. Д. Чантурия «Производство черного, зеленого, желтого и красного чая» и одну из глав книги К. М. Джемухадзе («Культура и производство чая в Китайской Народной Республике»), посвященную технологии производства чая «Лунцзин».

Для любителей чая, систематически занимающихся поиском чайной информации, эти тексты новыми, безусловно, не являются — но на нашем сайте они опубликованы не были. Теперь эта оплошность исправлена. Спасибо, Константин.

Эти тексты, кстати, особенно та часть статьи Чантурия, что посвящена производству желтого и красного чаев, не бесспорны. Приведенное в самом конце этой статьи «мнение некоторых специалистов» и вовсе может сойти за анекдот, вот оно: «По мнению некоторых специалистов, желтый и красный чай, так как они являются промежуточными продуктами, можно получать путем купажирования в определенных соотношениях зеленого и черного чая. Так, например, для получения красного чая можно смешивать зеленый и черный чай в соотношениях от 1:1,5 до 1:4. Для получения желтого чая можно пробовать следующие соотношения от 1:1 до 1:3». Это немного забавно. Но эта забавность, честно говоря, не очень важна.

Важно другое. К сожалению, новая российская чайная традиция, в которой тон задают китайские чаи и которая родилась и развивается в чайных клубах, почти полностью проигнорировала весь тот чайный опыт, который был накоплен в нашей стране и за последние десятилетия, и за четыре чайных века вообще.

Этот феномен легко объясним — опыт нужно изучать годами, причем изучение это далеко не всегда легкое и приятное (биохимия и разные прочие науки много сложнее, чем сотня китайских слов и десяток легенд). А влиться в новую традицию, почти моментально ставшую модной, умной и духовной, можно за несколько недель ненапряжных занятий в чайной школе. И, чисто по-человечески, тот факт, что массивы чайной литературы, лежащие, например, в Ленинской библиотеке, практически никем из «новых чайных» не изучены, мне понятен — человек ищет, где проще. Я сам такой.

Но как-то уж очень обидно, что в таком хорошем деле, каким является дело чайное, не возникло преемственности между старой отечественной чайной школой и новыми отечественными чайными традициями.

TEA PALACE
Некоторое время назад я упоминал уже в рассылке английскую чайную, чайный магазин и сопровождающий их интернет-магазин с гордым именем Tea Palace. В принципе, даже не имея возможности заказывать чаи из этого магазина, от изучения его ассортимента можно получить множество разных удовольствий — от иронических до вполне серьезных.

Я, например, искренне порадовался набору подставок под карточки с именами гостей, приглашенных на чаепитие — чтобы каждый сверчок знал свой шесток. У меня даже появилась шальная мысль завести такую штуку для наших СезонЧаев — из хулиганских соображений.

Еще одна исключительно забавная штука, продающаяся в этом магазине — тройные песочные часы, отмеряющие время, необходимое для заваривания зеленого, черного и белого чаев разными колбами с песком разного цвета. Ну и подарочные «чайные книги» в этом магазине весьма симпатичные — хоть и попсовые (да и чай они туда засыпают дурацкий).

Впрочем, все эти держатели, часы и книги являются вещами, о которых приятно знать, но которые вовсе необязательно иметь — сам факт существования таких милых безделушек очень забавляет, а вот после приобретения они запросто могут начать раздражать своей, в общем-то, совершенной ненужностью. Так что пусть остаются в магазине — тем более, что в этом же магазине я нашем вещи, которыми хочется именно обладать.

Ну, в первую очередь, это, конечно, чай. В последнее время мое отношение к приличным английским чайным магазинам несколько изменилось. Если раньше я сразу начинал метаться по ним в поисках плантационных дарджилингов, то после удачного опыта работы в прошлом году с Golden Tips, доставляющим чай непосредственно из Индии, покупка индийского чая в Англии стала выглядеть несколько противоестественной. Впрочем, проверенный индийский чай все равно есть смысл заказывать в Великобритании, в том же Whittard of Chlelsea — но я сейчас не об этом.

В Англии очень сильна традиция купажирования черных чаев и эти купажи часто получаются весьма интересными. И еще весьма интересными в Англии бывают китайские черные чаи — те, что продаются под европеизированными названиями «Кимун», «Юннань» и т.п. Ну и, наконец, только за пределами России в одном магазине можно найти сразу несколько чаев, в названии которых присутствует слово Russian.

Короче говоря, в Tea Palace были заказаны два «китайца» (Yunnan Golden Needle и Keemun Hao Ya), два «русских» (Russian Caravan и Russian Taiga) и один «индиец» (Assam Mangalam) — как дань традиции.

Но они были заказаны не просто так. Они были заказаны в специальных «образцовых» баночках, в которые помещается по 30-40 граммов чая, которые в этом магазине служат специально для «тестовых» покупок и которые, на самом деле, оказались второй вещью их Tea Palace, которой мне захотелось обладать. Очень уж я люблю такие баночки ;)

Конечно, заявить, что я и чаи-то покупал только ради баночек, нельзя. Не только. Но во многом благодаря им. И, кстати, в основном ради обладания такими баночками (оказавшимися весьма удобными и размером, и функциональностью) я буду продолжать делать покупки в Tea Palace.

И баночки, и три чая, достойные более или менее подробного описания, можно внимательно рассмотреть вот здесь. О чаях же можно сказать следующее.

Russian Taiga и Russian Caravan оказались вариациями на тему копченого чая, причем вариациями достаточно скучными — «Тайга» поядренее, «Караван» поделикатнее. Честно говоря, меня много больше обрадовал бы «Русский Караван» в стиле Whittard of Chelsea или Jacksons of Piccadilly — в которых есть только намеки на копченость, да и те очень тонкие. Ну да не судьба, тем более, что Russian Caravan от Whittard of Chelsea я получил в той же партии чая, что и типэлэсовские чаи (Лёхин, дружище, спасибо тебе за доставку чаев). Ну а красивые баночке и вовсе все искупили.

Не особо порадовал и Кимун, несмотря на бесподобный вид сухой заварки — тонкие аккуратные чаинки темно-серого (часто) и золотистого (редко) цвета, образующие очень приятную на ощупь и упругую «чайную массу». «Конструируя» этот чай, его создатели решили, видимо, усилить присущие традиционным для Европы кимунам копчено-черносливную нотку — и, на мой взгляд, перестарались. Чай, конечно, получился не таким копченым, как Лапсанг Сушнонг или «русские» чаи из этого же магазина — но, тем не менее, его копченость-черносливность оказалась несколько настырной, а зря. От кимунов-то, в первую очередь, хочется деликатности.

А вот юннань и ассам оказались очень хорошими.

Юннань тоже оказался очень красивым — весь из плотных блестящих черных чаинок, с редкими вкраплениями чаинок золотистого цвета. Причем вот какая штука — обычно большое количество в сухой заварке черного чая светлых чаинок считается достоинством. А в данном чае достоинством явилось как раз то, что золотистых чаинок оказалось мало — получились этакие благородные золотые отметины на не менее благородном черном фоне. Вкус — отменный юннаньский. Немного цветочной свежести, немного легкой терпкой сухости, немного мягкой сладости. И аромат очень чайный. Такой консервативный, правильный аромат черного чая, раскрывающийся не моментально, но достаточно быстро — и вроде как ничем особенно не удивительный, но исключительно приятный.

Ассам же просто сразил ароматом сухой заварки. Когда вскрываешь банку, то сразу возникает мысль о том, что дело тут нечисто и что в банку сыпанули мятного зубного порошка. Причем этот (ментоловый даже скорее, а не мятный) оттенок в аромате совсем не сильный — он просто неожиданный. Самое любопытное, что ментоловые нотки в хороших ассамах — не редкость, но я их чаще всего находил в аромате уже заваренного чая, на выдохе после глотка, на кончиках зубов и языка. А тут сразу и без предупреждения, в сухой заварке... Впрочем, в положенном месте (на выдохе на кончике языка и зубах) эти ментоловые нотки тоже нашлись, что очень приятно.

Ассам этот у типэлэслвцов получился очень «типасатым» — в нем золотистые чаинки представлены во множестве, мне показалось, что сухой чай состоит из них процентов на 20-30 (что очень много). Вкус настоя — классический ассамский, солодовый, с небольшой сладостью, которую принято называть медовой (мне не очень нравится это определение, но нехай будет). Чай остается мягким и вкусным, даже будучи заваренным очень крепко, оставляет яркое послевкусие и тот самый ментол на зубах и языке, о котором я уже говорил неоднократно. Великолепный напиток. Безусловно, лучший ассам, который мне доводилось пробовать за последний год.

Ну вот и все на сегодня. На ароматизированные чаи не осталось места — я продолжу эту тему в следующий четверг.